Главная страница
Навигация по странице:

  • «Иметь или быть»

  • Во-первых, физиологические потребности Во-вторых, потребность связи с окружающим социальным миром

  • «бегством от свободы»

  • Социальная концепция культуры Э. Фрома. Социальная концепция культуры Э. Фромма. Социальная концепция культуры Э. Фромма


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеСоциальная концепция культуры Э. Фромма
    АнкорСоциальная концепция культуры Э. Фрома
    Дата25.05.2022
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаСоциальная концепция культуры Э. Фромма.pptx
    ТипДокументы
    #549748

    Социальная концепция культуры Э. Фромма

    Выполнила:

    Мирзоян Е.А

    ПУВ-20-1

    • Эрих Фромм (1900-1980) – один из крупнейших мыслителей ХХ века. Одним из его учителей был К.Ясперс. В 20-е годы на него сильное влияние оказали концепции З.Фрейда и К.Маркса, синтез которых он считал основой своей гуманистической теории человека и культуры. Его работы «Иметь или быть?» (1976) и «Бегство от свободы»(1941).
    • Фромм был последователем марксистской концепции, согласно которой способность к творчеству формируется у человека в процессе социально-организованной деятельности, и особенности культурного развития общества всегда зависят от социальных факторов: экономической системы (уровня развития материального производства), социально-классовой структуры общества, характера политических отношений. Он считал, что человек изначально является социальным существом.
    • Как последователь З.Фрейда, Э.Фромм полагал, что Фрейд сделал важные наблюдения, но дал им неправильное толкование. Фромм пытался улучшить концепцию Фрейда, и он меняет интерпретацию бессознательного. «Оно» у Фрейда чисто биологическое. Фромм полагает, что роль животных инстинктов в бессознательном не так велика и значительна, как считал Фрейд.
    • Фромм считает, что в человеке соединяются властные потребности самосохранения. 
    • Фромм называет эту потребность обрести товарища по судьбе первой потребностью человека, будь то прокажённый или каторжник, отверженный или недужный. По мнению Фромма, человека, как социального существа, подавляет ощущение собственной ничтожности – если он не принадлежит к какой-либо общности.

    Во-первых, физиологические потребности

    Во-вторых, потребность связи с окружающим социальным миром

    Итак, эти потребности самосохранения и составляют в концепции

    1)

    2)

     Социальный характер - это бессознательное приспособление, индивида к социальным структурам общества.
    • Человек существо социальное,считает Фромм, и подлинно человеческое (культурное) начинается там, где заканчивается природное. Человек как биологическое существо боится смерти, а как культурное – одиночества, и чтобы не чувствовать себя одиноким, индивид вынужден принять образ жизни, коренящийся в данном обществе. Благодаря включённости человека в культуру, он приобретает определённые социальные черты и это обеспечивает человеку эффективное приспособление к требованиям общества, формирует у него чувство безопасности и защищённости. Социальный характер служит связующим звеном между индивидом и культурой. Социальный характер предопределяет все формы поведения человека, и своеобразие культуры обусловливается господствующим типом такого характера.
    • Разные общества обладают специфическим характером. Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.
    • Современную индустриальную культуру второй половины ХХ века Фромм считал обществом тотального отчуждения, породившим рыночный тип социального характера, лишённый внутреннёй ориентации. Ему присущи ложные эмоции, идеолизация, искажённое чувство любви и богатый набор невротических патологий, связанных с бессмысленным, органическим (бездуховным) существованием. С развитием рыночных отношений чувства изоляции и беспомощности усиливаются. Во всех общественных и личных отношениях господствует закон рынка, человек продаёт не только товары, он продаёт самого себя и ощущает себя товаром.

    В работе «Иметь или быть»

    В работе «Бегство от свободы»

    Это противоречивое состояние Э.Фромм назвал «бегством от свободы».

    Заключение

    Спасибо за внимание!



    написать администратору сайта