Понятие об обществе. Общество как специфический объект познания и основная категория
Скачать 241 Kb.
|
Общество как специфический объект познания и основная категорияПонятие общества Сущностные признаки общества Структура общества Социальные институты Гражданское общество Социальная структура общества Типология обществ Развитие общества Глобализация Теории происхождения обществаИнструментальная концепция человеческая сообразительность. Сексуальная концепция физиологические характеристики человека. Гендерная концепция распределения социальных ролей между полами. Кратическая концепция развитие управляющей подсистемы. Семантическая концепция признание слабости человека как биологического существа. Социальная история как естественноисторический процессвключенность общественной жизни в систему естественней, универсальной и всеобъемлющей взаимосвязи материального мира несводимость социальных законов и явлений к природным, их качественное различие Общество и природа (общее)Общество - сложная система, испытывающую как внешнее воздействие (со стороны природных и социальных объектов), так и особенности своей собственной структурной организации и функционирования. Специфика общества: характер развития структурная организация материальные и духовные факторы Материальные факторы: внешние (природные) Географическая среда - естественно-природный фон внутренние (производственные) Производственные факторы - развитие производительных сил общества, овладение человеком естественными силами природы, переработка природных ресурсов, превращение предметов природы в элементы материальной культуры исторические эпохи (камня, бронзы, железа, пара, электричества, атома). Общество и природа (отличие)Преобразование элементов природы - с помощью труда, т.е. особой целесообразной деятельности человека. Труд - особое соединение физической и духовной энергии человека Наряду с материальными выделяются духовные факторы социального бытия 1. Включенность духовного фактора в структуру социального объекта 2. Временные параметры бытия природных и общественных явлений Предельно широкое понятие общества (все человечество с момента его возникновения и до современного его состояния) философия конкретизация этого понятия, разделение общества на составляющие его части: формации, регионы, страны, государства и т.д., совокупное население которых также обозначается понятием «общество» социология Общество как социологическая категория - целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей; своеобразный организм или система, обладающая своими составными элементами, пространственными и временными границами своего существования. Сущностные признаки обществаАвтономность и саморегулятивность - определенная степень независимости общества от природы, регулирование процессов в обществе его же силами. Воспроизводство разнонаправленных связей - весь комплекс связей, представленных отношениями между самыми разнообразными его субъектами (индивидами, группами, общностями), как материальных, так и духовных, а также воспроизводство самого человека. Системность и структурность. Интегрированность и целостность - органическое объединение всех частей общества в единый социальный организм, его внутреннее единство. Целеполагание - выбор и реальное определение целей как образа настоящего и будущего результата деятельности, реализации разнообразных потребностей людей. Функциональность - определение и реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к целому — обществу, например, функции, роли государства, семьи и т. д. Категория потребностейПотребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; это —внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. Потребности классифицируются: по сферам деятельности ( в труде, познании, общении); по объекту (материальные и духовные, этические, эстетические); по функциональной роли ( доминирующие и второстепенные, центральные и периферические); по субъекту (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные). По признаку происхождения: естественные (биогенные) или первичные - в самосохранении (пище, воде, сексуальные и др.) социогенные или вторичные (в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви и т. д.; ) Структура обществаЦелостная система - элементы, представляющие собой сложную иерархию подсистем. Исходный элемент общества - человек, а точнее, определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и ментальными связями. Подсистемы: экономическая, политическая социальная; материальная и духовная сферы жизни людей Первая подсистема - производственно-распределительные связи и отношения, необходимо связанные с разделением труда и распределением людей по своеобразным социально-профессиональным ячейкам. Вторая - управляющая система с соответствующими органами руководства, политическими организациями и общественными объединениями. Высшие этажи - политическая подсистема. Третья - сложная система социальных связей, основанная на этнических, демографических, национальных, образовательно-культурных, религиозных и т.д. отношениях. Особенность духовной деятельности - может выступать в своей чистой форме - в форме искусства, науки, философии и религии. Особая форма духовной деятельности - система воспитания и образования. Общество - статичная система, - динамичная система, - информационная система. Общество как социотехническая системаВажнейшие компоненты - производство, способ производства, производительные силы производственные отношения. Производство - вся общественная деятельность, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу производства самого человека. Производство – материальное нематериальное. Материальное производство —о процесс создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе. Включает в себя: 1) целесообразную деятельность, или труд; 2) предметы труда; 3) средства труда. Духовное производство - производство духовных ценностей, идей, представлений, научных знаний, идеалов и т. д Способ производства - органическое единство производительных сил и производственных отношений различные виды способов производства (первобытнообщинный, рабовладельческий и т.д.). Производительные силы - совокупность людей с их навыками и опытом, квалификацией, предметами и орудиями труда. Производственные отношения - отношения, которые складываются между людьми в процессе производства (то, в чьих руках находятся средства производства, предметы и орудия труда, как распределяются продукты труда, какие возможности (в результате этого) имеются у различных групп людей для удовлетворения своих разнообразных потребностей, в первую очередь материальных). Социальные связивзаимодействие индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Классификация социальных (общественных) связей: связи социальных и других групп; социальные институты; системы социального контроля; социальные организации. наиболее сложный и главный из видов — социальные институты. Социальные институты- исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, сложившихся (или складывающихся) между ними социальных связей. К их числу относят: определенную совокупность учреждений; совокупность социальных норм и культурных образцов; систему поведения в соответствии с этими нормами. Фундаментальные институтысемья (500 тысяч лет ), производство - самый древний институт (около 2 миллионов лет); религия, образование, государство (10 тысяч лет) Классификация социальных институтова) экономические социальные институты — разделение труда, собственность, обмен, деньги банки, разного рода хозяйственные объединения и т. д.; б) политические социальные институты — государство, партии, общественные организации и объединения, армию, суд и т.д.: в) институты родства, брака и семьи; г) социальные институты в духовной сфере — моральные нормы, массовую коммуникацию, общественное мнение и т. д.; д) социальные институты в сфере культуры. Выделяют также религиозные социальные институты. Социальные институты можно делить также на формальные и неформальные. Гражданское общество- совокупность внегосударственных общественных отношений и связей, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. В политической сфере - партии, общественные движения и т. п.; в экономической — частные (негосударственные) формы хозяйствования, профсоюзы и т.д..; в духовной — творческие союзы, объединения по интересам и т. п.; в социальной — семья, другие общности. Гражданское общество и государство тесно взаимодействуют с собой и не должны противопоставляться. С проблемой гражданского общества связаны и проблемы социальной структуры и мобильности. Гражданское общество - система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право (по Гегелю). Социальная структура общества- совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе развития социальной структуры общества лежат: общественное разделение труда - обусловливает разделение общества на социальные группы (классы, профессиональные группы, люди города и деревни, представители умственного и физического труда); отношение к собственности на средства производства - экономически закрепляет складывающуюся структуру общества. Основные элементы структуры общества:классы; люди города и деревни; представители умственного и физического труда; сословия; социально-демографические группы; национальные общности. Выделение больших и малых социальных групп происходит • объективно - независимо от воли людей (классы, нации и пр.); • в ходе сознательной и организующей деятельности участников исторического процесса (политические партии и др.). Типология обществдописьменные и письменные, общества охотников, скотоводов, земледельцев, доиндустриальное, прединдустриальное и постиндустриальное общества, закрытые и открытые, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, варварские и цивилизованные, информационные. Способ добывания средств существования1. Общества, живущие охотой и собирательством. кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. самые примитивные орудия труда; имущество ограничено самыми необходимыми предметами; социальная жизнь организуется на основе родственных связей; политической структуры в этом обществе почти не существует. 2. Садоводческие общества (на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры) не применяются металлические орудия или плуги но не используются плуги;. не производят прибавочного продукта; политические структуры - до двух социальных слоев, в более развитых обществах - четыре и более. основа социальной структуры - система родственных связей 3. Аграрные общества ( Древний Египет) усовершенствование плуга, использование животных в качестве рабочей силы, появление прибавочного сельскохозяйственного продукта, возникновения городов, развития ремесел и торговли, возникновение государства, изобретение письменности, появление первых денежные систем, расширение торговли. более сложные формы политической организации. Основная производственная единица в земледельческом обществе - семья . 4. Промышленные (индустриальные) общества(в конце XVIII в.) совершенствование технологий использование новых источников энергии применение научных знаний. Определяющий фактор развития в индустриальном обществе — промышленность. 5. Постиндустриальные общества преобладает информатика , сфера обслуживания. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВАтеологические концепции философские концепции государство как результат естественного развития первичных объединений людей (Аристотель) развитие человечества как циклический процесс (Д. Вико) история общества складывается из 10 эпох, основным стержнем которых является развитие капиталистических отношений (Ж. Кондорсе) три эпохи (О. Конт). Августин (354—430 гг.) Основание его теории - библейская историософия. История земного человечества заключена между двумя катастрофическими событиями: грехопадением Адама и Евы и Страшным судом. История делится на шесть периодов (эонов), символизируемых шестью днями творения. Социальный эволюционизм представляет собой попытку научно-философского осмысления исторического процесса как части общего, бесконечно разнообразного и линейного процесса эволюции. . Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнений ее организации. Накопление несоответствий и дисгармоний в ходе эволюции может привести к распаду ее собственных произведений. В русле социального эволюционизма - теория индустриального общества (французский социолог Р. Ароном и американский экономист и политолог У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» (1960 г)). Для индустриального общества характерны: развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления; массовое производство товаров на широкий рынок; механизация и автоматизация производства и управления; научно-техническая революция Следствием этих процессов - высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. Концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение. От механической к органической солидарностиЭ. Дюркгейм «О разделении общественного труда». Развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Ранняя стадия: жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, преобладание коллективной собственности. Поздняя стадия: сокращается тирания коллективного сознания, возрастает суверенитет отдельной личности, на смену клану приходит трудовая организация, место и статус человека. определяют не единокровность, а выполняемая функция. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Демократия — вершина общественного развития и вместе с тем самая сложная форма социальной организации общества. Тоталитарное общество не многовариативно, сужает диапазон свободы действий, применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций. Демократическое общество - более широкий набор санкций. Тоталитарное общество - жесткое выполнение одних и те же норм, автоматическое им следование. Демократическое общество - соблюдение норм не автоматически, а осмысленно. Множество вариантов поведения, наказываются не ошибки, а преступления. Тоталитарный строй — простейшая и исторически более древняя модель общественного строя, Демократия — сложноорганизованная современная модель. Глобализация- социальное развитие стран-лидеров связано с экспансией (экономической, политической, культурной). Основные моменты теории И. Валлерштайна: С 1750 по 1950 г.г. - процесс становления единой мировой капиталистической системы, поляризации мира. Ядро глобального общества - закрепление приоритетов за счет применения этнорасовых форм организации труда. Сер. XX века - ядро (развитые общества) стабилизировалось, периферийный мир стал экономически привязанным к центру. Экстенсивный путь развития мировой системы завершился. Глобальное общество структурно поляризовано. Национальное развитие в такой системе достижимо только за счет других обществ, то есть за счет других наций. Монополия центра может быть нарушена - объединение менее развитых стран на региональном уровне - создание субпериферии, отдающей ресурсы на строительство локального ядра; - радикальное совершенствование технологической базы производства "периферийного" общества. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ |