Глава_I_ОБЩИЕ_ПРАВИЛА. Общие правила при занятиях акробатикой
Скачать 1.78 Mb.
|
ББК 85.35 К58 Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры в качестве учебного пособия для учащихся училищ циркового и эстрадного искусства К 4909000000 025 (01) – 84 112-83 © Издательство «Искусство», 1984 г. Глава I ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ЗАНЯТИЯХ АКРОБАТИКОЙ Занятия акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и методически. Только такие занятия могут дать положительные результаты. Урок — эта общепринятая и наилучшая форма проведения занятий — должен строиться и проводиться по определенному плану. Независимо от того, где проводится тренировка — в кружке ли самодеятельности, в спортивной ли школе или цирке, — инструктор-тренер (преподаватель) должен строить свой урок, учитывая общую цель занятий. Урок, конечно, не может быть стандартным, одинаковым для любого коллектива занимающихся, но схема его должна явиться общим ориентиром, допускающим частные отклонения и изменения. Например, в коллективе самодеятельности тренер преследует цель обучить занимающихся элементарным акробатическим упражнениям. По освоении их он подготавливает «номер», составляя его на основе этих упражнений. Это одно. В секциях акробатики учебных заведений или спортивных обществ тренер (преподаватель) ставит своей целью воспитать из занимающихся настоящих мастеров этого вида спорта, которые в дальнейшем будут участвовать в соревнованиях. Это другое. Но основная задача тренера — воспитать здорового, сильного, ионного, волевого, закаленного человека, надежного защитника социалистической Родины. Сама техника акробатики невозможна без освоения и развития в себе этих качеств. При занятиях акробатикой преподаватель обязан требовать от учеников строжайшей дисциплины. Невнимательное отношение к занятиям может привести к ушибам и травмам. Преподаватель долженн внимательно следить за исполнением упражнений и сразу же устранить каждую, даже незначительную, ошибку. Не замеченную и не устраненную вовремя ошибку в дальнейшем исправить намного труднее. Преподаватель должен развить в ученике смелость и настойчивость. Число занимающихся в акробатическом кружке — группе — не должно превышат двенадцати — пятнадцати человек на одного преподавателя. Акробатические упражнения приходится неоднократно повторять с каждым учеником, что занимает много времени. В чрезмерно большой группе медленнее усваиваются упражнения, и ученики теряют интерес к занятиям. Зимой занятия проводятся в спортивных залах с хорошей вентиляцией и температурой не ниже 15—18°. Летом занятия переносятся в парки, сады, на спортплощадки и на специально подготовленные, вскопанные и посыпанные опилками акробатические площадки. Женская и мужская группы занимаются, как правило, отдельно. При приеме в акробатическую группу учащиеся должны пройти обязательный медицинский осмотр. Методика уроков при занятиях акробатикой Правильное планирование работы является залогом успешного хода учебно-тренировочных занятий. Урок должен состоять из четырех частей: вводной — 4—6 минут, подготовительной — 15— 20 минут, основной — 25—30 минут и заключительной — 8—10 минут. Вводная и подготовительная части имеют целью подготовить организм занимающихся к последующей усиленной физической нагрузке основной части. В основной части нагрузка бывает максимальной. Заключительная часть имеет целью постепенное успокоение деятельности, как мышц, так и внутренних органов и нервной системы. Спортсмены тренируются три раза в неделю, через день. Артисты тренируются ежедневно, делая один раз в неделю (1 день) перерыв для отдыха, так как кроме дневных тренировок они имеют ежедневно вечерние выступления. Общая физическая нагрузка у них очень высокая. С первых же занятий преподаватель должен придерживаться строгой последовательности упражнений в отношении их трудности. Некоторые ученики, не считаясь с замечаниями и советами преподавателя, преждевременно, не освоив элементарных упражнений, самостоятельно изучают сложные элементы: стойки, сальто и т. п. Такая непоследовательность только вредит делу, она часто приводит к трудноисправимым ошибкам, мешающим росту акробатического мастерства. Не переходить к сложным упражнениям, не освоив хорошо простые, — таково непременное условие успешных занятий по акробатике. Нельзя также изучать новые упражнения, если занимающиеся с напряжением исполняют старые, пройденные упражнения. Рекомендуется проводить регулярные контрольные занятия. Хорошо успевающих следует выделять в особую группу, с отстающими следует многократно повторять неосвоенные упражнения. Перед началом каждой части урока преподаватель знакомит занимающихся с предстоящим упражнением, объясняя технику его исполнения. Затем сам преподаватель или лучший ученик демонстрирует это упражнение, чтобы вся группа имела наглядное представление об его исполнении. Замечания о терминологии Акробатика сравнительно недавно получила признание в общей системе физического воспитания и развития молодого советского поколения, как один из ценных и интересных видов физической культуры и спорта. Акробатические упражнения занимают теперь законное место в комплексе ГТО-1 и ГТО-2. До недавней поры акробатика была уделом чисто профессионального круга цирковых артистов. Названия акробатических упражнений, употреблявшиеся в этой среде, были непонятны из-за иностранного происхождения и подчас никак не объясняли самой сущности этих упражнений. С развитием акробатики в системе физического воспитания, спорта и самодеятельности встал вопрос о создании единой русской терминологии. При составлении программ соревнований по акробатике была частично изменена существующая терминология. Это принесло в некоторой степени положительные результаты, но не решило еще окончательно задачи, так как русские названия иногда даже самых простых упражнений оказались труднопроизносимыми, чересчур длинными и не получили широкого распространения. Это привело к тому, что большинство занимающихся пользуется старыми названиями. Не беря на себя смелость решения этой сложной и серьезной задачи, при описании некоторых упражнений мы будем придерживаться новых названий, оставляя в скобках старые, так как новая терминология не охватывает всех жанров акробатики. Наряду с объяснением по терминологии необходимо привести разъяснения некоторых слов, часто упоминающихся в этой книге и имеющих большое значение при занятиях акробатикой. Это слова: I) пассировка, 2) темп, 3) группировка, 4) стрекассат. Слово «пассировка» (или «пассировать») имеет два значения. Первое — страховка. Страховщик (пассировщик) находится около занимающегося с целью страховки последнего от возможных падений. В данной книге мы пользуемся русскими словами «страховать», «страховщик». Второе – смягчение прихода на ноги, в кисти рук и т. д. с какого либо упражнения, которое делается как самим исполнителем, так и партнером, принимающим или ловящим исполнителя. Смягчение достигается незначительным (пружинистым) приседанием с последующим выпрямлением ног. Это второе значение будет обозначать в дальнейшем словом «пассировать». Слово «темп» также имеет два значения. Первое — сделать какое-нибудь одно упражнение или несколько «в темп» или «в темпе», т. е. сделать его одно или поочередно с другими несколько раз подряд, не останавливаясь, в заданном ритме. Второе — дать темп, т. е. произвести необходимый толчок ногами или руками для облегчения исполнения какого-либо упражнения. Например, при входе и отходе на плечи и с плеч, при броске руками, при построении и распаде пирамид. При броске партнера с плеч применяется обычно так называемый двойной темп, состоящий из двух движений: вниз и вверх. Беря партнера на плечи, нижний делает небольшое приседание (движение вниз) с последующим выпрямлением ног (движение вверх). Выбрасывая партнера с плеч, нижний снова делает два движения: приседает (движение вниз) и выпрямляет ноги (вверх). Группировка. Прежде чем приступить к разучиванию различных акробатических упражнений, необходимо познакомить ученика с группировкой, так как правильная группировка необходима для исполнения в дальнейшем почти всех технически сложных прыжков, как, например, различных сальто. Под группировкой подразумевается такое положение исполнителя, при котором его корпус и ноги собраны как бы «в комок». Для наглядного представления о группировке занимающийся должен сделать следующее: лечь на спину выпрямившись, руки вытянуть за головой; резким движением согнуть ноги в коленях по ширине плеч, плотно прижимая колени руками к груди. Подбородок также прижимается к груди, спина круглая. Таким образом, тело образует как бы «комок». Это положение называется группировкой. В дальнейшем в описании различных упражнений встречаются слова: «плотная», «широкая» группировки — это значит, что колени до предела подтягиваются к груди, т. е. плотно, и вместе с тем колени разведены чуть шире головы, пятки и носки вместе, подъем вытянут до отказа. При исполнении различных прыжков группировка считается правильной, когда она взята плотно и широко. Сгрекассированным прыжком, или прыжком-стрекассат, называется такой прыжок, в котором прыгун, сделав заднее сальто, приходит впереди той точки, на которой он находился до прыжка, и, наоборот, сделав переднее сальто, оказывается позади этой точки. Оборудование Для занятий акробатикой необходимо иметь следующее оборудование: Войлочную дорожку, обшитую брезентом. Ширина ее — 1 м 20 см, длина — 8—15 м, толщина — но менее 3 см. Гимнастический мат. Ковер. Ручные лонжи, из расчета одна на троих занимающихся. Подвесную лонжу одинарную и двойную. Трамплин деревянный и пружинный. Фетровые шапочки — 2—4. Костюмы Костюм для мужчин и женщин, занимающихся акробатикой, должен быть легок, удобен, не должен стеснять движений. Обычный костюм акробатов состоит из трусов и майки. При исполнении акробатических упражнений как женщины, так и мужчины должны под костюм надевать бандаж, сделанный из резиновых лент пли резинового пояса. В период изучения и освоения акробатических упражнений не рекомендуется заниматься в шароварах, брюках, комбинезонах. Эти костюмы стесняют свободу движений и не дают преподавателю возможности наблюдать, правильно ли исполняются акробатические упражнения. Для занятий нужны акробатические ботинки, сшитые из парусины, брезента или мягкой кожи с выворотной мягкой кожаной подошвой. Ботинки (а не туфли) необходимы для предохранения голеностопного сустава от растяжений. Всякая грубая обувь для занятия акробатикой совершенно непригодна, так как она будет царапать руки, шею и плечи партнера. Страховка При изучении акробатических упражнений применяется лонжа. Ручная лонжа применяется для страховки невысоких акробатических упражнений; подвесная лонжа — для высоких отходов (с рук, с плеч, с колонны, с подкидных досок). Подвесную лонжу держат так, что руки свободно скользят по веревке. Во время исполнения трюков лонжу нужно держать, устраняя провис веревки и при этом ни на минуту не ослаблять внимания. Рис. 1 Рис. 2 При падении акробата держащий лонжу крепко сжимает веревку обеими руками и, сдерживая падение, плавно опускает акробата на землю (рис. 1 и 2). При переходе к исполнению акробатических упражнений без лонжи ученика необходимо первое время страховать. Страховка производится следующим образом: страховщик становится рядом с исполнителем с правой или с левой стороны и, внимательно следя за исполнением упражнения, предохраняет ученика от падения. К страховке допускаются только очень опытные ассистенты-страховщики. Акробатика состоит из следующих видов (жанров): Акробатики прыжковой. Акробатики силовой. Акробатики эксцентрической. Акробатики с использованием аппаратуры. Упражнения каждого жанра подразделяются на индивидуальные и групповые. Основной вид акробатики — прыжковая акробатика, которая является как бы фундаментом всех акробатических жанров. Поэтому мы начнем с описания акробатических прыжков. |