Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Составление описательного рассказа по сюжетной картине;

  • 3) Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

  • 4) Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

  • 5) Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

  • В первой младшей группе

  • Во второй младшей группе

  • Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему

  • Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно.

  • Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов.

  • Первые картины для детей младшей группы

  • В среднем дошкольном возрасте

  • Составление рассказа по картине «Работа шофера трудна и сложна» Образовательные цели.

  • Развивающие цели.

  • Игра «Что на картинке»

  • 2. подвижная игра «Шофер». Координация речи с движением.

  • 3. Упражнение с мячом «Что делает»

  • 4. Составление рассказа по картине по частям.

  • Рассказ по картине «Работа шофера трудна и сложна»

  • Реферат. рассказывние по картинкан. Обучение детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок С


    Скачать 30.59 Kb.
    НазваниеОбучение детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок С
    АнкорРеферат
    Дата13.01.2022
    Размер30.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларассказывние по картинкан.docx
    ТипРассказ
    #330384


    Обучение детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок
     Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.  В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образования, введение которых обеспечит всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является речевое развитие.

     Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

    Диагностика данной речевой деятельности показала, что некоторые дети имеют низкий уровень умений (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; (словарный запас достаточно широкий). И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет достаточный словарный запас).
    М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

    1) Составление описательного рассказа по предметной картине;

    Описание предметных картин — это связное после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.

    2) Составление описательного рассказа по сюжетной картине;

    Описание сюжетной картины — это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

    3) Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

    Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва­ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

    4) Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

    Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овла­девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

    5) Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.    

    Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.
    Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.

    Дети должны:

    - знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;

    - уметь отличать рассказ от простого набора предложений.

    Картины и серии картин можно условно разделить на три вида: 1) действие происходит вне помещения; 2) действие происходит в помещении; 3) пейзажные, без действующих лиц.
    В первой младшей группе обучение на занятиях направлено на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживая разговор.

    Вопросы педагога – ведущий прием активизации речи и мышления ребенка. Рассматривая предметы, наблюдая явления, дети правильно называют отдельные действия, но не могут установить их взаимосвязь и последовательность, т.е. затрудняются представить ситуацию в целом.

    Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.

       Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

    2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

      

    Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Оно может начинаться с небольшой вводной беседы.

           Цель ее — выяснить представления и знания детей об изображенном, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, что обусловливает необходимость продуманного и целесообразного их отбора.

         Обращенные к детям вопросы должны быть легко понятыми, а ответы на них не вызывать затруднений. Их последовательность должна обеспечивать целостность восприятия, поэтому далеко не всегда целесообразны вопросы: а что это? А что тут? А что еще нарисовано?

         Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно в соответствии с изображенными на картине. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов.

         Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной. Обобщающие высказывания педагога являются образцом ответа на вопрос, образцом построения предложения.

       После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение или загадки.

    Можно выделить следующие характерные особенности занятий по картине с детьми младшего дошкольного возраста:

    а) чередование хоровых и индивидуальных ответов;

    б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;

    в) использование литературных и художественных вставок.

       Первые картины для детей младшей группы — это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.
    В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ. Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. Следовательно, при обучении рассказыванию по картине в средней группе ведущим приемом является образец.

       В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т. е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).

       В среднем дошкольном возрасте можно подводить детей к составлению рассказов, главным образом описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений.

    Составление рассказа по картине «Работа шофера трудна и сложна»

    Образовательные цели. Совершенствование умения отвечать на вопросы по картине, составлять рассказ по ее фрагменту. Совершенствование навыка пользования восковыми мелками, умения закрашивать изображение в одном направлении.

    Развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением, общих речевых навыков.

    Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества на занятии.

    1. Организационный момент. Игра «Что на картинке» - Что вы видите на этой картинке? (Мы видим разные машины) – Что делают машины? (Машины едут по шоссе). – Кто управляет машинами? (Шоферы) и т.п.

    2. подвижная игра «Шофер». Координация речи с движением.

    Качу, лечу

    Во весь опор

    Я сам – шофер

    Я сам – мотор.

    (Бегут по кругу и крутят воображаемый руль).

    Нажимаю на педаль –

    И машина мчится вдаль.

    (Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону.)

    3. Упражнение с мячом «Что делает?»

    Воспитатель бросает мяч и называет профессию, а дети ловят мяч и говорят, что делает представитель этой профессии. Шофер…

    4. Составление рассказа по картине по частям.

    - Давайте попробуем составить рассказ по картине «Работа шофера трудна и сложна». Я начну, а вы продолжите рассказ. Катя расскажет о мальчике-«шофере». Миша – о пассажирах, Ариша – о девочке-«кондукторе», а Маша закончит рассказ(составление рассказа по частям детьми).
    Рассказ по картине «Работа шофера трудна и сложна»

    Мы видим на картине детей, которые организовали игру «В автобусе». Дети играют в большом и светлом групповом помещении. Они поставили стульчики рядами, надели костюмы, взяли игрушки.

    Впереди на стульчике сидит мальчик – «шофер». У него в руках руль, на голове – большая фуражка. Мальчик крутит руль и объявляет остановки.

    За мальчиком-«шофером» стульчики стоят в два ряда. На них сидят дети – «пассажиры». Слева мы видим девочку в желтом платье. Она держит мишку. Это, наверное, ее сын. За девочкой сидит мальчик с большим портфелем. Он едет на работу. Девочка в розовом платье, изображенная справа, держит на руках большую куклу. Наверное, девочка везет ее в детский сад.

    По проходу между стульчиками идет девочка- «кондуктор». На девочке голубое платьице. На плече у нее висит красная сумка. Девочка протягивает билет пассажирке в оранжевом платье. В автобусе едут и другие дети-«пассажиры».

    У окна сидит воспитатель и с улыбкой смотрит на детей. Иногда воспитатель помогает детям советами.

    Дети сами придумали игру и распределили роли. Им очень нравится играть всем вместе.


    написать администратору сайта