Главная страница

план (3). Теоретические аспекты пейзажной лирики, ее особенности, традиции и проблемы изучения Понятие, традиции и изучение пейзажной лирики


Скачать 15.57 Kb.
НазваниеТеоретические аспекты пейзажной лирики, ее особенности, традиции и проблемы изучения Понятие, традиции и изучение пейзажной лирики
Дата11.10.2022
Размер15.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаплан (3).docx
ТипГлава
#726638


Введение

1 Глава. Теоретические аспекты пейзажной лирики, ее особенности, традиции и проблемы изучения

    1. Понятие, традиции и изучение пейзажной лирики


Слово пейзаж произошло от французского pays и означает – местность, страна. Поэзия, изображающая картины природы, называется пейзажной и имеет различное художественное значение в зависимости от направления (литературного течения) и стиля автора.

Впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в XVIII веке в эпоху сентиментализма. Лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному миру. Причем картины природы были идиллическими и подавались в элегических тонах воспоминаний о прошлом. В противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиков предстает бушующей, могучей и мрачной. Пейзажная лирика романтизма служит средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности. Картины природы соответствует лирическому герою того времени: меланхолично-мечтательному или, наоборот, мятущемуся и бунтующему. Характер пейзажной лирики изменился в XIX веке (в России, начиная с А.С. Пушкина), когда на смену клише и стереотипам, характерным для пейзажной лирики того или иного направления, пришло индивидуально-авторское видение природы. Формы присутствия пейзажей в лирике разнообразны: от мифологического воплощения сил природы до олицетворений или отождествлений их с человеком. В пейзажной лирике принято использовать прием «психологического параллелизма», когда происходит внутреннее или внешнее сопоставление состояния лирического героя с состоянием окружающей его среды, что подчеркивает гармонию или дисгармонию в отношениях человека и окружающего его мира. Иногда изображение природы в пейзажной лирике имеет символическое значение, как в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес», в котором речь идет о невозможности двух сердец быть вместе, а в образах утеса и тучки изображаются разлученные возлюбленные. В пейзажной лирике разных стран можно выделить «местные» и «экзотические» описания природы. Характерные для России лес, река, поле, березы являются «местным» пейзажем. Стихотворения А.С. Пушкина «Деревня», «Зимнее утро». А «экзотическими» - описания пустынь, гор, морей. Как в стихотворениях А.С. Пушкина «К морю», «Анчар». Для европейской литературы XX – XXI веков характерна «урбанистическая» пейзажная лирика с описанием всевозможных технических новшеств. Примером может служить стихотворение В.В. Маяковского «Адище города».


    1. Проблематика изучения пейзажной лирики

  1. Глава. Пейзажная лирика в произведениях Николая Алексеевича Заболоцкого

    1. Образы русской природы в поэзии Н. А. Заболоцкого

    2. Восприятие, истолкование, оценка лирики Н. А. Заболоцкого

    3. Осмысление темы преобразования природы, в лирике Н.А. Заболоцкого

Заключение

Список использованных источников

Приложения


написать администратору сайта