работа. Оценка преподаватель царев Ю. Н. доцент, канд физ мат наук контрольная работа две концепции времени Аристотеля по дисциплине концепции современного естествознания
Скачать 263.27 Kb.
|
ЗаключениеМодель стационарной системы не была прорисована в культуре Древней Греции достаточно четко и определенно. Попытаемся выяснить причины. Если мы сошлемся на то, что имела место недооценка роли категории "отношения", то это будет не совсем так. Аристотель включал категорию "соотнесенного" в число наиболее значимых понятий. И все же с категорией "отношение" дело обстояло довольно сложно. Вначале, очевидно, должна была созреть идея о "реальности" самих отношений, а потом уже идея о том, что определенный вид отношений (в рассматриваемом случае - функциональные зависимости) может представлять собой системные параметры, быть гарантом стабильности системы. Идея о том, что в качестве исходного "материала" для построения системы могут быть взяты не сами по себе элементы, а те отношения, которые существуют между элементами системы, другими словами, идеи реляционного синтеза - это довольно поздний продукт культуры. Для возникновения этих идей должны были сложиться свои особые предпосылки. Когда же речь идет об исследовании феномена времени, то Аристотель не пишет, какой конкретно вклад он внес в рассмотрение этой проблемы; более того, в его суждениях чувствуется неудовлетворенность в связи с тем, что в самой проблеме много неясного и неопределенного. Он пишет: "А что такое время и какова его природа, одинаково неясно как из того, что нам передано от других, так и из того, что нам пришлось разобрать раньше". В подтверждение этой мысли приведем еще одно суждение: "...время, скорее всего, представляется каким-то движением и изменением". Слова "скорее всего", "каким-то" свидетельствуют о некоторой неуверенности, о предположительности данного высказывания. Несмотря на такую принципиальную общую оценку состояния проблемы времени в тот период, когда Аристотель писал свои работы, этой проблеме он все же уделил значительное внимание. Прежде всего, Аристотель сопоставил категорию времени с другими категориями бытия. Категорию времени Аристотель считает тесно связанной с категорией движения, которую понимает достаточно широко - как любые изменения. Время не тождественно движению, но время есть количественная характеристика движения. “Время есть число движения”. Заметим, что Аристотель не пользуется категорией пространства. Вместо этого он вводит категорию “место”. Место есть внешняя граница тела, определяемая соседствующими телами. Таким образом, пространственные и временные характеристики Аристотель рассматривает через призму взаимных отношений материальных тел и процессов. В таком подходе можно видеть элементы системного метода. В отличие от Платона Аристотель был гораздо более эмпиричен, ему удалось выделить ряд атрибутов времени и дать им подробную характеристику. Он высказал суждение о том, что время - это не движение, хотя оно постоянно ассоциируется с движением. Аристотель сопоставляет время с числом или мерой движения, рассматриваемого с точки зрения "раньше - позже", и привлекает измерение изменений для характеристики перехода (во времени) потенциального бытия в актуальное бытие. Время неотделимо от движения, но не тождественно движению. Это видно, замечает Аристотель, из того, что скорость движения может меняться, и мы можем сравнивать различные скорости. Отсюда он делает вывод о том, что имеется единственное время и оно абсолютно. Именно движение как атрибут времени даёт возможность сравнивать длительность процессов в его единицах (в единицах времени). Поэтому время Аристотель и определяет как число или меру движения. Рассматриваемое само по себе время - это течение, а каждое "теперь" - это конец прошлого и начало будущего. Бытие во времени, по Аристотелю, означает одно из трёх: 1. быть измеряемым временем; 2. быть частью времени; 3. быть временным. Отметим, что все перечисленные свойства суть свойства единичных вещей. Действительно, если мы измеряем нечто, то с помощью чего мы его измеряем, является вещью иной природы, чем та вещь, которая подлежит измерению. Это означает, что Аристотель рассматривал время как вещь и соотносил представление о нем не только с процедурой измерения, но и с числом. Список использованной литературы1. Аскин Я. Ф. Проблема времени: ее философское истолкование. М.: Мысль, 2014. - 220с. 2. Ахундов М. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Проспект, 2013. - 224с. 3. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М.: Инфра-М, 2015. - 608с. 4. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени / Пер. с англ. М.: Просвещение, 2013. - 310с. 5. Дзюба С.В. Эпистемологическая концепция времени Аристотеля. // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сб. научных трудов кафедры философии МПГУ, выпуск XXIII. - М.: "Прометей", 2013. С.30-39. 6. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М.: МГУ, 2014. - 832с. 7. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М.: Лотос, 2015. -368с. 8. Концепции современного естествознания. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 317с. 9. Молчанов Ю.Б. Философские аспекты учения о времени, пространстве, причинности и детерминизме. М.: Ин-т философии, 2015. - 174с. 10. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М.: МГУ, 2014. - 282с. |