доклад. Одна из них потребность в установлении благоприятных взаимоотношений с людьми
Скачать 15.52 Kb.
|
Согласно учению Э. Фромма [Фромм 1990], структура личности представляет собой взаимосвязанную совокупность черт социального характера, то есть такого характера, который формируется под влиянием общества и реализуется в разнообразных социальных действиях и поступках человека. У него, утверждает Фромм, имеются специфические, отличающие его от животных экзистенциальные потребности. Одна из них – потребность в установлении благоприятных взаимоотношений с людьми. Другая – желание человека совершенствовать себя как личность, подняться над пассивным и случайным повседневным существованием, переместиться «в царство целеустремленности и свободы». Третья – потребность в самоукоренении. Она направлена на то, чтобы сделать для человека окружающий мир своим домом, установить тесные связи с другими людьми. Четвертая – обретение человеком чувства самоидентичности. Такое стремление, в свою очередь, базируется на желании человека понять и осознать себя как отдельно существующую, самостоятельную, своеобразную и уникальную личность. Пятая – потребность в обладании системой ценностей, которая позволяет человеку иметь собственное мнение, ориентироваться в мире, предлагать личные, продуманные и взвешенные оценки всему, что происходит в этом мире. Согласно учению Фромма, поведение человека в обществе мотивируются всеми перечисленными выше потребностями. Для Э. Фромма все экзистенциальные потребности имеют равное значение и все их для нормального, благополучного существования человека в современном обществе необходимо удовлетворять. В состав личности, по А. Адлеру [Адлер 2011], входят такие психологические свойства, как комплекс неполноценности, компенсация, индивидуальная творческая сила (творческое Я), целостность, жизненные цели, целеустремленность, стиль жизни, социальные интересы, стремление к превосходству и фиктивный финализм. Переходя от структуры личности к мотивации ее поведения, можно констатировать следующее. Некоторые из используемых в теории Адлера понятий, такие, например, как стиль жизни, социальные интересы, комплекс неполноценности являются операционализированными и верифицированными. Следовательно, для их изучения и оценки можно разрабатывать и использовать соответствующие, валидные и надежные психодиагностические методики. Другие понятия этим требованиям не соответствуют. Пользуясь ими, о мотивации поведения человека можно рассуждать в общем плане на уровне теории и строить предположения, не проверяемые опытным или экспериментальным путем Личность, по К. Хорни [Холл, Линдсей 2000], включает перманентное, ставшее чертой характера человека, состояние тревоги, сопровождающееся хроническим беспокойством, постоянной неудовлетворенностью человека собой и стремлением от нее избавиться, а также индивидуальные и межличностные защитные стратегии поведения, связанные с решением этой задачи. Хотя тревога и тревожность являются в психологии операционализированными и верифицированными понятиями, но в теоретическом плане не вполне удовлетворительной выглядит попытка сведения всей мотивации поведения человека только к состоянию тревоги. Поэтому теория личности Хорни не может быть признана полноценной теорией личности и мотивации. Она представляет собой только один, частный аспект в мотивации поведения человека, зависящий от ситуационного или личностного тревожного состояния. Способы объяснения поведения человека в различных теориях личности. Э. Фромм объясняет поведение человека двояким образом: через особенности общества, в котором человек рождается, живет и развивается, и через социальный характер, тесным образом связанный с соответствующим обществом. По А. Адлеру, поведение человека зависит от того, как складываются обстоятельства его жизни, которые по-разному воспринимаются и оцениваются различными людьми. У каждого человека имеется индивидуально своеобразная картина мира, и от нее зависит то, как он будет себя в том или ином конкретном случае вести. Люди, к тому же, действуют не только на базе того, как они воспринимают и понимают окружающий мир, но и на основе собственных убеждений. Все, что человек делает, формируется и направляется характерным для него стилем жизни. Он определяет, каким сторонам жизни человек будет уделять особое внимание. Стилем жизни также объясняется направленность или ориентация личности по отношению к окружающему миру. В теории К. Хорни способы объяснения поведения почти исключительно основаны на базальном чувстве тревоги и на стремлении человека избавиться от него. Подводя итог проведенному анализу мотивационных идей, содержащихся в зарубежных теориях личности, можно констатировать, что в них достаточно полно, но фрагментарно представлена мотивация поведения человека. Если все психологические образования, выделенные и описанные в этих теориях, действительно входят в структуру личности – а в этом не приходится сомневаться, – то из представленных выше рассуждений можно сделать, как минимум, три вывода, касающиеся общепсихологических, «личностных» представлений о мотивации поведения людей: 1. Каждое из предложенных авторами теорий личности объяснений человеческого поведения, в общем правильное, но частичное, недостаточное для полного понимания мотивации поведения человека, так как в нем не учитываются многие объяснения, содержащиеся в разных теориях личности. 2. Каждое из этих объяснений, взятое в отдельности, с формально-логической точки зрения рассматриваться и как ошибочное, если при его оценке следовать известному правилу логики рассуждений, которое заключается в следующем. Если одно и то же явление объясняется разными, альтернативными, взаимоисключающими способами, то ни одно из таких объяснений не может быть признано верным, поскольку оно опровергается другими объяснениями, также признаваемыми правильными. 3. Проблема, которая в связи с этим возникает перед разработчиками теоретических представлений о мотивации поведения человека, заключается в том, чтобы предложить его системное объяснение, соответствующее положениям разных теорий личности. Однако решить эту задачу в настоящее время не представляется возможным, так как для ее решения необходимо иметь в своем распоряжении комплексную, системную теорию личности, которой в психологии не существует до сих пор. Таким образом, неофрейдисты А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни развитие мотивации объясняли противоречивостью человеческого существования, которое проявляется в стремлении человека к свободе и бегстве от нее, чувстве неполноценности и желании избавиться от него, тревоге и стратегиях ее преодоления. |