Главная страница

Реферат по философии. философия. Оглавление введение 2 История формирования философской антропологии 3


Скачать 40.51 Kb.
НазваниеОглавление введение 2 История формирования философской антропологии 3
АнкорРеферат по философии
Дата15.11.2021
Размер40.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия.docx
ТипДокументы
#272859

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 2

1.История формирования философской антропологии 3


ВВЕДЕНИЕ



Каждый человек, хоть раз в жизни, задумывался о своем происхождении, задавался различными вопросами на данную тему, например, «Каков смысл жизни на земле?». Человеку необходимо иметь целостное представление о мире, важно познать это, ведь, живя достаточно долгое время, он не может не спрашивать себя о том, что такое наш мир в целом, какова его основа.

По своей сути, человек довольно любознателен и ему присуще желание познать загадку всего человечества. Желание узнать, понять являет собой склонность к философскому размышлению. Проблема человека ставилась еще первыми философами Древней Греции, Китая, Индии, но множество ученых так и не смогли дать точного ответа на самые банальные, казалось бы, нам вопросы: «Кто мы такие?», «Какова структура нашего сознания?». По словам С.Н. Булгакова, человеку необходимо получить ответы на вопросы, которые выходят за рамки нашего сознания, которые не могут быть до конца осознаны нами.

Разрешением всех этих вопросов занялась такая область науки, как философия. Она включает в себя учение о природе и сущности человека, его бытие в мире. Данное учение получило свое название еще в Германии в 20 веке, философская антропология, основоположником которого выступил немецкий философ Макс Шелер, также большой вклад внес Г. Плесснер и А.Гелен.

Человека изучают и во многих других науках, но философия стремится познать его в целом, не разделяя на части. Именно эта тема стала мне интересна, ведь совершенно очевидно, данными вопросами будет задаваться еще не одно поколение людей.
  1. История формирования философской антропологии


Вопрос о появления человека, его сущности и сознания интересовал людей еще задолго до появления философии, поэтому первые представления строились лишь на наблюдениях. На начальных этапах присущи религиозные и мифологические формы самосознания. О смысле жизни человека, его происхождения, бытия, мы узнаем из сказаний, преданий, мифов. Философское понимание человека происходит гораздо позже на базе заложенных представлений, образов мифологии.

Философские учения о человеке идут от древности и проходят сквозь годы истории. Сократ, Руссо, Кант, Конфуций и многие другие изучали образ человека, его природу и сознание, затем был создан теоретический образ человека, на основе которого была развита философская антропология как самостоятельный раздел философии. Первые труды философской антропологии можно было обнаружить в 18 веке у французских материалистов Х. Вольф и Д. Вико. Также множество исследований в этой области проводил И. Кант и Фейербах, который смог обоснованно объяснить антропологический принцип в философии, где на первом плане была сущность человека как единственный и универсальный предмет философии. В работе И. Канта «Антропология с прагматической точки зрения» говорится о том, что самым главным предметом в мире, к которому могут быть применены познания, является человек, ибо он является одним из интереснейших и загадочных объектов для философского умозрения. Чтобы понять и раскрыть тайны человеческого существования нужен нестандартный подход и свежий взгляд на проблему. С одной стороны, человек, существо, обладающее плотью, подчиняющееся законам, открытыми биологами, физиками, поддающееся инстинктам, но с другой стороны, человек – это существо разумное, способное чувствовать, мыслить, способное преодолевать свои низменные потребности, делать выбор. Все это удивляет, шокирует и оставляет за собой все большее количество вопросов с каждым годом.

Окончательно сформирована философская антропология, как принято считать, была в начале 20 века. Одними из родоначальников были Макс Шеллер, А. Телен и другие, именно благодаря их трудам, мы имеем большее представление об этом учении, чем в 18 веке и раннее.

Что же такое философская антропология? И что она означает? С греческого зоphia - мудрость, anihropoз – человек и logos – учение, в общем это можно сформулировать, что данное учение отражает философские взгляды на происхождение, эволюцию и в целом структуру существования человека как носителя особого рода нашего мира. Сейчас философская антропология имеет определение, которое гласит, что это наука о сущности человека и его сущностной структуре, о его основных отношениях к природе, обществу, другим людям или же самому себе, о происхождении всего человечества, законах бытия, в которых мы все находимся.

Рассмотрим, как со временем менялись знания и рассуждения ученых, изучающих философскую антропологию, по поводу человека, его существования и происхождения.

В античной философии антропоцентризм философской антропологии не только в том, что человек находится в центре изучения философии, но и в том, что практически для всех ее школ он является центром мира. Такой подход берет начало от известного принципа философии Протагора: "человек есть мера всех вещей". Антропоцентризм философской антропологии вытекает и из христианской идеологии, которая является одной из основ европейской культуры. Именно христианство представляло человеко-центристскую идею земной жизни, утверждая, что человек — венец творения, а Бог, как творец, прежде чем создать человека первоначально обустроил всю Землю как специальную обитель для него. Для античных философов человек существовал как малая часть вселенной, модель одушевленного космоса на земле - микрокосмос.

Так, Платон считал, что человек представляет собой соединение тела и души. Душа при этом принадлежит миру идей, к бестелесному, к тому, к чему мы никогда не сможем прикоснуться и до конца познать, а человек выступает ее носителем, оболочкой. То есть, согласно Платону, сущностью человека является душа, и никакого тело, как понимание, самого человека не может существовать, тело выступает лишь как более низкая и враждебная для души материя, которая к некотором смысле ее удерживает.

Аристотель же считал, что душа и тело «неразлучны» и составляют собой единую систему, но душа является более возвышенной частью, и поэтому тело должно подчиняться. Это можно понять на банальном примере, когда наше тело подчиняется разуму и совершается определенные команды. Аристотель считал, что целое стоит выше одного индивида.

Существует также определенное различие между животным и человек, из-за которого мы и рассматриваем человека как высшее существо в мире, у человека есть речь, благодаря которой мы можем выражать желания и потребности, существенной разницей является наличие души, если же у человека ее присутствие более очевидно, то у животного мы не может это точно определить. Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что в античности представление о человеке было построено на принципе космоцентризма, его сущность в целом считалась духовной и неотделимой от тела, если же кто-то считал иначе, то все равно было прекрасное понимание о том, что душа является более возвышенной ежели обычное тело, отсюда мифы о перерождении души после смерти.

В средневековье философы считали, что образ человека был теоцентричен. Т.е. в основе лежало понимание человека как образ и подобие Бога. Состоит человек из тела и души, которая есть дуновение самого Бога. Внутренний мир человека состоит, по их мнению, из разума, сердца, свободной воли, которые в крайних мерах образуют собой человека из плоти. А. Аврелий считал, что смыслом жизни человека является нахождения счастья, которое усматривало собой познание Бога и уяснением полной зависимости от него. Можно сказать, что человек неспособен делать свой выбор, ведь зависит от Бога. Главным в жизни человека должна была являться любовь к Богу, а главным признаком человека являлся не разум и сердце. Появился культ страдания. Считалось, что Бог наделяет человека единством тела и души, которые способны преодолеть соблазны телесной жизни и господствовать над плотью, все искушения в жизни человека смогут быть не замечены.

Но со временем христианская модель восприятия человека, его существования на земле и в принципе смысла жизни, стала претерпевать изменения. Данное учение трансформировалось в учении о лучшем будущем в жизни каждого человека. Эпоха возрождения, разлагая христианскую модель человека, возвращала его к натурализму.

Позже возникает новая модель видения человека, которая называлась антропоцентрическая. Человек смотрит на мир сквозь призму своего собственного сознания, потребностей и личных интересов. Но при этом антропоцентризм создал предпосылки существования субъективизма, познавательной замкнутости, в ходе котором происходит самопознание, возвышая человека.

Эпоха Нового времени стала эпохой разрушения прошлых стандартов и человек перестает верить в Бога и его главенство над человеческой жизнью, человека начинает верить в себя, свои силы и то, что ему подвластна его жизнь в полной мере. Специфика человека и его жизни усматривается в разуме, умении мыслить логически, в познании себя и мира. Здесь вновь обращаются к античности, и многие философы утверждают, что разум важнее сердца, душа важнее тела, она господствует над низменными страстями.

Декарт говорит о том, что человек двойственен, ведь состоит из плоти и души, которые различны и не едины меж собою, тело простирается, оно умирает, а душа мыслит и способна многое изменить в сознание человека. Явным проявлением души является сознание.

Что такое человек? Каков его смысл? Разве все эти теории могут дать точный ответ, с которым бы согласились бы абсолютно все? Я думаю, что нет. У Канта вопрос о человеке, являл одним из главных вопрос философии в целом, ведь мы размышляем большинство времени на темы, связанные в философии именно с человек, без него нет смысла всего сущего, «человек и природа», «человек и любовь», все это извечные темы для дискуссий философов. Для Канта человек тоже двойственен и принадлежит как к миру природы, где его низменные инстинкты преобладают над душой, так и миру нравственной свободы выбора, где в основном человек подвластен лишь душе и ее проявлению – сознанию. А для Гегеля человек - носитель общезначимого духа и субъект духовной деятельности.

Таким образом, в эпоху Нового времени берет начало социокультурная парадигма, в рамках которого человек начинает сам осознавать себя и отделяться от Бога, от его власти над жизнью человека. Наиболее ярко выражено это выражалось в концепции Фихте, Гегеля, раннего Маркса, Фейербаха. Было две точки зрения на деятельность человека, для Гегеля эта деятельность была проявлением чистого мышления нашего разума, духовная деятельность человека, для молодого Маркса и Фейербаха эта же деятельность была предметной и трудовой. Также К. Маркс, который истолковал появление человека с материалистической и исторической точек зрения, пришел к выводу, что одной философии или естествознания недостаточно для создания целостного, полного представления о человеке. Карл Маркс, будучи сторонником НТП и веря в то, что безграничные возможности науки, статус которой он стремился придать даже и своей философии, говорил о перспективе создания единой науки о человеке. Он говорил о том, что естествознание будет включать в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание, это станет единой наукой. И ведь действительно, К. Маркс был прав, мы не может рассматривать человека с какой-то одной стороны, это не позволит нам полностью понять и осознать, кто такой человек, каков смысл его существования и вообще существует ли он?

Европейские философы находили отличие философской антропологии в том, что центральным и синтезирующим объектом рассмотрения философской проблематики был сам человек и вопрос о том, что такое человек. Рассмотрение человека, его бытия всегда захватывают самый широкий кругозор, широчайший круг проблем, который является неисчерпаемым источником для размышлений. Вероятно, именно по данной причине, мы можем утверждать, что антропологизм (собственно философская антропология) в узком смысле является особым направлением по целенаправленному исследованию человека, изучающему проблему сущности человека, его бытия, структуру этой сущности, а также, если мы станем рассматривать в широком смысле, то следует утверждать, что система философских взглядов не может не включать в себя учение о человеке и его бытие в обществе или же природе.

Как особое направление исследований, целенаправленно изучающих проблему сущности и структуры сущности человека, философская антропология возникла в 20-х годах нашего века

Итак, мы можем наблюдать, что на протяжении многих столетий ученые разных стран мира искали ответы на вопросы о человеке, его существовании. Существует множество точек зрения на данный счет, но до сих пор, невозможно дать одного, ведь кто-то считает, что человек зависит от воли Бога, кто-то в Бога и впредь верить не собирается, кому-то удобнее рассматривать человека как одно целое, неразделимое с душой, другим же не понять, почему душа должна зависеть от тела, ведь она является более возвышенной. В 20 веке философская антропология стало целенаправленно изучать проблему структуры существования человека, его сущность, каков же все-таки смысл жизни. Одним из первых, кто попытался ответить найти решение данных проблем, был немецкий философ Макс Шелер.
  1. Сущность философской антропологии


Мы поговорили о том, какова история основания философской антропологии, в каких странах и кто были ее основатели, но так и не оговорили, в чем же суть этого учения, почему до сих пор этот раздел философии настолько актуален и до конца не изучен?

В силу того, что человек, в принципе, существо многогранное, сложное и довольно-таки его научная значимость велика, проблема человека и его существования в мире является универсальной. Данную проблему рассматривают не только со стороны философии, но и многие другие науки также занимаются ее изучением, например, психология, физика, биология, этика, этнография, физиология нервной деятельности. Все данные науки рассматривают человека под определенным углом, не раскрывая полностью его смысла существования, бытия, определенные аспекты не могут дать полной картины того, что происходит с каждым из нас на протяжении всей жизни, поэтому философия обобщила в себе все данные частных наук и попыталась вывести общее, фундаментальное знание о том, кто же такой человек, а может все-таки что такое человек? Раздел, который изучает проблему человека, получил название «философская антропология».

Философская антропология – это раздел философии, изучающий человека как особый род существ, вопросы происхождения и его существования в мире, выясняет значимость человека, место в обществе; это учение об общих, объективных, ценностных аспектах человека, как с точки зрения природного существования, так и социальном. Проблема человека существовала всегда и находилась в центре философского осмысления мира, несмотря на это, как оговаривалось ранее, свое основание она получила лишь в 18 веке. Акцент изучения ставится на том, что человек является единым целым и никак иначе, мы не можем отделить себя от тела, в отличии, например, от этики, который изучает лишь правила поведения человека в обществе, принятые задолго до существования антропологии. Сторонники утверждают, что человек является «микрокосмосом», началом своих исследований, задает самому себе все новые и новые вопросы, на которые порой не может найти ответа, но несмотря на это продолжает исследовать внешний мир и свое место в нем. Человек – творец, носитель духовности, отличающий себя от окружающего мира. Образ человека всегда претерпевал изменения, ведь находились новые проблемы, новые взгляды на его существование. Со временем вырабатывался некий идеал человека, смысл его жизни при формировании понятия о его сущности, но разве можно его достичь? Совершенно очевидно, что человек – это то, что мы никогда не сможем изучить и понять до конца, принять все идеалы нашего существования просто невозможно, как бы философская антропология не изучала человека как единое целое, целый род, практически, как мы сейчас можем изучать виды животных или растений, человек никогда не сможет подчиняться логическому размышлению одного сторонника или же целого поколения, так как каждый обладает своим сознанием, являющимся уникальным в своем происхождении. Рассуждая на данную тему, великие ученые, философы просто пытаются познать истину, невозможно жить и ни разу не задаться вопросом «Кто я такой?», «Почему существую?».

Также можно сказать, что философская антропология не может претендовать на строгую научность взглядов, ведь многие факты образуются лишь из домыслов, некоторых наблюдений, которые могут оказаться неверными. Сторонники считают, что она должна быть направлена на выработку системного знания о человеке и его существовании в качестве родового существа, в рамках которого синтезируются выводы частных наук, в основном это гуманитарные науки (социология, психология, биология). Антропология предшествуют самой философии познания, философии, в принципе сознанию. Философская антропология может быть названа антропоцентристским учением, так как человек является центральной осью рассмотрения всех вопросов, вокруг него образуются все новые проблемы существования.

Философская антропология состоит не только в том, что человек является центром всех проблем изучения, но и в том, что он является центром мира, практически для всех ее школ. Этот подход берет свое начало от известного принципа философии Протагора «человек есть мера всех вещей». Если вдуматься в данный принцип и хоть на миг приблизиться к его истинной сути, можно понять, что, действительно, не будь нас, не было бы ни одной науки, никто бы не искал ответов, и сравнения, на которых, зачастую, строятся любые утверждения, всегда подводят нас к человеку, вопросу о его существовании.

В 60-70е годы 20 века философская антропология существовала в качестве идейного движения, в рамках которого совершались попытки осмыслить, хотя бы на теоретическом уровне, положение человека в природе, его значимости во всей системе, которая неподвластна человеческому разуму до сих пор. Но многих сторонников, которых так много было в те годы, уже не найти, данное учение потеряло свой авторитет даже в тех странах, в которых когда-то так активно зарождалось, например, в Германии.

Современная философская антропология изучает человека в качестве одной из форм бытия, просто существования, как вида, наряду с бытием природы, общества и другого. Комплексное и многогранное учение, которое развивается во всех странах мира, во многих школах, самое банальное проявление данного учения, мысли каждого человека о смысле своего существования.

Какова же цель всего учения? Нелегче было бы жить, не задумываясь о таких сложных проблемах? Как многие считают, нелегче, ведь мы не сможем уйти от данных вопросов за всю свою жизнь, поэтому философская антропология нацелена на то, чтобы помочь в поиске ответов на вопросы каждого человека о смысле жизни и его существовании, также ее целью является создание общего, целостного представления о человеке. В философском знание соединяется вечное, вневременное, актуальное в любое время, так как центром являются вечные проблемы бытия человека.

Философская антропология связана с такими науками, как социальная философия, социология, психология, вместе они образуют общее учение о человеке.
  1. Основные положения философской антропологии м. Шелера


Большую популярность философская антропология приобрела в конце XIX–начале XX века. Это был период антропологического ренессанса, невероятного роста интереса к человеку и его проблемам, которые интересовали многих на протяжении столетий. Ученые-философы переключили свое внимание с глобальных проблем мироустройства на проблемы человека, его существования в мире, иначе, если не попытаться понять причину всего этого, остальное в мире, природа, существование Бога, становится абсолютно бессмысленным и неинтересном для изучения.

Итак, кто же такой Макс Шелер (1874-1928) и почему его имя связывают с философской антропологией? Он был одним из инициаторов данного поворота в изучении философии, а т.е. антропологии, немецкий философ, с именем которого связывают возникновение современной философской антропологии, хотя ею занимались и задолго до него.

Макс Шелер оказал внушительное влияние на последующий прогресс в развитии философской антропологии. Его труды были взяты за основу изучения антропологии и последователями, например, А. Гелен (1904-1976).

Макс Шелер в ряде своих работ констатирует всю критичность развития западноевропейской культуры в свое время, пытается найти выход из этого состояния и показать его остальным. Больше всего его волновал проблема сущности человека. Шелер стремился дать ответ на вопрос «Что есть человек?». Довольно сложно найти ответ на данный вопрос, ведь человек многогранен, широк для того, чтобы понять всю суть его бытия.

В то время, как М. Шелер формировал свои взгляды и пытался найти решения проблемам человека, вокруг творился хаос, социальные потрясения, мир находился в состоянии войны, причем жил он в одной из стран, которая являлась непосредственным зачинщиком данных событий. Макс Шелер сумел разработать такое учение, которое помогло бы разрешить острые национальные конфликты. Кризис общества, который был так явно выражен в то время, социальные противоречия и другие ситуации заставили по новой взглянуть на человека в принципе. Почему происходят конфликты? Есть ли тому основание? Шелер считал, что это проявление кризиса личности человека, он писал, что человек никогда не был столь проблематичен, как в XX веке. Основной причиной такого являлось для Шелера то, что есть разделение между науками, которые изучают человека. Нет целостного представления о человеке, именно такое в своих трудах и попытался создать Шелер.

Важной чертой его антропологии было утверждение о том, что прежде всего нужно начать с внутреннего мира человека, ведь в нем явно присутствует разлад, также М. Шелер для рассмотрения проблемы выбрал не чувство вины, а стыда. Современное общество требовало ответы на вопросы, которые могли спасти ситуацию, чрезмерная интеллектуальность, по мнению Шелера. Человек же должен сам осознавать свою противоречивость системе бытия. Так, мы существуем, но не знаем, откуда произошли, предполагаем о существование Бога, но никогда не видели в живую, ищем смысл жизни и не находить, в общем вся сущность нашего бытия не может быть полностью понятна нам. Мы безусловно играем некую роль в системе всего бытия, несем ее с большой ответственностью, но, чтобы стало легче, должны понимать для чего. Шелер считал, что один из главных вопросов современного общество – это ответственность каждого человека за бытие всей цивилизации.

Шелер полагает, что определение личности сквозь призму разума обезличивает человека. Наш разум и действия стали слишком идентичны, мы практически разучились их разделять. Личность по сути своей определяется присущими ей эмоциями, чувствами, любовью, ненавистью, все это люди называют душой. Человек интуитивно во что-то верит, например, в Бога, не имея на то подтверждения, верит в божественную благодать. Мы так мало знаем о любви, так, с точки зрения химии, вообще нейрохимическая реакция, здесь даже и обсуждения не может идти на уровне философской антропологии. Странно, до конца никто с этим не будет согласен, хоть, казалось бы, приведены веские доказательства. Наши эмоции никак не связаны с разумом, какими-то химическими реакциями с точки зрения философии. Каждый человек уникален.

В человеке заключены начала мертвой материи (мы все смертны), а также безудержного потока жизни, высшие, идеальны, эмоциональные формы души, наш «Дух». Давая определения, что же такое человек, Шелер ссылается на то, что духовное существо, сугубо связанное со свободой, независимо от инстинктов собственного интеллекта. Человек не просто творение божье, но также и соавтор, может творить свою судьбу сам. Способность возноситься в царство чистых существ, пропускать их в основу бытия Шелер считает главной способность человека, которое обуславливает центральное положение во всей вселенной. Многие тезисы Шелера берут свои начала из- средневековья.

Философская антропология сконцентрирована на представлении человека о самосознании, ежели другие науки дают лишь определение того, что человек является лишь поздним проявлением развития Земли, как существе, отличающемся от животных преимущественно степенью сложности способностей, которые уже встречаются в низшей природе. Данные суждения были абсолютно не приемлемы для Макса Шелера. Шелер критиковал европейскую философию за то, что она забыла о вопросе для всего философского знания вопрос Канта: «Что такое человек?». Отсутствие данного знания создает неустойчивость бытия человека.

Свои основные идеи философской антропологии Макс Шелер сформулировал в своих работах более зрелого периода: «Положение человека в космосе» и «Человек и история».

Макс Шелер определял философскую антропологию как «науку о сущности человека, о его отношении как к царствам природы (неорганическому, растительному и животному), так и к основе всех вещей».

Задача философской антропологии, полагал М. Шелер, показать, как из структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека.

По мнению Шелера, человек – это живое существо, бесчисленные черты которого сближают его с животными, близость столько велика, что человек многие столетия ищет решения того, чтобы различить себя от животного и найти те черты, которые окажутся разными. Одной из задач антропологии является найти данное различие. Человек неустанно проводит границы, сравнивает, отделяет себя от природы, пытающееся управлять собой и своими инстинктами.

Итак, в работе «Положение человека в космосе» рассматривается человек в системе «человек и общество», выявляется статус его человеческого бытия в космической перспективе, сравнивая человека с другими формами органического мира в плане становления психического начала, его чувственного начала. Для Шелера человек является неким центром объединения всего наличного бытия в принципе, в котором пересекаются все различные связи с миром, а в особенности жизнь, природа.

Шелер усложнил систему и вывел из инстинкта две формы: первая является «привычной» — это «ассоциативная память», вторая «разумной» — это «практический интеллект». М. Шелер был убежден, что «человек — естественный человек есть животное. Он не развился из животного состояния, а был, есть и всегда останется животным». Однако между человеком и остальными животным миром, по мнению М. Шелера, имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека души и эмоций. 

Он пытается найти и определить сущность центра - персонального бытия человека, понять уникальность, свободу выбора и целостность человека в качестве центра мира. При этом подлинным персональным бытием личности, выступает все же любовь (любящее бытие).

Шелер считал, что в человеке пересекаются две его сферы: порыв (влечение, аффекты человек, нечто природное, независящее от человека) и дух в качестве единства разума и чувств (любовь, доброта, свобода). Также он полагал, что качество, которое определяет человека находится вне жизни, это дух, т.е. человек – духовное существо, которое связано с Богом.

Философская антропология М. Шелера преодолевает конечность эмпирических определений человека, включая в себя две его сферы: дух и порыв. Личность, для него, это конкретное единство, пересечение ценностей всего сущего, но при этом иерархия ценностей определяется каждым человеком самостоятельно. Основная особенность человека в том, что для него наиболее совершенная личность, является святой, что свидетельствует о его устремлённости к Богу.

М. Шелер признает, что все ценности, которые есть у человека, (религиозные, философские, эстетические, научные и т. п.) даны ему постольку, поскольку он находится в обществе. Однако способ их восприятия человеком М. Шелер никогда не объясняет социологически - воздействием общества. Он полагает, что эти ценности "наслаиваются" на извечное антропологическое ядро индивида, первичное по отношению к его социальности.

Таким образом, человек, занимая центральное место в философии М. Шелера, является духовным существом, а основными принципами бытия человека выступают могущественный, но слепой жизненный порыв и все постигающий, но немощный дух.

Философия Макса Шелера оказала огромное влияние на развитие философии жизни и экзистенциализм. Она впоследствии вылилась в отдельные философско-антропологические теории - биологическую, психологическую, культурную, религиозную и другие.
  1. Заключение

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что философская антропология была одной из самых влиятельных областей философии, также общественной мысли XX века. В центре всего учения находится человек и его проблемы существования.

Макс Шелер был одним из главных философов, проводивших исследования в этой сфере, его работы использовали последователи. Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. 

Он попытался ответить на вечные вопросы человечества в своих трудах и помог в познании человека, его бытия, философская антропология соединила в себе различные учения о сферах человеческого бытия. Как наука, антропология охватила широчайший круг знаний, вопросов и проблем, которые связанны с человеком, его жизнью и происхождением.

В чем смысл жизни? Что такое человек? Является ли наше существование случайным? Имеет ли человек свободу выбора? Разве сможет хоть одна из наук познать это до конца, я считаю, что нет, но, однако, приблизиться к истине нам помогают труды великих философов, ученых. В каждой эпохе люди ищут ответы на эти вопросы, открывают что-то новое, пытаются осмыслить место человека в этом мире.

Так, философская антропология полностью посвящена изучению человека со всех его сторон, осмысливает проблемы человеческой природы и бытия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шелер М. Избранные произведения. М.: Издательство “Гнозис”, 1994.

  2.  Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  3. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 2008

  4. Бубер М. Проблема человека. М., 1992


написать администратору сайта