Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Брестская Уния реферат. Брестская_Уния_Реферат. Оглавление введение I. Предпосылки заключения Брестской унии ii. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина xvi века) iii. Принятие унии на Брестском церковном соборе 1596 года vi. Итоги унии Заключение Список используемых источников введение


    Скачать 31.45 Kb.
    НазваниеОглавление введение I. Предпосылки заключения Брестской унии ii. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина xvi века) iii. Принятие унии на Брестском церковном соборе 1596 года vi. Итоги унии Заключение Список используемых источников введение
    АнкорБрестская Уния реферат
    Дата02.05.2022
    Размер31.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБрестская_Уния_Реферат.docx
    ТипДокументы
    #507963

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………..2

    I. Предпосылки заключения Брестской унии…………………………………3

    II. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина XVI века)………...5

    III. Принятие унии на Брестском церковном соборе 1596 года……………….8

    VI. Итоги унии………………………………………………………………….11

    Заключение……………………………………………………………………….10

    Список используемых источников……………………………………………..12

    ВВЕДЕНИЕ

    Заключенная в 1596 г. на Брестском церковном соборе и отмененная в 1839 г. на Полоцком соборе уния православной и католической церквей является одним из переломных событий белорусской истории. Она втянула в свою орбиту многие государства и народы, политические и религиозные силы, географические и культурные пространства. Четыре столетия после 1596 г. белорусская духовно-культурная и общественно-политическая жизнь так или иначе была связана с влиянием Брестской церковной унии, которая стала переломным моментом восточнославянской конфессиональной истории. За время своего существования униатство в значительной мере потеснило позиции традиционных религий на Беларуси и в XVIII в. стало конфессиональной доминантой. Несмотря на многоразовую делегализацию (в 1839 г. на Беларуси, в 1875 г. на Подляшье, в 1946 г. на Украине), уния в Берестье оказалась наиболее стойкой из всех предыдущих попыток объединения христианства. Вобрав в себя и отразив многие из тех проблем и противоречий, которыми жило белорусское общество XVI – XIX вв., она принадлежит к тем историческим явлениям, которые еще не отошли в прошлое, а существуют до нашего времени.

    История униатского религиозно-церковного движения в восточноевропейском регионе – научная проблема, над решением которой работали, работают и еще долго будут работать ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь, с вопросами специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности, развития национальной культуры и т.д. Этой церковной унии посвящено множество литературы, которая вмещает в себе самые разнообразные, абсолютно противоположные оценки данного исторического события.


    I. Предпосылки заключения Брестской унии

    Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее заключения в 1385 г. начало происходить массовое крещение литовцев, и католичество, как и православие, становится государственным вероисповеданием. Несмотря на это православная церковь оставалась в ВКЛ довольно влиятельным церковно-идеологическим и социально-политическим институтом, за которым стояло большинство представителей разных сословий и простого народа. Мощной поддержкой православного вероисповедания в ВКЛ являлась доминирующая роль культуры славянского этноса, государственное положение белорусского языка.

    Положение православия начало резко ухудшаться после Городельского постановления 1413 г., согласно которому на высокие государственные должности в ВКЛ назначались только лица римско-католического вероисповедания.

    Вместе с тем великие князья понимали, что бирелигиозность основного населения ВКЛ таит в себе определенную социально-политическую опасность. В этой связи возникновение идеи унии было естественным явлением. Когда в 1396 г. Вильно посетил московский митрополит Киприан Цамблак, между ним и Ягайло произошел разговор о необходимости унии между православной и римско-католической церквями. Король и митрополит обратились к константинопольскому патриарху, который поддержал эту идею, но посчитал необходимым ее реализацию отложить.

    В начале 1414 г. произошла встреча белорусско-украинских епископов, на которой Витовт выдвинул на престол митрополита своего кандидата – Григория Цамблака, выдающегося церковного и культурного деятеля. Осенью 1414 г. на соборе православных церковных иерархов ВКЛ Григорий Цамблак был избран митрополитом. Он направился в Константинополь для утверждения патриархом, но его опередил московский ставленник Фотий.

    В начале 1415 г. Витовт снова созвал собор, на котором убедил белорусских и украинских епископов без санкции патриарха поставить Цамблака на митрополию, что и было сделано 15 ноября того же года в Новогрудке.

    В 1418 г. во главе большой делегации Григорий Цамблак направился в Констанцу, где должен был пройти XVI Вселенский собор католической церкви, с целью добиться более-менее тесного союза между православной и католической церковью. В своих выступлениях на соборе Цамблак призывал к восстановлению былого единства христианства. Но его план создания равноправного союза между католической и православной ветвями христианства не был принят ни Папой, ни большинством православных епископов.

    С 1480 г. в ВКЛ установилась довольно демократическая процедура назначения православных митрополитов: с согласия великого князя они выбирались собором, а патриаршее посвящение получали на месте от патриаршего экзарха. Белорусско-украинские митрополиты жили главным образом в Вильно, но формально их резиденцией считалась Киево-Печерская лавра. В конце XV в. снова была проведена попытка реализации униатской идеи, инициатором которой выступил белорусско-украинский митрополит, смоленский епископ Иосиф (1497 - 1501). Он вступил в контакт с римским Папой Александром VI. При этом римско-католическая сторона определила ряд догматических отличий, которые препятствовали объединению. Православные должны были:

    1. не признавать, что Святой дух исходит и от Сына;

    2. причащаться квасным хлебом;

    3. использовать не только виноградное, но и ягодное вино;

    4. причащать всех, даже младенцев;

    5. не признавать чистилища;

    6. признавать первенство римского Папы.

    Таким, образом, в комплексе предпосылок и причин появление и развитие идеи о заключении Брестской унии выделяются следующие:

    1. Упадок православной церкви ВКЛ с одной стороны; наступление воинственно настроенного католичества, идущего на Беларусь из Польши – с другой; заявление Москвы о своей религиозно-культурной исключительности после создания в 1589 г. собственного патриархата – с третьей. Все это вынуждало местных лидеров христианства искать религиозную альтернативу православию и католичеству в виде религиозной консолидации народа.

    2. Завершался процесс формирования белорусской и украинской народностей, которым необходимо было выделиться в религиозном плане. Зарождение национальной белорусской церкви в виде униатства полностью вписывалось в культурно-исторический процесс того времени.

    3. Заключению Брестской унии предшествовала специфическая языковая ситуация: проникновение польского языка в общественную жизнь, культуру Беларуси; искусственная поддержка православной церковью церковнославянского языка; и главное, воскрешенный Реформацией интерес к национальному языку.

    4. В послелюблинский период национально-культурный потенциал белорусской народности значительно ослабел. Поэтому в униатстве можно рассмотреть “спасение” национальных форм культуры перед угрозой денационализации, путь к духовному возрождению белорусского общества и усиления его культурно-религиозной особенности и обособленности.

    II. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина XVI века)

    Возрождение идеи церковной унии во второй половине XVI в. было связано с рядом факторов геополитического, духовно-культурного и религиозно-церковного характера.

    Идея религиозного согласия через унию, несмотря на то, что в течение многих веков она и не смогла реализоваться, продолжала оставаться весьма привлекательной идеей для многих искренне верующих христиан, в том числе белорусов и украинцев. Многие образованные белорусские и украинские общественные и государственные деятели, священники, писатели, купцы, ремесленники жили иллюзией унии, верили в возможность достижения конфессионального мира методом простого соединения православия и католичества.

    На протяжении 80-х гг. XVI в. стало окончательно ясно, что идея всеобщей универсальной унии неосуществима. В связи с такими обстоятельствами был взят курс на локальную унию западной и восточной церквей в пределах Речи Посполитой. Эту деятельность возглавил луцкий католический бискуп Бернард Матиевский.

    Условиями соглашения были:

    • сохранение православных обрядов;

    • нерушимость принадлежащей православным церквям, монастырям собственности;

    • старый календарь;

    • места в совете для епископов-униатов;

    • защита от власти патриархов;

    • запрет греческим монахам пересекать границы ВКЛ;

    • отмена привилеев, которые были даны братствам;

    • выборы Киевского митрополита епископами с благословения римского Папы, посвящение избранного епископами Киевским митрополитом;

    • апробация всех этих артикулов универсалом короля на латинском и белорусско-украинском языках;

    • наделение униатских священников теми же привилеями, что есть у католических.

    На съезде епископов в июне 1595 г. был составлен окончательный текст условий, на которых они соглашались подчиниться власти папы (из 33 статей). Условия были обращены к папе и к королю Сигизмунду III, который должен был способствовать утверждению власти епископов над православными: подчинить приходское духовенство, школы, типографии и братства, назначать на епископские кафедры тех, кого рекомендует Собор епископов, и добиться уравнения в правах католического и принявшего унию духовенства.

    В июне 1595 г. от имени епископов-униатов Папе Клименту VIII было отправлено “Соборное послание”, которое доставили в Рим Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий. Послание содержало условия, на которых епископы соглашались на объединение церквей:

    1. верить, что Святой Дух исходит от одного начала;

    2. сохранить все обряды и церемонии восточной церкви, которые должны проходить на “нашай мове”;

    3. причащение и крещение производить без изменений;

    4. не возбеждать споры на счет чистилища, а новый календарь принять с учетом неизменности празднования Пасхи и других праздников;

    5. не принуждать к праздникам и церемониям, которых нет в восточной церкви;

    6. сохранить право священников на брак;

    7. разрешить занимать церковные должности людям “русской” греческой веры;

    8. чтобы епископы назначались митрополитом, а не Папой, а митирополит выбирался епископами, но получал грамоту на митрополию из рук Папы;

    9. митрополит и епископы-униты должны иметь мест в сенате, как и католические бискупы;

    10. обязательно получать декреты от открытии генерального сейма и провинциальных сеймиков;

    11. запретить исполнять пастырские обязанности священникам, не подчиняющимся епископам-униатам; запретить посещать страну греческим монахам и священникам;

    12. запретить униастким священникам переходить в католичество.

    “Соборное послание” свидетельствовало о том, что, несмотря на значительные уступки католичеству, униатская церковь стремилась сохранить определенную национальную православную окраску. В то же время оно показывало, что униаты отдают себя под власть Римского Папы, жестко относятся к отечественной и зарубежной церкви и намереваются монополизировать духовную жизнь страны, отказаться от религиозной толерантности.

    III. Принятие унии на Брестском церковном соборе 1596 года

    24 сентября 1595 г. король Жигимонт III издал универсал, в котором официально объявил, что принял решение об унии католической и православной церквей во имя Речи Посполитой и общего благополучия ее граждан. В пользу унии епископами, митрополитами и королем приводились аргументы гуманистического характера. О политическом смысле унии можно было узнать лишь из конфиденциальных источников (к примеру, из писем Жигимонта III Папе от 24 февраля 1596 г.). По мнению короля, уния должна была охранять общественное сознание православных Речи Посполитой от влияния московского православия.

    15 ноября 1595 г. Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий прибыли в Рим. 23 декабря состоялась аудиенция у Папы, к которому обратился с речью Ипатий Потей. От своего имени и от имени епископов-униатов он согласился на включение в вероисповедание следующих положений:

    • Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына;

    • причащение как на пресном, так и на кислом хлебе;

    • догмат о чистилище;

    • первенство церковной власти Римского Папы;

    • согласие со всеми постановлениями Тридентского собора;

    • эксклюзивное право церкви объяснять святое писание;

    • семь таинств и все католические обряды;

    • полезность индульгенции;

    • первенство римской церкви над всеми остальными;

    • осуждение схизмы и ересей;

    • активная пропаганда “истинной веры”.

    Климент VIII благословил идею унии и ее создателей. В этот же день был составлен протокол о церемонии, а в январе 1596 г. Папа поставил свою подпись под документом о церковной унии.

    Униатский собор в Бресте, который собрался по указу короля и митрополита, открылся 6 октября 1596 г. На нем присутствовали папские послы, представители короля, митрополит, пять из семи епископов, представители католической церкви, иезуиты, государственные деятели: воевода Николай Криштоф Радзивил, канцлер ВКЛ Лев Сапега и другие духовные и светские лица. Два епископа – Гедеон Балабан (епископ Львовский) и Михаил Копысьтенский (епископ Перемышльский) унию не поддержали. Униатский собор утвердил римский договор Ипатия Потей и Кирилла Терлецкого, и, таким образом, уния была принята.

    8 октября 1596 г. в “соборной грамоте” митрополита Михаила Рогозы и епископов была изложена основная идея Брествкой унии. Коротко ее содержание было в следующем. В христианской церкви должен быть “един господарь и шафар”, который бы “о порядку и о всем добром всех обмышлял”. Таким хозяином “от часов апостольских” являлся Папа римский, “едины потомок Петра святого”. Это следует из “Соборов и правил святых Отец”, об этом свидетельствуют и “Наши Словенские писма з Греческих з стародавна преложаные”. С целью восстановить церковное единство под патронатом Римского папы Потей и Терлецкий направились в Рим, где получилии санкцию римского первосвященника на союз при условии сохранения “обрядов и церемоний церквей восточных греческих и Руских”. Этот союз и утвердил Берестейский собор. На соборе были отлучены от церкви Гедеон Балабан, Миахаил Копысьтенский, архимандрит Киево-Печерской лавры Никифор Тур и все остальные всященники, не принявшие унии. Королю была направлена просьба снять с церковных должностей всех тех, кто отказался присоединиться к унии.

    После того как в Бресте на назначенный митрополитом Собор съехались сторонники унии, православные противники унии под защитой войск князя Острожского собрались также в Бресте на свой Собор: помимо 2 епископов, противников унии, в нем участвовали настоятели наиболее чтимых православных монастырей: Киево-Печерского, Жидичинского, Дерманского, послы «всего виленского клироса», многие протопопы — представители духовенства своих округов, православные дворяне во главе с князем Острожским, послы братств, патриаршие экзархи Константинопольский (Никифор) и Александрийский (Кирилл Лукарис), епископы Балабан, Копысьтенский и другие православные священники (более 100 человек), а также протестанты.

    Никифор и Кирилл предложили митрополиту Михаилу и епископам явиться к ним для обсуждения организации соборных заседаний. Однако митрополит 6 октября открыл Собор в храме святого Николая, не пригласив туда противников унии. Православные собрались на особое совещание в доме одного из брестских дворян, т. к. все храмы в Бресте по приказу Ипатия (Потея) были для них закрыты. Представители короля пытались оказать давление на православных, чтобы те подчинились митрополиту и приняли участие в созванном им соборе, но успеха не добились. 9 октября 1596 г. собор, созванный митрополитом, провозгласил присоединение Киевской митрополии к Римской Церкви. 10 октября митрополит и епископы лишили сана противников унии и предложили королю раздать их епископства, монастыри и храмы другим лицам.

    Участники провославного собора пробовали договориться между собой, но тщетно. На предложение унитов присоединиться к церковному альянсу православными был выдвинут ряд условий, при котором это было бы возможным:

    • к этому союзу присоединиться вся восточная церковь

    • унию благословят восточные патриархи

    • не будут нарушаться существующие правовые акты

    • между православными и католиками будут согласованы все противоречия относительно догм и обрядов.

    Король стал целиком на сторону униатов, о чем свидетельствует его грамота православным священникам и мирянам от 15 декабря 1596 г. Достигнуть компромисса не удалось.

    VI. Итоги унии

    Таким образом, несмотря на то, что определенная часть белорусско-украинского общества поддержала идею унии, его большинство, в первую очередь православное, ее отвергла. Хотя уния и имела довольно существенные и органичные духовно-культурные корни в жизни белорусского и украинского народов, ее брестский вариант, который готовился в тайне от широкого общества, имел ярко выраженную политическую окраску. Он, по существу, предусматривал исчезновение православия как самостоятельного религиозного вероисповедания в пределах Речи Посполитой, разрыв традиционных духовно-культурных связей. Он также предусматривал административно-командное введение унии, которое в ситуации отказа большей части общества ее принять превращалось в принуждение, насилие и чуть не привело к гражданской войне.

    Уния ставила одной из своих задач отрыв западного православия от восточного. Но правительство Речи Посполитой не смогло защитить ни собственность, ни религиозные права белорусских православных. В результате это привело к обратному эффекту: те начали искать защиты у России. В итоге уния бросила западное православие в руки Москвы, заставила многих белорусских и украинских священников служить интересам московской православной церкви и российского самодержавия.

    Судьба унии, возможно, стала бы более удачной, если бы были соблюдены два условия. Первое – уния реализовывалась постепенно и добровольно, без дискриминации и принуждения, в связи с чем этот процесс необходимо было растянуть на несколько столетий. Второе – униатство должно было стать вероисповеданием не только демократических слоев, но и белорусских и украинских магнатов и шляхты, тогда бы оно стало вероисповеданием национальным.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    История религиозно-церковной унии на отечественной почве началась не со знаменитого Брестского собора, который произошел в октябре 1596 года. Ее истоки восходят к XIII – XIV вв., началу создания белорусско-литовско-украинского государства – Великого Княжества Литовского. Именно в этот период перед народами ВКЛ и их лидерами встали две глобальные задачи: укрепление политической и сохранение духовно-культурной независимости. В свете этих задач и рассматривается насыщенная и драматичная история отечественной и религиозно-церковной жизни.

    С самого начала идея церковной унии имела ряд отрицательных моментов. Во-первых, она была политически и идеологически связана с геополитическими и конфессиональными планами Рима, католической церкви, польских светских и духовных феодалов, контрреформационного движения. Во-вторых, она предусматривала форсирование униатской идеи. В-третьих, церковная уния противоречила убеждениям и желанию широких слоев белорусско-украинского общества.

    Вмешательство государственной власти привело к тому, что религиозный конфликт стал приобретать характер политического столкновения между государством и православным населением Речи Посполитой, которое воспринимало действия власти как посягательство на традиционное право свободно исповедовать свою религию. Православное духовенство и дворянство предприняли ряд попыток убедить правящие круги Речи Посполитой отказаться от такой политики как незаконной, нарушающей традиционные нормы права и вредной для самого государства. Однако все эти обращения были безрезультатны — власть все шире прибегала к мерам принуждения и все чаще сталкивалась с вооруженным отказом повиноваться со стороны православных, особенно казачества. Таким образом, на религиозный, а затем политический конфликт наложился конфликт национальный.

    Заключение Брестской унии стало источником многих трагических для православия событий на западнорусских землях, где православные в течение десятилетий подвергались преследованиям за свои убеждения, насильственно принуждались к отказу от своей веры. Уния вызвала к жизни кровавые конфликты между приверженцами разных исповеданий и представителями разных народов, продолжающиеся и в настоящее время.

    400-летний драматичный опыт реализации идеи церковной унии много чему учит. В первую очередь тому, что нельзя в одночасье ломать веками складывающуюся историческую жизнь народа, его традиции, устои, ценности; что путь к общественному согласию нации, государства, человечества лежит через взаимную терпимость, уважение к иноверству и инакомыслию, через свободный и добровольный выбор.

    Список литературы:

    1. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла"– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/153419.html (дата обращения: 03.10.2019).

    2. «Энциклопедия Всемирная история» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/show/briestskaia_uniia_1596_gh (дата обращения: 05.10.2019).

    3. «О подготовке Брестской унии 1596 г.» Владислав  Петрушко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/02/19/o_podgotovke_brestskoj_unii_1596_g/ (дата обращения: 05.10.2019).




    написать администратору сайта