Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие философии права

  • 2. Место философии права в юриспруденции

  • Заключение

  • Список использованной литературы

  • философия. философия парва. Оглавление введение понятие философии права Место философии права в юриспруденции Использованная литература Введение


    Скачать 120 Kb.
    НазваниеОглавление введение понятие философии права Место философии права в юриспруденции Использованная литература Введение
    Анкорфилософия
    Дата18.06.2021
    Размер120 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия парва.doc
    ТипЛитература
    #218678

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение…………………………………………..…………..…………………. ….3

    1. Понятие философии права………………………………………………………..4

    2. Место философии права в юриспруденции…….……………………………….9

    Использованная литература………………………………………………………..14

    Введение

    Что же такое философия права и зачем нужно ее изучать как науку? И имеет ли она свое место в юриспруденции? Отвечая на этот вопрос, попробуем разобраться в проблемах в проблемах философии права, обратиться к накопленным человеческому опыту и мудрости. Великий немецкий философ И.Кант писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять указанное место в мире – и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы стать человеком»1. Человек нуждается в философской науке о праве, утверждающей, что свобода, справедливость, равенство и ответственность необходимы для не только для его обыденной жизни, но и для жизни других людей.

    Актуальность данной работы заключается в том, что очень важно изучить духовную ситуацию, в которой оказывается человек, соприкасающийся в своих поступках с правом, властью и государством. Философское исследование права не подменяет и не исключает юридического подхода к теории государства и права. Именно философский анализ государственно-правовых явлений общественной жизни дает возможность углубленного познания закономерности развития права, его функционирования в обществе.


    1. Понятие философии права

    Философия права – это самостоятельная дисциплина, которая обладает собственной богатой традицией и специфическим понятийным аппаратом. Это Наука о том, как достигнуть всеобщего гражданского общества, привести в соответствие нравственность и право на основе условия «человек - не средство, а цель».

    Несмотря на то, что философия права имеет длинную и богатую историю, сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце XVIII века. Первоначально термин «философия права» появился в юридической науке. Его автором был немецкий юрист Г. Гуго, который пользовался им для более краткого обозначения «философии позитивного права». Широкое распространение данный термин получил с гегелевской «Философией права», немалая значимость и влияние которой сохранились до наших дней.

    Филосо́фия пра́ва (или правова́я филосо́фия ) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.2

    Философия права, по мнению С.С. Алексеева, может строиться в двух науковедческих уровнях и соответственно выступать в одном из качеств:

    1. в качестве исконно философской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения определенной универсальной философской системы или историко-философских разработок;

    2. в качестве интегрированной философско-правовой области знаний, когда на основе определенной суммы осуществляется переработка правового материала.3

    Характеристика философии права как науки позволяет ее считать как философским, так и юридическим знанием. Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права, что возможно лишь с помощью правильного мышления и философского познания права.

    Прежде чем продолжать нашу работу, обратим внимание, что в любом исследовании присутствуют объект и предмет, различающиеся по логическому объему: объект шире предмета. Объект философии права – право и юридические законы; предмет - понятие права, смысл права, его место в мире. Большинство юристов считают, что изучаемая нами наука занята поиском истины о праве.

    Право – высший принцип, из которого должно исходить государство, организуя общество и жизненный мир человека. Согласование сущего и должного, теории и практики – одна из главных идей философии права. Предмет философии права Гегель формулировал следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление».

    Разделы философии права

    1.Правовая онтология - это учение о бытии права, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, правовом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона.

    2.Правовая гносеология. В рамках правовой гносеологии постигаются теория и методология познания правовой реальности, связанные с разграничением права на естественное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания. Здесь складываются основания методологии современной юриспруденции, формируются подходы, методы, концепции, определяющие направления исследования правовой реальности.

    3.Правовая аксиология - это учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности).

    4. Правовая антропология. Учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание. Как природное существо человек находится в постоянном конфликте с искусственно созданными мирами, культурой вообще, правовой культурой в частности.

    5. Правовая логика. Учение о системе правовых понятий и правовом мышлении. При этом правовое мышление выступает как специфическая интеллектуальная деятельность, направленная на решение задач, связанных с использованием правовых средств и правовых аргументов. Без правовой логики невозможно существование юридической терминологии.

    6. Правовая герменевтика. Теория постижения и истолкования смыслов, содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т.д.). Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь выступает как искусство профессионала. Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию правовой реальности.4

    Философия права, как и любое другое научное направление, имеет ряд функций:

    - Онтологическая функция – определение природы и сущности  правовой реальности, ее способы и формы существования;

    -Мировоззренческая функция – формировать у человека взгляды на мир права, правовую реальность, существование и развитие права как способа человеческого бытия;

    - Методологическая функция – выступать алгоритмом исследования правовой реальности, вооружать конкретные юридические науки и отдельного человека системой познания и преобразования правовой реальности;

    - Аксиологическая функция – разрабатывать представления о правовых ценностях: свобода, равенство, справедливость, а также представления о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности;

    -  Воспитательная функция – формировать правосознание и правовое мышление через разработку правовых установок, в т.ч. ориентировать на справедливость и уважение к праву.

        В настоящее время в юридической науке выделяют 3 основных вида права – естественное, позитивное и гуманистическое.

        Естественное право – это первоосновы права, вытекающие из естественных потребностей человека, условий его жизнедеятельности, и определяющие исходные принципы, в соответствии с которыми принимаются правовые нормы и осуществляется их оценка.

      Позитивное право – система правовых норм, отношений и судебных решений, фиксированная в нормативных документах.

       Гуманистическое право – регулятивы взаимоотношений в социуме, направленные на человека, правозаконность и господство демократических принципов.

       Исходя из указанных характеристик существующих видов права, напрашивается вывод, что правовая реальность различными учеными интерпретируется по-разному. В этой связи, в настоящее время выделяют 6 основных философских концепций права:

    -        философско-правовой идеализм – правовая реальность есть порождение Духа, инобытие Идеи, понятий;

    -        философско-правовой материализм – представляет право, как отражение материального бытия, материальных отношений между людьми;

    -        философско-правовой рационализм – положение о том, что знания – это составляющая правовой реальности и главное условие существования права;

    -        философско-правовой иррационализм – считает, что правовая реальность формируется и существует на основе феноменов, необъяснимых рациональными средствами;

    -        философско-правовой позитивизм – рассматривает правовую реальность, как совокупность фактов без морали, политики и психологии, а право – как совокупность норм;

    -        философско-правовой либерализм – провозглашает основанием права либеральные ценности, в первую очередь свободу альтернативой предопределенности, зависимости от необходимости.5

    2. Место философии права в юриспруденции







    «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше».
    Демокрит

    Имеет ли философия права какое-либо место в юриспруденции, существует несколько мнений. Еще Г. Гегель, СЕ. Десницкий, А.П. Куницын, В.С. Соловьев и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивным правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм ее существования (правоотношений, правосознания, правовой дея­тельности).

    Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и вся­кая частная наука, она использует категории, заимствованные у фило­софской системы знаний — право», «закон», «общество», «человек», «индивид», «личность», государство», культура», «мораль», «рели­гия», «государство» и пр., с другой — вырабатывает собственные по­нятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в философии права, например «правомерное» и «неправомерное» поведение, «пре­ступление», «законность», «законодательство», «правосудие», «обязанность», «вина», «умысел», «вред», «злоупотребление» и др.

    Таким образом, философия права и юриспруденция, в том числе ее те­ория и методология (общая теория государства и права), имеют общий объект, но различные предметы исследования.6

    Философское исследование права не подменяет и не исключает юридического подхода усилиями теории государства и права. Именно философский анализ государственно-правовых явлений общественной жизни дает возможность углубленного познания закономерности развития права, его функционирования в обществе. И как справедливо отмечают сами правоведы, "вне и помимо философии теория права, вся государственно-правовая наука теряет реальный критерий истинности познания юридических явлений, ибо вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, носит практический характер".

    Задача философии – определить, что есть право вообще в отличие от юриспруденции, имеющей дело с особенным правом как системой законов, совокупностью юридических норм. Следует отличать философский анализ сущности права от так называемой школы философии права, одного из направлений в теории государства и права, доказывающего идеальную природу права.

    Задача философии права – философское обоснование права, раскрытие его природы, сущности с помощью категорий и принципов диалектической логики. Это прежде всего принцип конкретности, принцип иерархии организованных систем (мир – общество – право), где доминирующей тенденцией является управление высшими уровнями низшими. Формой реализации этих принципов является диалектико-логическое воспроизведение процесса становления права, его основных закономерностей, этапов, что осуществляется за счет использования принципов единства исторического и логического, восхождения от абстрактного объекта к конкретному предмету познания.

    Что дает занятие философией права будущему юристу?

    Во-первых, оно дает профессиональную нацеленную способность к постоянному интеллектуальному усилию в своей деятельности.

    Во-вторых, оно дает возможность не рефлекторно-целесообразного применения конкретных знаний на практике, а независимого понимания любой конкретной профессиональной ситуации в ее всеобщих характеристиках, в совокупности предельных черт.

    В-третьих, оно вырабатывает способность и потребность целостного восприятия профессиональной деятельности как момента своей жизнедеятельности в целом.

    В-четвертых, оно позволяет возвыситься до постоянного нравственного усилия, до сознательной реализации права как формы морали, равно как и формы религии, искусства, политики и т.д.

    Опора созидательной, конструктивной власти – не квалифицированный исполнитель, а духовно, интеллектуально подготовленная личность. Настоящий специалист органов внутренних дел должен обладать развитым правовым мышлением и доминирующим юридическим мировоззрением. Но если формирование правового мышления зависит от интенсивной переработки эмпирического материала на основе зафиксированных правил, способов, норм профессиональной деятельности, то юридическое мировоззрение образуется только на фундаменте философского осмысления права.

    Роль и ценность философии права состоят в том, что это она показывает отношения между законом и правовым феноменом, раскрывает социальный смысл закона. Философия – это нравственный стержень законодательства. Юридическая деятельность, как правило, сопряжена с разрешением социальных конфликтов, где знание правовых норм и практики их применения служит ключом для поиска оптимальных моделей поведения всех участников правоотношений. Здесь юрист как бы лишен своей личности, текст закона и сам повод обращения граждан к юристу не меняются от того, как сам юрист находит себя в этой ситуации и что именно он думает о событии.

    Эта модель юридической деятельности, где юрист работает как функционер, ориентированный исключительно на правовые предписания, не соответствует действительности и далека от реальной жизни. Правоприменение включает в себя личность правоприменителя. Поэтому та проблема, которую помогает решить юрист, на самом деле выходит за рамки собственно правового интереса конфликтующих сторон.

    Любое решение юриста сопряжено с экзистенциальным выбором, в котором утверждается его отношение к жизни и его понимание таких фундаментальных проблем права, как проблема справедливости, свободы, насилия и т.д. Без такого самоопределения всякий мало-мальский юридический казус грозит обернуться трудноразрешимой проблемой именно потому, что юрист оказывается не в состоянии оправдать перед собственной совестью и рассудком те или иные поступки.

    В политической жизни такие люди легко становятся жертвами партийной пропаганды, навязывающей свое понимание смысла тех или иных событий, либо, что еще хуже, в процессе принятия решений целиком подчиняются стереотипам массового сознания, отказываясь от всяких границ между собственной личностью и толпой.

    Итак, юрист должен уметь философски объяснить и обосновать свое решение, хотя само право не закрепляет за ним такой обязанности. В противном случае юридическая деятельность губительна для человека: дезинтеграция личности (когда думаешь одно, а делаешь другое) влечет профессиональную непригодность и психические расстройства. Судья, презирающий конституцию; следователь, подпавший под силовое воздействие жизненной философии обвиняемого... Знакомы ли вам эти фигуры? Трагична судьба общества, в котором юристы не могут в споре с политиками защитить закон, как трагична судьба тех, чьи политические и правовые решения расходятся с их собственными убеждениями.7

    Заключение

    Законы в юридических науках разрабатываются на основе юридических, социально-гуманитарных и философских знаний. Эти знания объединяет философия права, поэтому она в первую очередь представляет собой единство философского и юридического знания. Понятие «закон» выработано философией. В нем нуждается наука, все ее отрасли. Как известно, закон – это идентичные, повторяющиеся, существенные, общие, необходимые связи и отношения материальных и духовных явлений.

    Только философия права позволяет понять в правовой реальности соотношение, взаимодействие, взаимодетерминацию объективного и субъективного, материального и идеального, материального и духовного, индивидуального, межиндивидуального и надындивидуального, личностного и массового, социального и биологического, природного и экзестенциального, человеческого и божественного, свободы и ответственности, справедливости и равенства, законного и незаконного интереса, границ и пределов осуществления прав гражданина, личности, человека.8

    Список использованной литературы:

    1. Кант И. Приложение к «Наблюдению над чувством прекрасного и возвышенного». 1764//Кант И. Соч.: в 6т. Т. 2.М., 1964.С.206.

    2. Алексеев С.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА, 1999. – 336 с.

    3. Ю.Н. Оборотов. — Теория государства и права. Прагматический курс. — Одесса: Юридическая литература, 2006. — 164 с.

    4. И.И. Машков. Философия права, предмет, структура и функции, Белгород, 2015

    5. В.Н.Жуков. Философия права, 2009, № 3, с. 21-30

    6. Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права: Учебное пособие. Самара: Изд. "Самарский университет", 1995. 120 С.

    7. Г.И. Иконникова, В. П. Ляшенко Филосфия права. Учебник для магистров. 3-е издание, переработанное и дополненное. Москва, 2015

    8. [Электронный ресурс]. Философия права (дата обращения: 29.11.2017) URL: ru.wikipedia.org›

    1 Кант И. Приложение к «Наблюдению над чувством прекрасного и возвышенного». 1764//Кант И. Соч.: в 6т. Т. 2.М., 1964.С.206.

    2 [Электронный ресурс]. Философия права (дата обращения: 29.11.2017) URL: ru.wikipedia.org›

    3 Алексеев С.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА, 1999. – 336 с.

    4 Ю.Н. Оборотов. — Теория государства и права. Прагматический курс. — Одесса: Юридическая литература, 2006. — 164 с.

    5 И.И. Машков. Философия права, предмет, структура и функции, Белгород, 2015


    6 В.Н.Жуков. Философия права, 2009, № 3, с. 21-30

    7 Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права: Учебное пособие. Самара: Изд. "Самарский университет", 1995. 120 С.


    8 Г.И. Иконникова, В. П. Ляшенко Филосфия права. Учебник для магистров. 3-е издание, переработанное и дополненное. Москва, 2015






    написать администратору сайта