Окрашивание волос история, теория, практика
Скачать 1.46 Mb.
|
Исследовательская работа на тему: «ОКРАШИВАНИЕ ВОЛОС: история, теория, практика» Подготовила: студентка Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Колледж Петербургской моды" (СПб ГБПОУ КПМ)Неманова Анастасия Профессия «Парикмахер» 2 курс, группа 23 Руководители: преподаватель химии- Костенко М.Г. Санкт-Петербург 2014 год Содержание История окрашивания волос и красителей. Строение и цвет волоса. Принцип изменения цвета. Классификация средств для окрашивания волос. Химические красители. Практическое осуществление окрашивания волос. Рекомендации по уходу за волосами после окрашивания. Список литературы. Э то сегодня в основе красителей для волос лежат химические формулы. А в древние времена женщинам приходилось использовать лишь те красящие вещества, которые можно было найти в природе : ромашка, сандаловое дерево, хна, ореховая скорлупа и др. Так в Древнем Египте наиболее популярным считался темно-коричневый и черный цвет волос, ассоциирующийся с властью. Некоторые из египтян, включая Клеопатру, чтобы сделать волосы темнее даже использовали парики. В Древней Греции царил настоящий культ светлых волос, ведь считалось, что богиня любви и красоты Афродита была золотоволосой. Один из существовавших в то время рецептов осветления волос предусматривал смешивание раствора углекислого калия (поташа) с желтыми цветами. В IV веке до н.э. гречанки красили волосы этим составом или посыпали их светлой пудрой. В Древнем Риме краски для волос тоже пользовались большой популярностью - историки обнаружили более 100 различных рецептов для обесцвечивания или окрашивания волос. Популяризации золотисто-рыжего цвета способствовал также итальянский художник Тициан (1477-1576 гг.), изображавший на своих полотнах рыжеволосых женщин. Во времена правления Елизаветы I в Англии самым популярным оттенком волос стал рыжий, ведь королева славилась своими огненными волосами. Чтобы воспроизвести этот цвет, англичанки смешивали шафран и порошок серы. И их не смущали даже побочные эффекты окрашивания, такие как тошнота, головная боль и носовое кровотечение! Елизавета I (1533-1603) С читается, что Маргарита Валуа,которую Дюма прославил своим романом «Королева Марго», ввела в употребление химический способ осветления волос, который был для того времени просто революционным. Однако большинство женщин продолжали использовать растительные вещества - они наносили на волосы порошок желтых цветов, а затем закрепляли его особым клейким составом. Период Барокко вместе с париками принес в моду разные оттенки волос: от желтого до синего, а чуть позже считалось модным припудривать черную шевелюру, чтобы достичь эффекта седины. Век XVIII и вовсе можно назвать «веком напудренных париков».Именно такими в нашем представлении возникают Петровские времена. В XIX веке для осветления волос впервые в истории начали использовать перекись. В 1867 году лондонский химик Э. X. Тиллей и парижский парикмахер Леон Хьюго продемонстрировали действие перекиси на волосы. Конец XIX века был временем невероятного научного подъема. В числе прочих бурно развивавшихся наук была и химия. К то знает, когда бы химики додумались до синтетической краски для волос, если бы не любовь ЭженаШуэллера к своей жене! В один из дней 1907 года мадам Шуэллер отправилась в парикмахерскую – и вернулась оттуда в слезах. Вместо белокурых локонов ее личико обрамляли пегие пряди, больше похожие на солому. Происшествие с женой задело чувствительные струны души молодого химика, и к тому же в нем проснулся настоящий азарт профессионала. И краска немедленно была представлена жене. «Посмотри какой цвет! А как блестят мои волосы! Ты просто чудо!» - счастливая женщина крутилась возле зеркала и не могла перестать восхищаться и своими волосами, и своим мужем. Так ЭженШуэллер положил начало производству профессиональных красителей для волос. He нужно быть серьезным исследователем, чтобы понять - сегодня волосы красят миллионы людей по всему миру. Что же представляют собой волосы? В идимая часть волоса называется стержнем, невидимая, расположенная под кожей, - корнем. Корень волоса несколько утолщен по сравнению со стержнем, находится в волосяном мешке - фолликуле - и располагается под некоторым углом к поверхности кожи. В нижней своей части волосяной мешочек, расширяясь, образует луковицу. Волос состоит из множества нитевидных структур (кератиновыхмультифибрилл), покрытых несколькими слоями прозрачных кератиновых чешуек. Кутикула (наружный слой волоса) состоит из отмерших клеток кератина, которые образуют плоские чешуйки. О ни располагаются так, что каждая предыдущая чешуйка прикрывает последующую. Между чешуйками кутикулы находится липидная прослойка, благодаря которой они плотно прилегают друг к другу, это защищает волос от внешних воздействий. Когда волосы здоровы и получают правильный уход, чешуйки сомкнуты, стержень волоса представляет собой ровную, гладкую поверхность, волос блестит. Главный строительный материал волос- белок кератин. Волос можно представить в виде своеобразной капсулы, наполненной красящим веществом: ещё одним белком- меланином. Цвет волос определяется количеством меланина в их корковом слое. Меланины содержат в своём составе углерод , азот и водород . В ряде случаев в состав меланина входит сера (брутто-формула ). Меланины у позвоночных образуются в специализированных клетках — меланоцитах. Они откладываются в виде гранул, в связанном с белком виде (т. н. меланопротеиды). Это продукты окислительных превращений аминокислоты тирозина. Вначале образуется диоксифенилаланин (ДОФА), затем — ДОФА-хром, реакцию катализирует фермент тирозиназа. ДОФА-хром полимеризуется и приводит к образованию различных высокомолекулярных нерастворимых в воде веществ — меланинов. Меланины образуются в цитоплазме меланоцитов путём полимеризации продуктов окисления тирозина или фенилаланина, возникающих под влиянием фермента тирозиназы. Меланин – натуральный пигмент волоса, он содержит два пигмента: а) эу–меланин, б) фео–меланин, помимо этого в волосе присутствуют мельчайшие пузырьки воздуха. Цвет волос зависит от количества того или иного пигмента, а также от количества воздуха, который «разбавляет» пигмент.Чем больше эу–меланина в волосах, тем темнее цвет волос и, наоборот, в светлых волосах эу–меланин практически отсутствует, на его месте преобладают пузырьки воздуха. Если рассмотреть молекулы эу–меланина под микроскопом,м ы увидим три основных цвета: синий, красный, желтый. Когда мы осветляем волосы, в первую очередь растворяются синие молекулы, они отвечают за глубину и холодность тона. Это самые слабые молекулы. Именно пепельные оттенки быстрее всех вымываются из волоса, так как в основе содержат синий пигмент. Ф ео–меланин, молекула маленького размера, округлой формы желтого и красного цвета. Фео–меланин рассеянный пигмент, более мелкий, он отвечает за фон осветления.С возрастом выработка меланина снижается, волосы утрачивают свою эластичность, которую им придавал меланин, блекнут и седеют.Никто не знает, почему пигментные клетки неожиданно прекращают вырабатывать меланин. И радикального средства от поседения пока не найдено. Известно также, что пигментные клетки, прекратившие выработку меланина, могут вновь начать функционировать. Интересно то, что в Библии не раз упоминается о волосах, Иисус даже рассказал притчу, в которой говорится: «Ни одного волоса не можешь сделать белым или черным» (Матфея 5:36). Эти слова показывают, что не во власти человека остановить процесс поседения или обратить его вспять. Иногда наблюдается врожденное отсутствие пигментации волос (а также кожи и радужной оболочки глаз), которое получило название альбинизма (от лат. albus – «белый»). Прическа и цвет волос, соответствующие цвету и форме лица, подчеркивают индивидуальность человека. Меняя стиль прически, можно прийти к необходимости поменять цвет или расположение осветленных прядей. Но при этом не стоит забывать, что, например, светлые пряди впереди зрительно укрупняют черты лица, и наоборот. Окрашивание помогает в создании своего образа и стиля. При осветлении волос свободный кислород из перекиси водорода, окисляя пигмент волоса, превращает его в бесцветное вещество. Окислительная краска только тогда выполняет свои непосредственные функции, когда тот же кислород окисляет пигмент волоса и одновременно проявляет красящие тельца красителя. То есть, вместе с обесцвечиванием накладывает новый цвет.Механизм их действия в общих словах можно объяснить следующим образом. Волос состоит из фибрилл - удлиненных волокон. В точках их соприкосновения образуются маленькие канальцы. Пока чешуйки волоса плотно сомкнуты, частицы красителя не могут попасть внутрь волоса, а когда он разбухнет после нанесения краски, то легко впитывает через эти канальцы частицы красителя. После окисления красящее вещество увеличивается почти в 300 раз, заполнив все пустоты волоса. При мытье головы смоются только те частицы, которые остались снаружи. Реакция происходит очень быстро, поэтому наносить краску нужно сразу после разведения. А уже через полчаса молекулы станут очень большими и не смогут проникнуть внутрь волоса. Следует точно придерживаться времени выдержки красителя. Если времени будет недостаточно, то новый цвет не успеет сформироваться. Ускорение окраски за счет использования дополнительного тепла пойдет быстрее, но красящие вещества лягут не на свой тон осветления, что исказит желаемый цвет. Краски на основе солей металлов образуют нерастворимые цветные соединения, покрывающие поверхность волоса. Для этого использовали соли серебра, меди, висмута, никеля, кобальта, железа и марганца. Современные средства для волос представляют собой окислительные краски. Они отличаются от других тем, что не только покрывают волос, но и проникают внутрь него и участвуют в химических реакциях, в результате которых появляется желаемый цвет волос. Компоненты окрашивающей смеси можно разделить на три группы: основа красителя, модификатор, стабилизатор. Красители:парафенилендиамин, аминофенол, аминодифениламин, диаминодифениламин. Наиболее широко применяется парафенилендиамин, который в слабокислой или нейтральней среде обеспечивает получение окрасок от бледно-желтого до тёмного фиолетово-синего цвета, в щелочной среде получают окраски более темного тона. Парафенилендиаминявляется производным ароматических аминов. Промышленность выпускает парафенилендиамин в виде кристаллов темно-коричневого, серо-бурого, синего и других цветов, имеющих характерный блеск. Это легкоокисляемое соединение (оно окисляется даже кислородом воздуха). Парафенилендиамин входит в состав почти всех выпускаемых в нашей стране окислительных красителей для волос. И это не случайно. Применение его дает возможность получать такие цвета и оттенки, которые по своему колориту и красоте могут удовлетворить самые изысканные вкусы. Правда, окраска только одним парафенилендиамином бывает недостаточно прочна к действию солнечного света. Поэтому парафенилендиамин приходится применять в сочетании с другими соединениями. Вместе с тем необходимо отметить способность парафенилендиамина вызывать резкие воспалительные процессы кожи. Эти воспаления возникают из-за применения его в больших концентрациях. Санэпидстанции разрешают использование парафенилендиамина в концентрации не более 1,3%, которая является безвредной и не вызывает никаких болезненных явлений. Модификаторы и стабилизаторы: резорцин, пирокатехины, метадиамины, пирогаллол, диаминоанизол, диаминофенол. Они не участвуют в процессе окисления, но регулируют отдельные фазы этого процесса. П ирогаллол Резорцин (мета-дигидроксибензол) К раситель, в основе которого находится парафенилендиамин и резорцин, включает в свой состав вещества, которые увеличивают его вязкость (глицерин). Цвет волос всегда имел символическое значение, особенно для наших предков. Сегодня, когда перекрашивание волос стало обычным делом, на это обращают меньше внимания. Больше волнует седина. Многие огорчаются оттого, что из-за седых волос они кажутся старше. Приходится постоянно подкрашивать волосы. Чтобы постоянно красить волосы, требуются время и усилия, а у некоторых краска может вызывать раздражение кожи и аллергию. Однако седина может выглядеть элегантно и благородно. В Библии сказано: «Венец славы – седина, которая находится на пути правды». Литература: 1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. - М.: Дрова, 2008. 2. Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия. - М.: Просвещение, 1992. 3. http://rasti-kosa.ru/ "Rasti-Kosa.ru: Парикмахерское искусство" |