Главная страница
Навигация по странице:

  • План урока. 1. Тема урока. Анализ стихотворения.

  • 2. Доклад о Софьи Миллер, которая вдохновила Толстого на написание Средь шумного бала, случайно. На основе прослушанного мы проведем анализ этого стихотворения.

  • 3. Прочитать стихотворение по желанию: Алексей Толстой

  • 4. Разбор стихотворения по плану. 5. Разборы выбранных учениками стихотворений. 6. Обсуждение с классом актуальности стихотворения для современного подростка.

  • 7. Блиц-тест 8. Рефлексия. 9. Оценки/ДЗ Краткий анализ

  • История создания

  • Метафоры

  • Краткий анализ стихотворения

  • Алексей Толстой

  • Композиция Количество частей стихотворения Жанр

  • Хорей

  • Дактиль

  • Средства художественной выразительности

  • Блиц - тест В каком году было написано произведение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»

  • Начать тест

  • Как звали женщину, которой А. К. Толстой посвятил своё стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»

  • Какой стихотворный размер соответствует произведению А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»

  • Что послужило толчком для написания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…»

  • Из скольких частей состоит композиция стихотворения

  • Углубление понятия «художественный образ» в старших классах на уроках литературы. Доклад_ЗотьевРА. Октябрьская сош 54 городской округ Люберцы Углубление понятия художественный образ в старших классах на уроках литературы


    Скачать 38.24 Kb.
    НазваниеОктябрьская сош 54 городской округ Люберцы Углубление понятия художественный образ в старших классах на уроках литературы
    АнкорУглубление понятия «художественный образ» в старших классах на уроках литературы
    Дата17.09.2022
    Размер38.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад_ЗотьевРА.docx
    ТипУрок
    #681512

    Зотьев Р.А

    МОУ Октябрьская СОШ №54 городской округ Люберцы
    Углубление понятия «художественный образ»

    в старших классах на уроках литературы

     

    Ученики старших классов достигают такого уровня развития, когда перед ними можно глубже, чем в предшествующих классах, ставить вопросы: общий – о сущности художественной литературы и частный – об идейно-художественном единстве литературного произведения.

    Рассматривая первый, обращаемся к проблеме художественного образа, ибо именно образ – простейшая, а в то же время, сложнейшая клеточка искусства [3, с. 60].

    Для писателя образ – инструмент и результат художественного познания.

    Для учителя образ – носитель информации о мире и о художнике, источник эстетических чувств.

    Из различных научных определений художественного образа наиболее удачно и приемлемо для учащихся то, которое предложено Л.И. Тимофеевым: «Образ – это конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» [3, с. 38].

    Однако приведённое определение требует расшифровки и планомерной работы по его усвоению учениками.

     На уроке, например, в 10 классе предлагается вопрос: в чём отличие художественной литературы от научной?

    Учащиеся отвечают: «Писатель пишет красиво, учёный сухо»; «В истории не говорится об отношениях людей»; «В художественной литературе люди должны быть с полной биографией, должны быть описаны их нравы»; «В научной литературе не описываются мелкие случаи, а в художественной описываются»; «В художественной литературе в монологах интересно говорят»; «В художественной литературе, в отличие от научной и исторической, за героев переживаешь».

    Особенно много ответов, усматривающих специфику художественной литературы именно в наличии выразительных средств языка, когда читаем в классе вслух стихи А. К. Толстого

    Ученики «нащупывают» значение творческого воображения, но понимают его пока обеднённо, лишь как «выдумку». Но ведь литература, как говорит учитель своим ученикам не только «выдумывает» она изображает и то, что было. Сравнение художественной литературы с другими искусствами выявляет в ней роль слова. Картина в художественной литературе в отличие от живописи динамична. Она складывается в нашем сознании постепенно, во времени, в процессе чтения.

    Если в живописи и скульптуре душевные движения человека передаются непосредственно сочетанием цветов, выражением лица, поворотом фигуры и т.д., то «картина» в литературе «апеллирует» не только к зрительным впечатлениям читателя, но активизирует весь комплекс его мыслей, эмоций. Эта «литературная картина» может быть развёрнутой «Валерик» - М.Ю. Лермонтова, охватывать историю человеческой жизни «Обломов» - И.А. Гончарова. Писатель может изобразить людей, природу («Тихий Дон» М.А. Шолохов), рисовать условные картины (стихотворения А.А.Блока). 

    Таковы главные вопросы о художественных образах, обсуждаемые с учащимися в доступной форме. На последующих уроках знания и представления учащихся развиваются и обогащаются.

    Плодотворен для восприятия и понимания чувственно-конкретного слоя художественного образа, для развития воссоздающего воображения и аналитической мысли учащихся приём сравнения.

    Каждый учитель в своей работе сталкивается с фактами неразвитости читательского мышления, непонимания специфики искусства и, прежде всего, роли творческого воображения.

    Осознание роли и значения творческого воображения должно явиться результатом общего эстетического развития учащихся и требует длительной систематической работы.

    Пример углубленного изучения понятия «художественный образ» представлен в виде плана урока по теме:

    «Анализ художественных образов в творчестве А.К. Толстого»

    Литература:

    1.    Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. 109 с.

    2.    Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. 75 с.

    3.    Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. 360 с.

    4. Щербаков В.В. Materials of international scientifical conference «The science: theory and practice». 72 с.

    План урока.

    1. Тема урока. Анализ стихотворения.

    Раздать наглядное пособие и объяснить пункты.

    1. История создания

    2. Тема стихотворения

    3. Композиция

    4. Жанр

    5. Стихотворный размер

    6. Средства художественной выразительности

    2. Доклад о Софьи Миллер, которая вдохновила Толстого на написание Средь шумного бала, случайно. На основе прослушанного мы проведем анализ этого стихотворения.

    3. Прочитать стихотворение по желанию:

    Алексей Толстой

    Средь шумного бала, случайно
    Средь шумного бала, случайно,
    В тревоге мирской суеты,
    Тебя я увидел, но тайна
    Твои покрывала черты.

    Лишь очи печально глядели,
    А голос так дивно звучал,
    Как звон отдаленной свирели,
    Как моря играющий вал.

    Мне стан твой понравился тонкий
    И весь твой задумчивый вид,
    А смех твой, и грустный и звонкий,
    С тех пор в моем сердце звучит.

    В часы одинокие ночи
    Люблю я, усталый, прилечь —
    Я вижу печальные очи,
    Я слышу веселую речь;

    И грустно я так засыпаю,
    И в грезах неведомых сплю…
    Люблю ли тебя — я не знаю,
    Но кажется мне, что люблю!

    1851 г.

    4. Разбор стихотворения по плану.

    5. Разборы выбранных учениками стихотворений.

    6. Обсуждение с классом актуальности стихотворения для современного подростка.

    7. Блиц-тест

    8. Рефлексия.

    9. Оценки/ДЗ

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Средь шумного бала, случайно.

    История создания – Стихотворение написано в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.

    Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.

    Композиция – Композиция произведения простая, состоит из двух частей. В первой части описаны эмоции лирического героя после знакомства с очаровательной молодой женщиной, во второй части – читатели узнают, насколько сильными были переживания лирического героя, готового сделать признание в любви.

    Жанр – Лирическое стихотворение.

    Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.

    Эпитеты – «шумный», «мирской», «звонкий».

    Метафоры – «тайна покрывала черты».

    Сравнения – «дивно звучал, как звон отдаленной свирели».

    Инверсия – «часы одинокие», «стан тонкий».

    История создания

    В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.

    На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.

    Знакомство со столь незаурядной женщиной настолько впечатлило поэта, что он сразу же написал стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Однако перед Толстым стояла серьезная преграда – его избранница оказалась замужем. Прежде, чем Софья Миллер получила развод, влюбленным в течение семи лет пришлось быть главными героями сплетен и пересудов. Но, несмотря на все преграды, Софья и Алексей обвенчались, и прожили в счастливом браке 20 лет. Миллер стала для поэта не только любимой супругой, но и музой, всегда вдохновлявшей его на написание новых произведений.

    Тема

    В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.

    Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.

    Композиция

    Произведение состоит из двух основных частей. В первой части описывается сильное впечатление, которое оказала на лирического героя встреча с прекрасной девушкой с печальными глазами и звонким смехом.

    Вторая часть полностью посвящена переживаниям лирического героя, его внутреннему состоянию и готовности открыто признаться в любви к замужней женщине.

    Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки. Благодаря этому стихотворение приобретает особую возвышенность и музыкальность.

    Жанр

    Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. В нём отражены мысли, чувства и переживания лирического героя.

    Средства выразительности

    В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.

    В стихотворении встречаются метафоры («тайна покрывала черты»), сравнения («дивно звучал, как звон отдаленной свирели»), инверсия («часы одинокие», «стан тонкий»), но больше всего в произведении эпитетов («шумный», «мирской», «звонкий»).

    Краткий анализ стихотворения

    1. История создания

    2. Тема стихотворения

    3. Композиция

    4. Жанр

    5. Стихотворный размер

    6. Средства художественной выразительности

    Алексей Толстой

    Средь шумного бала, случайно
    Средь шумного бала, случайно,
    В тревоге мирской суеты,
    Тебя я увидел, но тайна
    Твои покрывала черты.

    Лишь очи печально глядели,
    А голос так дивно звучал,
    Как звон отдаленной свирели,
    Как моря играющий вал.

    Мне стан твой понравился тонкий
    И весь твой задумчивый вид,
    А смех твой, и грустный и звонкий,
    С тех пор в моем сердце звучит.

    В часы одинокие ночи
    Люблю я, усталый, прилечь —
    Я вижу печальные очи,
    Я слышу веселую речь;

    И грустно я так засыпаю,
    И в грезах неведомых сплю…
    Люблю ли тебя — я не знаю,
    Но кажется мне, что люблю!


    Композиция

    Количество частей стихотворения

    Жанр

    • Сатира

    • Эпиграмма

    • Отрывок

    • Эпитафия

    • Лирическое стихотворение

    • Ода

    • Романс, песня

    Стихотворный размер

    Это порядок (правило) чередования ударных и безударных слогов.
    Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.


    Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
    на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

    Ямб - двуСЛОжный размер стиха, в котором
    первый слог безударный, второй ударный.

    Дактиль - ТРЁХсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

    Амфибрахий - трехСЛОжный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.

    Анапест - трехсложНЫЙ размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

    Средства художественной выразительности

    • Метафора, эпитет, сравнение, инверсия, олицетворение и т.д.

    Метафора

    Переносное значение слова, основанное на сходстве

    Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)




    Эпитет

    Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

    Но люблю я, весна золотая,
    Твой сплошной, чудно смешанный шум...
    (Н.Некрасов)




    Сравнение

    Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

    Да, есть слова, что жгут, как пламя.    (А.Твардовский)




    Инверсия

    Нарушение прямого порядка слов

    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин)




    Олицетворение

    Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

    Утешится безмолвная печаль,
    И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)







    Блиц - тест

    В каком году было написано произведение А. К. Толстого

    «Средь шумного бала, случайно…»?

    • 1845 г.

    • 1847 г.

    • 1850 г.

    • 1851 г.

    Начать тест

    К какому литературному жанру принадлежит стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»?

    • Элегия

    • Лирическое стихотворение

    • Поэма

    • Ода

    Как звали женщину, которой А. К. Толстой посвятил своё стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»?

    • Наталья

    • Софья

    • Мария

    • Елена

    Какой стихотворный размер соответствует произведению А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»?

    • Амфибрахий

    • Ямб

    • Гекзаметр

    • Хорей

    Что послужило толчком для написания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…»?

    • Безответная любовь

    • Счастливая семейная жизнь

    • Фантазии поэта

    • Знакомство с молодой женщиной

    Из скольких частей состоит композиция стихотворения?

    • 2

    • 3

    • 4

    • 5

    «Дивно звучал, как звон отдалённой свирели» — это:

    • метафора

    • олицетворение

    • гипербола

    • сравнение


    написать администратору сайта