Ольга. Ольга княгиня, супруга киевского князя Игоря Старого. Княгиня вела активную деятельность приняла христианство, установила новую систему налогообложения, подавила восстание древлян
Скачать 31.82 Kb.
|
Ольга – княгиня, супруга киевского князя Игоря Старого. Княгиня вела активную деятельность: приняла христианство, установила новую систему налогообложения, подавила восстание древлян. Месть Ольги древлянам и уничтожение Искоростеня – одно из важнейших событий, связанных с княгиней Ольгой. Причинами уничтожения Искоростеня стала традиция кровной мести, то есть необходимо было отомстить за смерть погибшего от рук древлян мужа Ольги Игоря, а также необходимость полностью подчинить древлян под власть Киева и исключить возможные восстания в будущем. Важную роль в этом событии сыграла сама Ольга: она проводила переговоры с послами древлян, разработала план уничтожения Искоростеня, тем самым полностью в итоге подчинила древлян власти Киева. На исход событий также значительное влияние оказал древлянский князь Мал. Он отправил посольство древлян, чтобы посвататься к Ольге. Это привело к неудаче древлянского князя и спровоцировало Ольгу на месть. Сожжение Искоростеня и полное подчинение древлян власти Киеву укрепит центральную власть Киева над другими территориями. Важным событием, которое связано с деятельностью Ольги, стало установление единой налоговой системы. Причинами этого события была необходимость ввести четкую систему сбора дани, а также ситуация с восстанием древлян из-за повторно собранной дани, закончившиеся убийством ее мужа Игоря, которую нельзя было допустить вновь. Большую роль в данном событии сыграла сама Ольга. Она установила размеры уроков и места погостов, отдала приказ поставить места для остановки князей во время полюдья. Благодаря ее действиям была регламентирована сфера налогообложения и уменьшено количество недовольств по поводу сбора дани. Следствием данного события стало установление единой налоговой системы на долгие годы. Также с жизнью Ольги связано её крещение в 957 году. Причинами такого события стала территориальная близость Руси и Византии, а также необходимость преодоления изоляции Руси и налаживание культурных связей Руси и Византии. Это укрепило торговые и дипломатические отношения с Византией, и отчасти предопределило выбор веры спустя 31 год. Деятельность Ольги оказала большое влияние на дальнейшую историю. Жестокое подавление восстания древлян, сожжение Искоростеня и полное подчинение древлян власти Киеву укрепит центральную власть Киева над другими территориями. Налоговая реформа Ольги обеспечила стабильность государственной налоговой системы. Принятие христианства Ольгой окажет влияние на Владимира Святого, ведь ее крещение стало одним из решающих факторов для Владимира Святого при выборе религии в 988 году. Княгиня Ольга Мудрая (годы княжения - 945-964) Княгиня Ольга Мудрая -одна из немногих женщин-правительниц в истории России. В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Опираясь на поддержку окружения покойного мужа, Ольга, по сути, стала регентшей при своем малолетнем сыне Святославе. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти. Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого «Плескова» - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское. Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в Х–XI вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков. Некоторые из них были местного, славянского происхождения, другие — пришлые, варяжские. Известно, что скандинавские конунги, приглашенные на княжение в русские города, неизменно принимали русский язык, часто — русские имена и быстро становились настоящими русскими как по образу жизни, так и по мировоззрению и даже по физическому облику. Так и супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег, что значит «святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение имени, народ Олега назвал Вещим, Ольгу — Мудрой. Древние летописцы — составители «Повести временных лет» — явно симпатизируют Ольге, постоянно говоря о том, какая она красивая, сильная, хитрая, а главное — мудрая. С уст мужчины-летописца срывается даже неслыханный для того времени комплимент «мужскому уму» княгини. Отчасти все это можно объяснить тем, что в 955 г. Ольга приняла христианство: для монаха- летописца это было важно. Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила. Супруга Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. «Повесть временных лет» сообщает, что вдова Игоря сначала расправилась в Киеве с послами древлян, а затем организовала карательный поход в их земли. Племенной центр древлян, город Искоростень, был взят и сожжен, жители перебиты или обращены в рабство. В действиях Ольги легко усмотреть стремление отомстить за гибель мужа. Это и понятно: наследие родового строя, институт кровной мести сохранял силу среди восточных славян и варягов (по преданию, Ольга происходила из незнатного варяжского рода). Но властная княгиня руководствовалась и «государственными соображениями». Она жестоко расправилась с непокорными, преподав урок всем недовольным. Победа ее над древлянами, несмотря на суровость победительницы, была победой христианских, созидательных сил в Русском государстве над силами языческими, темными и разрушительными. Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала, как сообщают летописи, всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности. Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании. Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством. Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. И она пошла на своеобразную реформу, установив порядок и размеры полюдья. Были введены уроки, определявшие размеры дани, и установлены места, куда она свозилась, - погосты. Как и становища, погосты имели жилые и хозяйственные помещения, запасы продовольствия и фуража, укрепления. Здесь же содержались княжеские кони и другой скот. В погостах проживали представители княжеской администрации и воины. Последствия этой простой на первый взгляд меры были весомые. При Ольге было не просто положено начало создания упорядоченной и организованной системы налогообложения, без которой не может успешно функционировать государство; места сбора дани стали административными центрами, опорными пунктами власти киевского князя на местах. Проведено было размежевание земель, выделялись места княжеских охотничьих угодий («ловов»). Таким образом, погосты стали как бы узлами огромной сети, накинутой киевскими князьями на славянские и финские земли Севера, в ячейках этой сети умещались и боярские вотчины, и общинные пашни, а погосты представляли собой те узлы прочности, при помощи которых государственная сеть держалась и охватывала просторы Руси, подчиняя их князю. Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Киевская традиция рисует ее мудрой и твердой правительницей, «мудрейше всех человек». В лестных пассажах летописца заключалась, по-видимому, большая доля истины, хотя самой Ольге не чужды были и жестокость, и коварство. Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги. (Дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971–1972 гг.) Началось строительство храмов - храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник. С целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно посещала Византию. Ольга одна из первых осознала необходимость сближения с Византией как потребность государственную. Но, обращая свой взор на империю, она надеялась найти здесь, в отличие от своих предшественников, не богатые военные трофеи, а религию, культуру и политические выгоды, способствующие упрочению Древнерусской державы. В 957 г. она возглавила пышное посольство в Византию и была принята императором Константином Багрянородным. Переговоры подтвердили существование военного союза между двумя странами. По-видимому, во время этой поездки Ольга крестилась. Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912–959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня в назидательном слове, сказанном по совершении обряда. Патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет.Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, — говорит преподобный Нестор Летописец — склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившисьПатриарху,промолвила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских». Символично, что в крещении Ольга приняла имя Елена, в честь матери Константина Великого. В христианской традиции Елена выступила покровительницей и заступницей веры. В Византии, вероятно, надеялись с помощью Ольги распространить христианство в восточной Европе. Но пока крещение осталось как бы личным выбором княгини. Тем не менее он примечателен. Во-первых, тем, что на Руси предпочитали принимать христианство по византийскому образцу – сказывались более прочные связи и сильное влияние империи. Во-вторых, христианство получает распространение среди знати, проникает в княжеское семейство. В средневековье пример лица авторитетного, облеченного властью, всегда был важен и поучителен. Пример был необходимым элементом модели поведения – на него ориентировались, его повторяли. Пример был необходимым элементом модели поведения – на него ориентировались, его повторяли. Не случайно летописец нашел образное сравнение для оценки поступка княгини: она была «как бы зарей перед восходом солнца». Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей — созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси. Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые достроенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников. Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание. Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь. При святом князе Владимире, по некоторым данным в 1007 году, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения. Пресвятой Богородицы и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке. Таким образом, можно сделать вывод что, деятельность Ольги оказала большое влияние на дальнейшую историю. Жестокое подавление восстания древлян, сожжение Искоростеня и полное подчинение древлян власти Киеву укрепило центральную власть Киева над другими территориями. Древнейшее сказание и летописи особо восторгаются дипломатическими способностями Ольги. Налоговая реформа Ольги обеспечила стабильность государственной налоговой системы. Принятие христианства Ольгой окажет влияние на Владимира Святого, ведь ее крещение стало одним из решающих факторов для Владимира Святого при выборе религии в 988 году. Ольга без сомнения является патриотом своей страны, строительницей Русского государства и первым его правителем, чьё имя помнили потомки и с уважением произносили за границей, при дворах двух императоров, была княгиня Ольга. Память о её единой Руси вошла во все русские летописи. Во второй половине XV в. она стала идейной основой объединения восточной части русских земель в Московское царство. Именно тогда составитель Софийской I летописи киноварью выделил в тексте заголовок: "Княжение Ольгино", а в XVI в. составитель Степенной книги отметил её правление как крупнейшую и первую "ступень" исторического развития Руси. Лишь в XIX в. историки отказались рассматривать великую княгиню как самостоятельного государственного деятеля, упоминая Ольгу только в качестве жены верной князя Игоря и заботливой матери князя Святослава. Они писали так, как будто хотели перечеркнуть прошлое столетие великих императриц и поставить женщину на место, которое полагали "природным". Традиция принижения роли женщины в истории сохранялась и в работах советского времени, когда главный Древнейшее русское сказание, созданное при внуке Ольги князе Владимире, начинало её правлением историю Руси. Начинало не потому, что сказитель не слыхал легенд о более древних владыках. И не только потому, что был потрясён её образцовой местью за мужа. От первого подвига Ольги его отделяло более полувека, в преданиях дружины Владимира Святого наверняка было много доблестных деяний. Прародитель русской историографии рассказывал историю государства, а в ней он, подобно писавшим затем мниху Иакову и митрополиту Иллариону, просто не видел иного "начала Руси", кроме мести Ольги за непутёвого, но законного мужа Игоря, и строительства ею единой державы вместо вотчин князей-разбойников. О Вещем Олеге и Рюрике в конце X в. не говорили ничего! Родословная легенда Рюриковичей вместе с мифом о призвании варягов-руси появилась в Начальном своде через 100 лет, в конце XI в., и была ярко разукрашена в "Повести временных лет" в начале XII в. К чести летописцев, они не приписали заслуг Ольги другим князьям. Даже в "Повести временных лет" она начинает государственное строительство с нуля: придя с войском "князя русского" к древлянам, возлагает на них дань, причём две трети доходов отписывает столичному Киеву, а одну треть — собственному аппарату в замке Вышгород. Дань эта не похожа на военную добычу с отдельных городов. Ольга обошла всю Древлянскую землю, повсеместно "устанавливая уставы и уроки", то есть общие законы, ставки налогов и повинности. Покрыв землю "становищами", где население имело суд и могло заплатить налог, княгиня в духе других европейских владык устроила и "ловища": заповедники, знакомые нам по Шервудскому лесу в Англии. Уже в Древнейшем сказании была обозначена территория государственных забот Ольги. Мета со своими берегами составляла крайний северо-восток её владений, Луга — северо-запад, Десна — юго-восток, русский бассейн Днепра тянулся на юг до порогов. Везде она строила "места" и "погосты": пункты, где чиновники давали суд и собирали твердо установленные дани — то есть уже налоги. Местное население обеспечивало их деятельность оброками: фиксация их размера была принципиальна для спокойствия государства. Разбросанные по всей стране сёла Ольги — первые устроенные государством населённые пункты. Задачей княгини было так расставить погосты с проложенными к ним дорогами от крупных водных путей, чтобы они были в любое время доступны для чиновников и военных. Масштаб 20-летней работы княгини поражает, по часть славянских земель к востоку от Днепра в иоле деятельности Ольги не попала. Они платили дань хазарам, которых разгромил выращенный Ольгой "барс" Святослав. Отсутствующий в Древнейшем сказании, но появившийся в летописях Вещий Олег слегка "примучал" северян и радимичей, взяв дань вдобавок к хазарской. Но ни он, ни Игорь защищать Русь не собирались. Север объединённой Ольгой Руси платил при её предшественниках дань варягам, восток — хазарам. Русы до Ольги даже в набеги на Каспий ходили с разрешения хазар! Древнейшее сказание и основанные на нём летописи особо восторгаются дипломатическими способностями Ольги. Рассказ о её посольстве в Константинополь подтверждён византийскими источниками. Император Константин Багрянородный лично описал её приёмы в своём дворце, где Ольга обедала со всей августейшей фамилией. Она торжественно приняла крещение от императора и патриарха, но отказалась считать Русь вассалом Византии. Византийский император признал княгиню единовластной владычицей Руси. Хроника германского императора Оттона I именует её королевой. Тонкость состоит в том, что в созданных после Древнейшего сказания летописях восторженный рассказ о царьградском посольстве меняет смысл. Теперь он ставит Ольгу в ряд с Вещим Олегом и Игорем и тем самым возвышает их. Во втором из договоров Руси с греками, тексты которых появляются в "По-вести временных лет", посол Ольги упомянут после послов её мужа и малолетнего сына. Но византийские источники о дипломатии Игоря ничего не знают. Они описывают лишь его сокрушительное поражение в морском набеге и жалкую гибель от рук варваров. Вещего Олега империя вообще не заметила. Напрасно он ходил на ладьях "по суху аки по морю", прибивал щит на врата Царьграда и заключал противоречиво описанный в летописи договор с императором. Набеги варваров-росов на Константинополь греки точно фиксировали. Они происходили задолго до появления летописного Олега, раньше "призвания" ещё более мифического Рюрика, прежде появления легендарных Аскольда и Дира. Этими подвигами русов руководили другие, не упомянутые в летописях князья, не имеющие отношения к легенде о варягах, созданной именно для того, чтобы настоящих героев не упоминать. История Древней Руси до княгини Ольги конечно же была. Но подменившие её в летописях родословные легенды Рюриковичей годятся лишь для домашнего употребления. Строительницей Русского государства и первым его правителем, чьё имя помнили потомки и с уважением произносили за границей, при дворах двух императоров, была княгиня Ольга. Память о её единой Руси вошла во все русские летописи. Во второй половине XV в. она стала идейной основой объединения восточной части русских земель в Московское царство. Именно тогда составитель Софийской I летописи киноварью выделил в тексте заголовок: "Княжение Ольгино", а в XVI в. составитель Степенной книги отметил её правление как крупнейшую и первую "ступень" исторического развития Руси. Лишь в XIX в. историки отказались рассматривать великую княгиню как самостоятельного государственного деятеля, упоминая Ольгу только в качестве жены верной князя Игоря и заботливой матери князя Святослава. Они писали так, как будто хотели перечеркнуть прошлое столетие великих императриц и поставить женщину на место, которое полагали "природным". Традиция принижения роли женщины в истории сохранялась и в работах советского времени, когда главный источник по ранней истории Руси летописные своды — уже подвергся объективному изучению. Реконструкцию раннего русского летописания на основе полного сравнении текстов дошедших до нас сводов начал в конце XIX в. академик А.Л. Шахматов и продолжили в XX в. академики Д.С. Лихачёв, Л.В. Черепнин и М.П. Тихомиров. Их работы объективно подтвердили то, что знали летописцы XI–XVI вв.: Русь как государство была создана женщиной: псковитянкой Ольгой, вдовой князя Игоря. Но перенести свои источниковедческие наблюдения на историческую концепцию четыре академика не осмелились. Понимание роли княгини Ольги, вдовы князя Игоря, означало признание легендарного характера сведений о первоначальных князьях, внесённых в летописи в конце XI и начале XII в., после того как составитель Древнейшего сказания в конце X в. описал историю Руси с княжения Ольги. Историкам не важно было, что только со времени Ольги наши летописи перестают буквально во всём противоречить друг другу, что именно её имя иностранные источники впервые упоминают в качестве правителя Руси, а Русской православной церковью княгиня канонизирована как равноапостольная. Историческая несправедливость, буквально выбросившая великую женщину из научной истории, продолжалась до последних десятилетий. Только сейчас отсутствие политической цензуры и государственного заказа в исторической науке позволило объединить всё, что сделали коллеги-летописеведы за последние 100 лет, в связный рассказ о том, кто и как построил Русское государство в середине X в. Воздавая должное княгине Ольге, мы продолжили, после долгого перерыва, добрую традицию старых летописцев и историков Руси. "Мудрейшей из всех людей" назвали княгиню, согласно Начальному своду и "Повести временных лет", советники великого князя Владимира. "Благословенна ты среди жён русских, — говорило о ней Древнейшее сказание и написали первые русские летописи, — ибо оставила тьму, а свет возлюбила. И благословлять тебя будут сыны русские в последующие дни, потомки внуков твоих!" |