Практическая работа. Омский государственный технический университет А. А. Ляшков, Ф. Н. Притыкин, Л. М. Леонова, см. Стриго Компьютерная графика Практикум Омск 2007 2
Скачать 2.15 Mb.
|
дру- гой плоскости на панели Вспомогательная геометрия или выберите ее название изменю Операции. Укажите вспомогательную плоскость или плоскую грань (опорную плоскость, под углом к которой должна пройти новая плоскость. Укажите ребро в опорной плоскости, через которое должно пройти новая плоскость. Введите в поле Угол на Панели свойств значение угла между опорной плоскостью и создаваемой плоскостью или выберите его из списка. Чтобы указать, в какую сторону от опорной плоскости должен быть отложен указанный угол, воспользуйтесь переключателем Направление угла на вкладке Параметры Панели свойств Можно также задать название и цвет плоскости на вкладке Свойства . Плоскость с заданными параметрами отображается на экране в виде фантома (рис. 6.8). Рис. 6.9. Вспомогательная плоскость через вершину параллельно боковой грани Рис. 6.10. Вспомогательная плоскость через вершину перпендикулярно ребру 6.1.2.5 Плоскость через вершину параллельно другой плоскости Эта команда позволяет создать одну или несколько вспомогательных плоскостей, проходящих через выбранные точки параллельно указанным конструктивным плоскостям или плоским граням. Точками могут служить вершины, характерные точки графических объектов в эскизах (например, конец отрезка, центр окружности и т.п.) или начала координат. Для вызова команды нажмите кнопку (Плоскость через вершину параллельно другой плоскости) на панели Вспомогательная геометрия или выберите её название изменю Операции Укажите вершину, через которую должна пройти новая плоскость, и существующую плоскость (или плоскую грань, параллельно которой должна пройти новая плоскость (рис. 6.9). 6.1.2.6 Плоскость через вершину перпендикулярно ребру Это команда позволяет создать одну или несколько вспомогательных плоскостей, проходящих через заданные точки перпендикулярно указанным прямолинейным объектам. Точками для построения объекта могут служить вершины, начала координат, характерные точки графических объектов в эскизах (концы отрезков, центры окружностей и т.п.). Прямолинейными объектами могут быть ребра, конструктивные оси, отрезки в эскизах. Для вызова команды нажмите кнопку (Плоскость через вершину Рис. 6. 11. Вспомогательная плоскость через ось цилиндрической поверхности вращения под заданным углом к указанной грани перпендикулярно ребру )на панели Вспомогательная геометрия или выберите её изменю Операции. Укажите вершину, через которую должна пройти новая плоскость, и существующую ось (или прямолинейное ребро, перпендикулярно которой должна пройти новая плоскость. Вершина может не принадлежать ребру. На рис. 6.10 показана плоскость, проведенная перпендикулярно ребру через одну из его вершин. Данная команда часто используется для выполнения кинематических операций. 6.1.2.7 Нормальная плоскость Эта команда позволяет создать одну или несколько вспомогательных плоскостей, проходящих через ось цилиндрической или конической поверхности детали. Для вызова команды нажмите кнопку ( Нормальная плоскость )на панели Вспомогательная геометрия или выберите её название изменю Операции. Укажите поверхность, через ось которой должна пройти новая плоскость. Так как через ось цилиндрической или конической поверхности можно провести множество плоскостей, то для определения одной из них требуется задать дополнительное условие. Для этого укажите плоскость или плоскую грань, относительно которой будет задаваться положение новой плоскости. Введите в поле Угол на вкладке Параметры Панели свойств значение угла между указанным плоским объектом и создаваемой плоскостью. По умолчанию в этом поле задано значение 0. При этом новая плоскость создаётся параллельно указанной. Если значение угла ненулевое, задайте положение новой плоскости относительно указанной. Для этого воспользуйтесь переключателем( Направление угла ). Плоскость с заданными параметрами отображается на экране в виде фантомов. На рис. 6.11 показана плоскость, проходящая через ось цилиндрической поверхности под углом к боковой грани. 6.1.2.8 Касательная плоскость Эта команда позволяет создать одну или несколько вспомогательных плоскостей, касательных к цилиндрической или конической поверхности детали. Чтобы построить плоскость, касающуюся поверхности, требуется задать линию касания. Линия касания определяется пересечением поверхности и плоскости, проходящей через ось этой поверхности. Поэтому перед вызовом команды Касательная плоскость в модели должна быть построена Нормальная плоскость (плоскость, проходящая через ось поверхности вращения, пересекающая поверхность в нужном месте касания. Для вызова команды нажмите кнопку (Касательная плоскость) на панели Вспомогательная геометрия или выберите ее название изменю Операции. Укажите цилиндрическую или коническую поверхность, к которой будет построена касательная плоскость. Затем укажите плоскость или плоскую грань, проходящую через ось поверхности вращения. Чтобы указать, по какую сторону от поверхности должна быть построена касательная плоскость, активизируйте переключатель Положение плоскости на вкладке Пара- метры Плоскость, касающаяся цилиндрической поверхности, показана на рис. 6.12. Рис. 6.12. Вспомогательная плоскость, касающаяся цилиндрической поверхности вращения 90 6.1.2.9 Плоскость через ребро параллельно или перпендикулярно другому ребру Эта команда позволяет создать одну или несколько вспомогательных плоскостей, проходящих через указанные прямолинейные объекты параллельно или перпендикулярно другим прямолинейным объектам. Объектами для построения плоскости могут служить рёбра, вспомогательные оси или отрезки в эскизах. Для вызова команды нажмите кнопку (Плоскость через ребро па- раллельно/перпендикулярно другому ребру )на панели Вспомогательная геометрия или выберите её название изменю Операции .Укажите ребро (или вспомогательную ось, через которое должна пройти плоскость. Чтобы выбрать вариант построения – параллельно или перпендикулярно другому ребру (оси, активизируйте переключатель на вкладке Параметры Панели свойств .Пе- реключатель имеет два положения Параллельно ребру и Перпендику- лярно ребру Название и цвет плоскости можно задать на вкладке Свойства. Плоскость с заданными параметрами отображается на экране в виде фантома. На рис. 6.13 показана плоскость, проведённая через одно ребро перпендикулярно другому ребру. 6.1.2.10 Плоскость через ребро параллельно грани Эта команда позволяет создать одну или несколько вспомогательных плоскостей, проходящих через указанные прямолинейные объекты параллельно или перпендикулярно плоским объектам. Прямолинейными объектами для построения плоскости могут служить рёбра, вспомогательные оси или отрезки в эскизах. Плоскими объектами могут служить вспомогательные плоскости или плоские грани модели. Для вызова команды нажмите кнопку (Плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно грани )на панели Вспомогательная геометрия или выберите её название изменю Операции. Укажите ребро (или вспомогательную ось, через которое должна пройти плоскость. Рис. 6.13. Вспомогательная плоскость, проходящая через одно ребро и перпендикулярная другому Чтобы выбрать вариант построения параллельно или перпендикулярно плоской грани (или плоскости, активизируйте переключатель Положение плоскости )на вкладке Параметры Панели свойств . Укажите грань (или вспомогательную плоскость, параллельно или перпендикулярно) которой должна пройти плоскость. Если строится параллельная плоскость, может быть указана только плоская грань или плоскость. На рис. 6.14 показана плоскость, проведённая через ребро и параллельная координатной плоскости XZ 6.2 Задание к лабораторной работе № 6 По чертежу детали создать ее трехмерную модель. Исходные данные выдаются преподавателем в соответствии с вариантом. При формировании модели используются команды, рассмотренные в предыдущей лабораторной работе, а также команды, изложенные выше. На рис. 6.15 приведено изображение, на основе которого создана трехмерная модель детали рис. 6.16). Решение поставленной задачи реализовано в последовательности, представленной ниже. 1. Используя команды трехмерного моделирования в соответствии с исходными данными (рис. 6.15), создать модель ступенчатого вала рис. 6.17). Рис. 6.15 Рис. 6.14. Вспомогательная плоскость, проходящая через ребро и параллельная координатной плоскости XZ 92 2. Для формирования отверстий и углублений нужно создать эскизы в различных конструктивных плоскостях. Эти плоскости строим, используя команды Касательная плоскость и Смещенная плоскость (рис. 6.17). Смещенные плоскости должны быть параллельны координатной плоскости XZ 3. Эскиз для паза выберем из Прикладной библиотеки Менеджера библиотек , в разделе Геометрические фигуры. Паз формируем с использованием команды Вырезать выдавливанием (рис. 6.18). 5. Для отверстий выполняются эскизы с учетом последующей операции – операции вращения. Размеры и форму эскиза задать, используя чертеж детали (рис. 6.15). 6. Формируем отверстия, используя команду Вырезать вращением с параметрами Способ построения – Сфероид, Тонкая стенка – Нет (рис. 6.19). 7. Так как водной из ступеней вала выполнено три одинаковых отверстия, то для их формирования используем команду Массив по концентрической сетке (рис. 6.20). 8. Конечный вариант представлен на рис. 6.16, на котором модель за- тонирована. 9. Для получения чертежа на основе трехмерной модели вначале строим ее главный вид с использованием команды Новый чертеж из модели. Создаем новый чертеж. С использованием команды Главного ме- ню Вставка – Вид с модели – Произвольный создаем вид Спереди. Назначаем положение секущих плоскостей, используя ко- Рис. 6.18 Рис. 6.17 Рис. 6.16 93 манду Линия разреза, расположенную на панели инструментов Обозначения компактной панели инструментов (рис. 6.21). 11. Для построения сечений используем команду Разрез/Сечение На рис. 6.21 показан чертеж модели с сечениями, выполненными системой КОМПАС. Рис. 6.21 Рис. 6.19 Рис. 6.20 Лабораторная работа № 7 Создание модели с элементами ее обработки Цель изучение основных команд обработки трехмерных моделей. Содержание создание трехмерной модели с использованием команд их обработки Команды обработки модели После построения трехмерной модели с использованием различных операций по формообразованию также, как и при материальном изготовлении детали, возникает необходимость в ее обработке. Под обработкой понимается выполнение фасок, скруглений, отверстий, разрезов, установка ребер жесткости и пр. Для этих целей в системе КОМПАС предусмотрены следующие команды Фаска , Скругление , Отверстие , Ребро жесткости, Уклон , Оболочка и Сечение. Фаска Команда Фаска позволяет создать фаску на указанных ребрах детали. Команда не выполняется для ребер, образованных гладко сопряженными гранями. Для вызова команды нажмите кнопку (Фаска на инструментальной панели редактирования детали или выберите ее название вменю Операции. С помощью переключателя Способ построения на вкладке Параметры Панели свойств выберите способ построения фаски По стороне и углу или По двум сторонам. Если фаска строится по стороне и углу, введите в поле Длина 1 длину стороны фаски, а в поле Угол угол между этой стороной и поверхностью фаски. Если фаска строится по двум сторонам, введите их длины в поля Длина 1 и Длина 2 . Укажите в окне детали ребра, на которых требуется построить фаску. Если требуется построить фаски на всех ребрах какой-либо грани, укажите эту грань. После указания первого ребра в окне детали возникает фантом – стрелка, направленная вдоль одной из граней. Она показывает направление первой стороны фаски. Для изменения направления воспользуйтесь переключателем Направ- ление : Первое направление и Второе направление В полях группы Объекты на вкладке Параметры отображаются количества ребер и граней, указанных для выполнения операции. Чтобы исключить какой-либо объект (ребро или грань) из числа выбранных, укажите его в окне детали повторно. Выделение с этого объекта будет снято, и при построении фаски он учитываться не будет. Опция Продолжать по касательным ребрам в некоторых случаях позволяет указать меньшее количество ребер для выполнения команды. Настройка свойств поверхности фаски осуществляется на вкладке Свойства После задания всех параметров фаски и настройки ее свойств нажмите кнопку Создать объект На рис. 7.1 показана модель в процессе формирования фаски, а на рис. 7.2 – конечный результат. 7.1.2. Скругление Команда Скругление позволяет скруглить выбранные ребра детали. Команда не выполняется для ребер, образованных гладко сопряженными гранями. Для вызова команды нажмите кнопку ( Скругление) на инструментальной панели редактирования детали или выберите ее название вменю Операции. Введите радиус скругления в полена вкладке Параметры Панели свойств . Укажите в окне детали ребра, которые требуется скруглять. Если необходимо скруглить все ребра какой-либо грани, укажите эту грань. Рис. 7.1. Модель на этапе формирования Рис. 7.2. Модель с выполненной фаски на цилиндре фаской на цилиндре 96 В полях группы переключателей Объекты на вкладке Параметры отображается количество граней и ребер, указанных для выполнения операции. Чтобы исключить какой-либо объект ребро или грань) из числа выбранных, укажите его повторно в окне детали. Выделение этого объекта будет снято, и при построении скругления он учитываться не будет. Опция Продолжать по касательным ребрам в некоторых случаях позволяет упростить указание ребер для выполнения команды. Активизируйте опцию Автоопределе- ние , чтобы включить автоматический выбор способа построения скругления в случаях его пересечения с соседними гранями. Если во всех таких случаях необходимо сохранение кромки, выключите опцию Автоопреде- ление и включите опцию Сохранять кромку. Эти опции доступны только при создании скругления с постоянным радиусом. Пример выполнения скругления основания модели, а также создание галтели показан на рис. 7.3. 7.1.3. Отверстие Команда Отверстие позволяет создать круглые ступенчатые отверстия различной конфигурации. Перед вызовом команды требуется выделить плоский объект (плоскую грань детали, вспомогательную или конструктивную плоскость, на котором должно располагаться отверстие. Для вызова команды нажмите кнопку Отверстие на инструментальной панели редактирования детали. Элементы управления вкладки становятся доступными после указания отверстия. Для указания нужного отверстия и настройки его параметров служит панель Выбор отверстия на вкладке Параметры Панели свойств (рис. 7.4). Рис. 7.3. Модель с выполненными скруглениями Рис. 7.4. Панель Выбора отверстий и их параметров Панель выбора отверстия разделена на несколько областей. Впервой из них содержится структура библиотеки отверстий (дерево разделов, во второй – перечень элементов выбранного раздела. Команды контекстного меню первой и второй области позволяют управлять представлением их элементов, а также отображением областей комментария и просмотра. Область комментария к выбранному типу отверстия содержит описание геометрических параметров его формы. В области просмотра показывается эскиз профиля отверстия и размеры, управляющие параметрами профиля. Таблица численных значений параметров занимает нижнюю часть окна. Выбрав отверстие, введите значения его параметров в соответствующую колонку таблицы. Не все значения размеров можно менять в произвольном порядке. Например, нельзя сделать диаметр резьбы меньше диаметра отверстия. Если требуется уменьшить диаметр резьбы, сначала измените диаметр отверстия, а затем диаметр резьбы. После ввода нового значения параметра в колонке Изменен напротив его имени появляется галочка. Щелчок на ней мышью позволяет вернуть исходное значение параметра. Группа переключателей Способ построения на вкладке Параметры позволяет выбрать способ определения глубины отверстия На глубину , Через все , До вершины Фантом отверстия с заданными параметрами отображается в окне модели. Точка привязки отверстия по умолчанию располагается вначале локальной системы координат плоского объекта, на котором создается это отверстие. Чтобы разместить отверстие в нужном месте плоского объекта, рас- фиксируйте поле т на вкладке Параметры и укажите положение отверстия мышью или введите координаты центра отверстия. Чтобы выбрать направление построения отверстия, активизируйте соответствующий переключатель направления на Прямое или на Обратное Настройка свойств поверхности отверстия проводится на вкладке Свойства Панели свойств На рис. 7.5 показан в разрезе пример выполнения трех различных отверстий, конфигурация которых взята из библиотеки центровых отверстий. Рис. 7.5. Модель детали с отверстиями, конфигурация и размеры которых взяты из библиотеки 98 7.1.4 Ребро жесткости Команда Ребро жесткости позволяет создавать ребра жесткости детали. Команда доступна, если выделен один эскиз. Требования к эскизу ребра жесткости следующие. Контур в эскизе ребра жесткости может не доходить до тела детали. В этом случае система продолжит конур до пересечения с ближайшей гранью. Криволинейные контуры продолжаются по касательным к ним в крайних точках. Для вызова команды нажмите кнопку (Ребро жесткости на инструментальной панели редактирования детали или выберите ее название вменю |