Обобщение методических материалов работы детских и молодежных хо. Он был одним из немногих, кто мог поддерживать духовность из большинства других композиторов советской эпохи
Скачать 42.18 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Одним из композиторов, высоко воплощающих в своем творчестве идеалы духовности и нравственности, является Георгий Васильевич Свиридов. Он был одним из немногих, кто мог поддерживать духовность из большинства других композиторов советской эпохи. Поздний период композиторской деятельности Свиридова можно смело назвать вершиной оркестрово-хорового творчества, когда ему удалось достичь удивительной одухотворенности и возвышенности песен. Примерами18 этому стали «Весенняя кантата» на слова Некрасова в 1972 г. с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких и важных сочинений Свиридова — Три хора из музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович»в 1973 г. . Здесь интонации знаменных распевов обрели современное звучание и эмоциональную остроту. Эта музыка была близка древним церковным песнопениям Руси, вместе с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия. Творчество Г.В. Свиридова неразрывно связано с образным миром поэзии. Круг поэтов, чьи стихи стали литературной основой его музыки - кантат, ораторий, вокальных циклов, отдельных романсов и песен, чрезвычайно широк. Здесь А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, поэты-декабристы и Н. Некрасов, Р. Бернс и В. Шекспир, А. Блок и В. Маяковский, С. Есенин и А. Исаакян и другие. Это характеризует Г. Свиридова как музыканта высокой культуры, которому доступны поэтические шедевры всех времен и народов. Обращаясь к произведениям лучших поэтов мира, Г. Свиридов все же отдает предпочтение русским, советским, особенно же любимому им С. Есенину: из двухсот с небольшим песен, более пятидесяти на стихи Есенина. Кстати, именно Г. Свиридову принадлежит честь "открытия" для серьезной академической музыки С. Есенина и В. Маяковского, хотя он и не первый обратился к их стихам. Конечно, хоровое творчество Свиридова - тема, требующая серьезных исследований. Сегодня очевидно, что Свиридов-композитор востребован. Свиридов на удивление тонко и аккуратно почувствовал хоровую фактуру. Неслучайно, что Свиридов всегда писал для лучших коллективов, композитор учитывал (определял, фиксировал, ставил новые творческие задачи) достоинства команд. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью искусственно осмысливать связь вокально-хоровых произведений композитора с древнерусской певческой традицией. Стремление автора проследить в ходе работы взаимосвязь мелодики Г.В. Свиридова с поэтическим словом С.А. Есенина объясняется особенностями вокалы-ю-хорового наследия композитора. Литературная основа подавляющего большинства произведений, составляющих это наследие, - творчество всего двух поэтов - Александра Блока и Сергея Есенина, причем последний, как свидетельствуют дневниковые записи самого композитора, был одним из его любимейших поэтов. Практически все поэмы и стихотворения Есенина Свиридов цитировал наизусть. Обобщение методических материалов работы детских и молодежных хоровых коллективов над музыкой Г.В. Свиридова Основными элементами творчества Г.В. Свиридова является вокальная музыка (песни, романсы, песенные циклы, кантаты, оратории, хоры). Г. В. Свиридов вернул камерно-вокальной лирике ее крепкие преемственные связи с русской классической музыкой. Затем он вдохнул новую жизнь в жанр. Принцип песни и хора лежит в основе многих великих произведений Г. В. Свиридова. Среди них такие известные и любимые, как “Поэма памяти Сергея Есенина”, “Патетическая оратория”, “Курские песни”, «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака, которые являются частью музыкальных сокровищ нашего времени". Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Вокально-хоровую музыку Георгия Васильевича Свиридова невозможно спутать ни с какой другой - её образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота является результатом более глубокого понимания сложностей жизни и желания, и способность говорить об этом также проста. Эта простота на фоне поиска большинства современных композиторов кажется странной и непостижимой. Г.В. Свиридов стремится отразить в своём вокально-хоровом творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А. Блока), революционные события («Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на стихи В. Маяковского). Но не только эпохальные явления нашли своё воплощение в свиридовской музыке, в ней - отражение простой, повседневной жизни людей. Жизнь людей в творчестве Свиридова - это уникальный мир образа жизни, убеждений и поведения; это высокий моральный принцип, который помогает людям выживать и чувствовать себя. Истинные слова народной жизни изображены в широком спектре музыки: сильное чувство лирики - чувство молчания, чувство тайны. Многие произведения Свиридова связаны с образным миром поэзии. Круг поэтов, чьи стихи стали литературной основой его музыки – кантат, ораторий, вокальных циклов, в большой мере характеризует композитора как музыканта высочайшей культуры. Самый любимый поэт Свиридова – Сергей Есенин: из двухсот песен более пятидесяти написано на стихи Есенина. Именно Свиридов впервые по-настоящему ввел в музыку поэзию Есенина как поэта огромной глубины и масштаба – не только автора лирических откровений, но и философа. В 1955 году Г.В. Свиридов создает одно из лучших своих сочинений – «Поэму памяти Сергея Есенина». В этой работе он хотел воплотить собственный образ поэта, резкость его слов, его бескорыстную любовь к жизни, его поистине безграничную любовь к людям1. В сольных эпизодах («В том краю», «Край ты мой заброшенный») особенно ощутимо сочетание интонаций крестьянской песни и городского романса. Песенность стала основой и таких последующих сочинений Свиридова, как кантата «Деревянная Русь», «Весенняя кантата», многие хоры. Хоровые эпизоды либо полны динамики, резких сравнений, либо сдержаны, обобщены. Кажется, они воссоздают картины деревенской жизни. Перед нами: оживленный зимний набросок, энергичная сцена обмолота, древний поэтический народный обряд, грустная картина опустошенной родины2. В сольных эпизодах («В том краю», «Край ты мой заброшенный») особенно ощутимо сочетание интонаций крестьянской песни и городского романса. Песенность стала основой и таких последующих сочинений Свиридова, как кантата «Деревянная Русь», «Весенняя кантата», многие хоры. Основным средством «выражения» для Георгия Васильевича всегда была вокальная и хоровая музыка - связанная со словом. Выбор слова (поэтического текста) для него никогда не происходил в рамках одной из тематических или национальных культур: лирик Сергей Есенин - и огненный «революционер» Владимир Маяковский, армянский Аветик Исаакян - и шотландец Роберт Бернс; Георгий Васильевич к работе соотечественников поэтов. Так было в 1959 году, когда композитор создал пять хоров на слова русских поэтов3. Насколько эту работу можно считать хоровым циклом? Все они написаны для смешанного хора с четырьмя голосами, с участием солиста тенора в первом выпуске). Их содержание не составляет единого сюжета - тем не менее, это характерно для Свиридова, но во многих его циклических вокальных или хоровых композициях. Николай Васильевич Гоголь, Сергей Александрович Есенин, Александр Андреевич Прокофьев, Сергей Сергеевич Орлов. Части хорового сюжета настолько изолированы и самодостаточны, что каждый из них может быть исполнен отдельно (что часто делается в концертной практике). Это должно отражать судьбу Родины (такая тема всегда была близка Свиридову)4. Эмоциональная окраска этих отражений различна: если в первых двух хорах мы слышим воспоминания с лирическим оттенком, то в последних двух хорах на первом месте стоит тема гражданского. Эти две образные сферы противопоставлены тональным: для первого и второго хора композитор избит диалектическими клавишами, для четвертого и пятого - плоский. Переход в одну сферу - от юношеских мечтаний к суровой реальности. В тональном отношении он также занимает «промежуточное», «переходное» положение: в сфере острых клавиш - в сфере плоских. Таким образом, цикл - казалось бы, составленный из отдельных частей - имеет свою особую драму. Первый хор – «Об утраченной юности» – необычен тем, что в основу его положен не поэтический, а прозаический текст из поэмы Гоголя «Мертвые души». Это «признание» человека, который все еще помнил ближайшие детские и юношеские чувства, но потерял его. Первый раздел посвящен «безвозвратно прошедшему детству», проникновению в светлую грусть, особенно заметно, что это родство в эхо сопрано с его элегическим «романтическим» ходом на шестом месте. В следующем разделе неподвижные аккорды и «пустые» пятые передают душевную пустоту героя, звучащую в отчаянии. Короткая, вымышленная фраза заканчивается, сначала звучит в видеороликах, а затем в тексте «О моей юности!» О, моя свежесть! ". Следующий припев открывается с той же интонацией - «Вечером в синем» на тексте «Есенина, в которой тоже рассказывается о давно минувшей юности, но в ином образном ключе». Картина вечера предстает в плотной аккордной фактуре. В гордых интонациях мощная сила выражается в мелодичных «взлетах». В этом номере два раздела: яркие воспоминания о прошлом и горькое сожаление по этому поводу. «Крик души»: резкие динамические контрасты, «спотыкающиеся» мелодичные движения. Грусть и усталость звучат в последних фразах. Третий хор – «Повстречался сын с отцом» – драматическая сцена, действие которой разворачивается во время гражданской войны: сын-красноармеец погибает от руки отца-белого (эта тема была близка композитору: его отец погиб, сражаясь на стороне красных, а дядя – на стороне белых). «Музыкальная сказка» состоит из нескольких мелодий национального склада. Мужские голоса, немедленно настроенные в резкой манере. Второй раздел содержит описание природы - «свидетелей», ее образ воплощен в лирической мелодии, выраженной женскими голосами. Решающие «ораторские» фразы, напоминающие интонацию революционных песен, появляются в центральном эпизоде, где происходит поединок между сыном и отцом. В последнем разделе альт и сопрано в мирной мелодии «похоронили» усопшего. Четвертый хор – «Как песня родилась» – может показаться предельно простым: незамысловатая мелодия, уходящая корнями в городскую лирическую песню, варьирование одних и тех же фраз, но в нем заключено исключительное богатство эмоциональных оттенков. Заключительный хор – «Табун» – передает восхищение красотой родного края. С восторженным гимническим началом у мужских голосов сопоставляется идиллический музыкальный образ («Пастух играет песню на рожке»), возникающий в мелодии женских голосов, напоминающей бесхитростный наигрыш. Эта многоплановая, но удивительно цельная картина подводит итог размышлениям о Родине, так искренне и убедительно воплощенных в хоровом цикле Свиридова. Работы Г.В. Свиридова для хора, часовни, в дополнение к произведениям жанра красноречия-кантаты, относятся к наиболее ценному разделу его творчества. Все они стремятся к вечным философским проблемам. В основном это размышления о жизни и человеке, о природе, о роли и предназначении поэта, о родине. Свиридов поэт, народный: А. Пушкин, С. Есенин, А. Некрасов, А. Блок, В. Маяковский, А. Прокофьев, С. Орлов, Б. Все вместе они находят в процессе отбора, объединяются в определенный круг образованные, темные, участки. В конце концов, превращение каждого из поэтов в «единомышленника» произошло под влиянием музыки5. Композитор текста, как правило, создает свою музыкальную концепцию. Более того, решающим фактором является отбор по содержанию поэтических первоисточников, что позволяет добиться высокой степени художественного обобщения в музыке. Свиридов всегда сосредоточен на человеке. Композитору нравится показывать людей сильных, смелых, сдержанных. Как правило, люди должны быть людьми - спокойные картины ширины, необязательное степное пространство Для этого нужно только мелодии, уловки голосов, методы использования различных типов фактов, хоровые тембры, регистры, динамика. У Свиридова есть свои любимые трюки. Общепризнанно, что общепризнанное национально-русское начало его музыки признается как принцип, согласно которому цвета и основополагающий принцип его темы (диатонический), а также фактура (унисон, подтекст, хоровая педаль) и форма (стих) , вариация, строфа) и интонационная система. Это характерное свойство музыки Свиридова. Вокальные, понятые не только для умения писать голоса, но и для создания мелодий, как идеального синтеза музыкальной и речевой интонации, которая помогает исполнителю достичь словесной естественности в произношении музыкального текста. Следует отметить тонкую выразительность тембровой палитры и фактурные приемы. Свиридов, как правило, не ограничивается одним. В его хоровых произведениях прослеживается органическая связь гомофонии и полифонии. Подзвучка обычно дает общее настроение или рисует пейзаж, в то время как остальные голоса передают конкретное содержание текста. Обращает на себя внимание драматургическая особенность некоторых хоров. Два контрастных образа, представленные вначале в виде самостоятельных, законченных построений, в заключительном разделе словно бы приводятся к единому знаменателю, сливаются в одну образную плоскость («Вечером синим», «Повстречался сын с отцом», «Как песня родилась», «Табун») – принцип драматургии, идущий от инструментальных форм (симфонии, сонаты, концерта). Вообще претворение в хоре приемов, заимствованных из инструментальных, в частности оркестровых жанров, типично для композитора. Применение в их в хоровых сочинениях значительно расширяет круг выразительных и формообразующих возможностей хорового жанра. Отмеченные черты хоровой музыки Свиридова, определяющие ее художественную самобытность, обусловили широкое признание хоров композитора и быстрый рост их популярности. Большинство из них звучит в концертных программах ведущих отечественных профессиональных и любительских хоровых коллективов, записано на грампластинки, выпущенные не только в нашей стране, но и за рубежом. Принципы исполнения музыки Свиридова в церковном пении. Принцип, присущий церковному пению, который приводит Г.В. Свиридов в своем творчестве, кроется в самой тесной связи между значением слова и его интонационным воплощением. Об этом пишет профессор Ленинградской духовной академии Л. Парийский. «Молитва и пение являются одними из основных способов выражения религиозных чувств». Пение - это сочетание слов с музыкой голоса. Форма выражена в сухой прозе. Они требуют возвышенных слов - поэзии. Православные религиозные книги прекрасно это доказывают. Они состоят из поразительно возвышенных творческих идей. Творцами песнопений были святой Иоанн Дамаскин, преподобные Косма Маиумский, Роман Сладкопевец, Андрей Критский и другие святые люди, которые принимали религиозные истины не только умом, но и переживали их сердцем»6. Свиридов создал светскую по форме, но православную по духу «литургическую музыку». Как в выборе текстов, так и в работе над ними проявилась оригинальность свиридовского замысла. Известно, что при создании церковных песнопений композитор должен точно воспроизводить литургический текст без каких-либо изменений. За редким исключением, почти все отобранные тексты были пересмотрены Свиридовым. Там не было ничего, пренебрегая традициями церкви. Свиридов никогда не писал музыку «к поэзии», он считал поэму самостоятельной, законченной поэтической работой. Для него «Молитвослов» и «Псалтирь» были не только богослужебными книгами, но и образцами высочайшей поэзии. Не случайно он отказался от традиционного подзаголовка «для православного обихода», заменив его необычным для русского уха словосочетанием «из литургической поэзиu», подчеркивая именно поэтическую составляющую христианской гимнографии. У мужских голосов обоих хоров звучат торжественные, величавые, гимничные квартовые интонации, славящие: «Пасха Красная, Пасха Святая, Пасха Пречистая» (2 – 5 такты). Они близки древним эпическим бесполутоновым попевкам, исконно русским песенным трихордам. В одноголосной мелодии, дублированной во всех мужских голосах, слышны также интонации торжественных песнопений, кантов. Но вот вступают женские голоса, плавные лирические интонации которых передают иное чувство – душевный трепет верующих: «Христос Воскресе, Святая Пасха» (6 – 9 такты). Плавность, поступенность, повторность мелодических фраз, их малый диапозон близки традициям знаменного распева. Кроме того, сопоставление тембровых красок мужских и женских голосов, позволяет говорить о чертах антифонного церковного пения. Свиридов с детства усвоил истоки и выразительные особенности исконно русской духовной музыки. Впоследствии, создавая свой современный, ярко индивидуальный музыкальный язык, естественно остался, с одной стороны, продолжателем традиций русской духовной музыкальной культуры, с другой, наполнил строгие духовные песнопения своими чувствами и мыслями7. «От первого основательного знакомства со свиридовскими партитурами сохранилось ощущение большого количества белых клавиш, бесполутоновых секундовых гроздей-созвучий, пентатонических звукорядов, придававших его музыке сходство с монгольскими народными наигрышами. Для моего слуха все это казалось чересчур пресными: я был воспитан на западноевропейской мелодике. Это уже потом я осознал, что в основе специфичности его языка лежат древние, так называемые ангемитонные попевки, общие для многих культур мира, своеобразная «русская пентатоника», уходящая в глубины языческого фольклора. Как говорил сам композитор, «это глубокая архаика». Благодаря его поразительной исторической памяти он воплотил эти звуки давно минувших веков, создав неслыханный по оригинальности индивидуальный музыкальный язык. «Душа его вобрала всю красоту былых времен». По мере постижения его произведений я ощущал, пока переинтонируется мой слух, как захватывает меня чисто русская звуковая стихия»8. Творчество Свиридова в своих сущностных ориентирах связано с духовным пространством национальной культуры, с Православием. Постижение этой связи обусловливается пониманием смысла и значения русской культуры, в которой Православие не является чисто церковным явлением, но охватывает всю духовно-нравственную сферу, образует её основу. Глубинная духовность пронизывает вокально-хоровые произведения Г. Свиридова. Подавляющее большинство вокальнохоровых сочинений Свиридова создавалось на слова русских поэтов и писателей. Глубинная почвенность Слова-Логоса сопряжена в этой музыке с христианскими образами. Миросозерцание Свиридова – явление не этническое, но культурное и гуманитарное. Его мысли свойственны возвышенность и размах, нетривиальность и смелость высказываний. Отмеченные черты произрастают из особенностей русской культуры, прежде всего, широких гуманитарных оснований, на которых покоится православная традиция. «Песнопения и молитвы» – духовное завещание композитора. Известно, что его духовная музыка не предназначалась для исполнения в церкви за богослужением. Свиридов свободно подходил к каноническим текстам, переосмысливая их по-своему. В его музыке нередко обнаруживаются литургические влияния, выявляемые при соотнесении с образами, жанрами и приёмами письма церковного искусства. Однако традиционные средства, переплавляясь в сознании гениального художника, формируют неповторимый по духовной глубине музыкальный язык. Способы музыкального претворения первоисточников свидетельствуют об уникальности подхода к каноническим текстам, которые рассматривались композитором, прежде всего, как высочайшие образцы духовной поэзии. Духовность музыкальных творений Г. Свиридова зиждется на религиозном чувстве и подтверждается композиторской техникой письма и стилистикой (особенно позднего творчества). Так, «Песнопения и молитвы» уникальны по композиционному строению и жанровому содержанию: в истории музыки нет аналогичных опусов. Подобно Священному Писанию, «Песнопения и молитвы» открыты в Вечность: строгий отбор средств, порой даже аскетизм, лаконичность, воистину храмовая величественность хоровой партитуры, небесная красота музыки и «неизреченная» её тайна... Эта музыка говорит о самом важном, касающемся человека и мира9. Особенностью мелодики Свиридова является синкретичное взаимовлияние разных типов интонирования (кантиленного, декламационного, танцевального и сигнального; в том числе ариозно-романсового и фольклорного; псалмодического и мелизматического) и создание на базе соединения различных типов мелоса целостных высказываний. Однако в хорах Свиридова можно выделить два основных типа: декламационная мелодика и кантилена, в каждом из которых есть свои виды. В рамках декламационной мелодики можно выделить три характерных для композитора вида: • воззвание, возглас; • псалмодию; • ораторскую речь, декламационные высказывания. В рамках кантиленного типа наиболее важными для Свиридовского стиля хоровых сочинений стали: • мелодии с признаками знаменной мелодии; • с чертами песенности; • с чертами ариозности. Поражает удивительная чуткость Свиридова к слову и умение выбрать единственно верный тип интонирования, который и расшифровывает многочисленные смысловые пласты и, одновременно, через мощные ассоциативные ряды с произведениями соответствующего жанра и стиля позволяет слушателю самому формировать семантические значения каждого высказывания10. Особенности хорового исполнения музыкальных произведений Свиридова. · Задействованы различные составы исполнителей: от сольных высказываний и унисонов хоровых партий, различных ансамблевых сочетаний до разнообразных хоровых составов (мужского, смешанного). · Использовано значительное количество разнообразных жанров. При этом музыкально озвучены молитвословия и Божественной Литургии, и Всенощного бдения, служб праздников и великого поста, а также келейных молитв. Охвачен практически весь годовой круг, основные службы дневного круга, а также песнопения, входящие в основные богослужебные книги: Октоих, Триодь, Праздники, Часослов, Молитвослов. · Стали объектом художественного моделирования многие ведущие певческие стили: от знаменного распева до концертного стиля «нового музыкального направления». · Нашло отражение большинство ведущих мелодических типов: различные виды кантилены, декламации и даже элементы моторного и сигнального типов мелодики. Таким образом, в духовном творчестве Свиридова складывается широчайшая панорама исторических типов духовной отечественной музыки, происходит ее антологизация. 1 Георгий Свиридов: сб. ст. и исслед. М.: Музыка, 1979. 464 с. 2 Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст.М.: Сов. композитор, 1990. 224 с 3 Книга о Свиридове/Составитель А. Золотов. – М., 1983. 4 Белоненко А. Хоровая «теодицея» Свиридова// Свиридов Г. Полное собрание сочинений.СПб.: Национальный Свиридовский фонд,2001. Т. 21. С. 1–44. 5 Соловьёв В. Духовные основы жизни. Брюссель: Жизнь с Богом, 1982. 124 с. 6 Л. Парийский. О церковном пении. // Русские церковные композиторы и их музыка. Минск.: Белорусский Экзархат, 2008. С. 120. 7 Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002. С.549 8 А. Висков. Наследник апостола Иоанна. // Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. М.: Молодая Гвардия. 2006. С. 541) 9 Соловьёва П. О церковно-певческих истоках гармонического стиля Свиридова // Музыкальная академия. 2008. № 4. С. 55–62. 10 Сохор А. Георгий Свиридов. Изд. 2-е, доп. М.: Сов. композитор, 1972. 320 с. |