Главная страница
Навигация по странице:

  • Краткое вступление «Жизнь – это чередование всяких комбинаций, их нужно изучать, следить за ними, что бы всюду оставаться в выгодном положении»

  • Оноре де Бальзак

  • Обзор творчества

  • Анализ текста

  • Список использованной литературы

  • Литература Реферат на тему: Оноре де Бальзак «Гобсек». Бальзак Гобсек. Оноре де Бальзак Гобсек


    Скачать 41.51 Kb.
    НазваниеОноре де Бальзак Гобсек
    АнкорЛитература Реферат на тему: Оноре де Бальзак «Гобсек
    Дата19.09.2021
    Размер41.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБальзак Гобсек.docx
    ТипРеферат
    #234220



    Реферат на тему:

    Оноре де Бальзак «Гобсек»


    План
    Краткое вступление

    Биография

    Обзор творчества

    Анализ текста

    Заключение

    Список использованной литературы

    Краткое вступление

    «Жизнь – это чередование всяких комбинаций, их нужно изучать, следить за ними, что бы всюду оставаться в выгодном положении»

    Оноре де Бальзак

    Творения большого писателя — это всегда особый мир, неповторимо своеобразный, со своими законами, своими излюбленными темами и характерными конфликтами, обликом героев, своим колоритом. Необозримо широкая и сложная действительность преломляется в восприятии такого художника и воссоздается им правдиво и вместе с тем в ему одному присущих формах и красках. В этом необходимый признак таланта!

    Сказанное относится полностью к Оноре Бальзаку — крупнейшему французскому писателю прошлого века. Главное в его наследии — «Человеческая комедия», объединившая десятки больших и малых романов, повестей, новелл в художественное целое. Этот труд писатель любил сравнивать с монументальным архитектурным ансамблем. В предисловии к своей эпопее Бальзак писал: «Огромный размах плана, охватывающего одновременно историю и критику Общества, анализ его язв и обсуждение его основ позволяют, мне думается, дать ему то заглавие, под которым оно появляется теперь: «Человеческая комедия».
    Биография

    Оноре де Бальзак – французский писатель, прозаик, мастер реалистичного романа. Родился 20 мая 1799 года во французском городе Тур, в крестьянской семье. Наиболее известное произведение писателя – «Человеческая комедия». Это был цикл из романов и повестей на тему жизни французского общества того времени. Творчество Бальзака повлияло на многих других талантливых писателей, в том числе на Диккенса, Золя, Достоевского. С детства Бальзака готовили к карьере адвоката. Для этого он учился в Вандомском колледже, в Парижской школе права, а затем работал писцом у нотариуса. Однако вскоре юридическая карьера ему наскучила, и он посвятил себя литературе.

    Первые работы писателя появились в 1820-е годы. Это были романы в духе романтизма. Издательская деятельность, которой он занялся в 1825 году, не была успешной. Первая книга, подписанная именем «Бальзак» вышла в свет в 1829 году. Это был исторический роман «Шуаны». После этого он написал немало сочинений и повестей, которые, наконец, привлекли внимание критиков. Следующее серьезное произведение, роман «Шагреневая кожа», появилось в 1831 году. Через год вышел в свет отчасти биографический роман «Луи Ламбер».

    Несмотря на то, что Бальзак не смог разбогатеть в качестве литератора, он продолжал усердно трудиться и выпускал по несколько книг в год. Главным результатом его труда стал цикл сочинений «Человеческая комедия» на тему французской жизни. Наибольшего расцвета творчество писателя достигло в 1820-1830-е годы. За свою жизнь Бальзак несколько раз посещал Россию. В 1832 году он познакомился со своей будущей супругой Эвелиной Ганской – польской помещицей и русской поданной. Последние годы жизни Оноре де Бальзак жил в поместье своей жены в Верховне на территории современной Украины. О своих впечатлениях от пребывания в Украине он писал в неоконченном «Письме о Киеве». Умер великий писатель в Париже 18 августа 1850 года.
    Обзор творчества
    Первым литературным опытом Бальзака была трагедия в стихах «Кромвель», стоившая ему огромного труда, но оказавшаяся никуда не годной. После этой первой неудачи он отказался от трагедии и принялся за роман. Побуждаемый материальной нуждой, он стал писать один за другим весьма плохие романы, которые сбывал за несколько сот франков различным издателям. Такая работа из-за куска хлеба крайне тяготила его. Желание выбиться поскорее из бедности вовлекло его в несколько коммерческих предприятий, окончившихся для него полным разорением. Он должен был ликвидировать дела, приняв на себя более 50.000 франков долгу (1828). Впоследствии, благодаря новым займам для уплаты процентов и другим денежным потерям, сумма его долгов с различными колебаниями все возрастала, и он всю жизнь томился под их бременем; лишь незадолго до смерти удалось ему наконец разделаться с долгами. В начале 1820-х годов Бальзак познакомился и близко сошелся с госпожой де Берни. Эта женщина явилась добрым гением его юности в самые тяжелые годы борьбы, лишений и неизвестности. По его собственному признанию, она имела огромное влияние и на его характер и на развитие его таланта.

    Первый роман Бальзака, имевший шумный успех и выдвинувший его из среды других начинающих писателей, был «Физиология брака» (1829). С этих пор слава его растет непрерывно. Плодовитость его и неутомимая энергия поистине изумительны. В том же году он напечатал еще 4 романа, в следующем – 11 («Тридцатилетняя женщина»; «Гобсек», «Шагреневая кожа» и др.); в 1831 – 8, в том числе «Сельский врач». Теперь он работает еще более чем прежде, с необыкновенной тщательностью отделывал свои произведения, по нескольку раз переделывая написанное.

    Бальзака не раз соблазняла роль политика. По своим политическим взглядам, он был строгий легитимист. В 1832 он выставил в Ангулеме свою кандидатуру в депутаты и по этому поводу высказал в одном частном письме следующую программу: «Уничтожение всякого дворянства, за исключением палаты пэров; отделение духовенства от Рима; естественные границы Франции; полное равенство среднего класса; признание истинного превосходства; экономия в расходах; увеличение доходов посредством лучшего распределения налогов; образование для всех».

    Потерпев неудачу на выборах, он с новым рвением принялся за литературу. 1832 вышли в свет 11 новых романов, между прочим: «Луи Ламбер» «Брошенная женщина», «Полковник Шабер». В начале 1833 г. Бальзак вступил в переписку с графиней Ганской. Из этой переписки возник роман, который продолжался 17 лет и закончился браком за несколько месяцев до смерти романиста. Памятником этого романа служит объемистый том писем Бальзака к госпоже Ганской, изданных затем под названием «Письма к незнакомке». В продолжение этих 17 лет Бальзак по-прежнему без устали работал, и кроме романов писал разные статьи в журналах. В 1835 он начал сам издавать журнал «Парижская хроника»; это издание продолжалось год с небольшим и в результате принесло ему 50.000 франков чистого дефицита.

    С 1833 по 1838 год включительно Бальзак выпустил 26 повестей и романов, среди них «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Серафита», «Лилия долины», «Утраченные иллюзии», «Цезарь Бирото». В 1838 он снова покинул Париж на несколько месяцев, на этот раз с коммерческой целью. Ему грезится блестящее предприятие, которая может сразу обогатить его; он отправляется в Сардинию, где собирается эксплуатировать серебряные копи, известные еще во времена римского владычества. Предприятие это оканчивается неудачей, так как более ловкий делец воспользовался его идеей и перебил ему дорогу.

    До 1843 Бальзак жил почти безвыездно в Париже, или в своем имении Les Jardies, под Парижем, купленном им в 1839 и обратившемся для него в новый источник постоянных расходов. В августе 1843 Бальзак отправился на 2 месяца в Санкт-Петербург, где в это время находилась госпожа Ганская (её муж владел обширными поместьями на Украине). В 1845 и 1846 он дважды совершил путешествие в Италию, где она с дочерью проводила зиму. Безотлагательная работа и разные срочные обязательства заставили его вернуться в Париж и все его усилия были направлены к тому, чтобы расплатиться наконец с долгами и устроить свои дела, без чего он не мог осуществить заветную мечту всей своей жизни – жениться на любимой женщине. До известной степени ему это удалось. Зиму 1847 – 1848 Бальзак провел в России, в имении графини Ганской близ Бердичева, но за несколько дней до февральской революции денежные дела призвали его в Париж. Он остался однако совершенно чужд политическому движению и осенью 1848 снова отправился в Россию.

    В 1849 – 1847 в печати появилось 28 новых романов Бальзака («Урсула Мируэ», «Сельский священник», «Бедные родственники», «Кузен Понс» и пр.). Начиная с 1848 он уже работает мало и почти ничего нового не печатает. Вторичная поездка в Россию оказалась для него роковой. Организм его был изнурен «чрезмерной работой; к этому присоединилась простуда, которая пала на сердце и легкие и обратилась в долгую затяжную болезнь. Суровый климат также пагубно действовал на него и мешал выздоровлению. Такое состояние с временными улучшениями тянулось до весны 1850. 14 марта в Бердичеве состоялось наконец бракосочетание графини Ганской с Бальзаком. В апреле супруги покинули Россию и направились в Париж, где поселились в маленьком отеле, купленном Бальзаком за несколько лет перед тем и отделанном им с артистической роскошью. Здоровье романиста однако все ухудшалось и наконец, 18 августа 1850 после тяжкой 34-часовой агонии он скончался.

    Значение Бальзака в литературе очень велико: он расширил рамки романа и, явившись одним из главных основоположников реалистического и натуралистического течений, указал ему новые пути, по которым во многом он шёл до начала XX века. Его основной взгляд чисто натуралистический: он смотрит на всякое явление, как на результат и взаимодействие известных условий, известной среды. Согласно с этим, романы Бальзака являются не только изображением отдельных характеров, но и картиной всего современного общества с теми основными силами, которые управляют им: всеобщей погоней за благами жизни, жаждой наживы, почестей, положения в свете, со всей разнообразной борьбой крупных и мелких страстей. При этом он раскрывает перед читателем всю закулисную сторону этого движения в самых мельчайших подробностях, в его повседневном обиходе, что придает его книгам характер животрепещущей действительности. При обрисовке характеров он выдвигает на первый план какую-нибудь одну главную, преобладающую черту. По определению Фаи, для Бальзака всякий человек есть не более как «какая-нибудь страсть, которой служит разум и органы и которой противодействуют обстоятельства». Благодаря этому его герои получают необычайную, рельефность и яркость, и многие из них сделались именами нарицательными, подобно героям Мольера: так, Гранде стал синонимом скупости, Горио – отцовской любви и т. д. Большое место в его романах занимают женщины. При всем своем беспощадном реализме, женщину он всегда ставит на пьедестал, она стоит всегда выше окружающего, и является жертвой эгоизма мужчины. Его излюбленный тип – женщина 30 – 40 лет («бальзаковский возраст»).

    Полное собрание сочинений Бальзака было издано им самим в 1842 под общим заглавием «Человеческая комедия», с предисловием, где он так определяет свою задачу: «дать историю и в то же время критику общества, исследование его недугов и рассмотрение его начал». Одним из первых переводчиков Бальзака на русский язык стал великий Достоевский (его перевод «Евгении Гранде», сделанный ещё до каторги).
    Анализ текста
    Гобсек был угрюмым и молчаливым человеком. В своей жизни он сменил множество профессий, но всегда стремился к большей выгоде. Гобсек много путешествовал, побывал во многих странах, в жизни натерпелся и горя и голода и несчастной любви. Но всегда стремился только к богатству и самореализации.

    В то время когда автор знакомит нас с Гобсеком, он уже глубокий старик, грустный и нелюдимый. У него отталкивающая внешность, но, не смотря на это, на свой возраст Гобсек не выглядит. И я думаю именно поэтому он его не чувствует, Гобсек будто бы считает что будет жить всегда, и наживать капитал.

    Главной его идеей было – «Деньги – это смысл жизни. За деньги можно купить всё. Деньги – это религия, которой поклоняется весь мир». И это не безосновательное утверждение, ибо, к сожалению, большинство людей не интересует духовность, культура, чувственность. Эти люди наполнены жадностью к деньгам, для получения прибыли они не стыдятся никаких средств, ни измены, ни предательства.

    Но, несмотря на все эти убеждения, Гобсек является очень интересной личностью. Он зарабатывал деньги не с целью их последующей траты на роскошь и житейские блага, он напоминал больше коллекционера. Да! Он именно «коллекционировал» капитал!

     

    «…Тенденция нашей эпохи стремиться к тому, что бы заместить во всём моральные двигатели материальными»

    Э. Ренан

    Профессия ростовщика никогда не вызывала позитивных эмоций, практически все называют ростовщиков скупердяями и жалуются на то что ростовщики дерут огромные проценты. Но мало кто догадывается, что ростовщик может быть отличным психологом и проницательным человеком.

    Нельзя сказать, что Гобсек был порядочным человеком. Да, он был скупым, расчетливым и угрюмым, но никак не недалеким и ограниченным. Гобсек смог найти в этой профессии интерес не только в заработке денег, но и в изучении поведения и психологии людей. Он хотел управлять людьми, но не в том понимании, к которому мы привыкли. Гобсек управлял людьми по-своему, с особенным наслаждением от того что перед ним падают ниц даже графы и графини, он насмехался над ними, потому что эти люди настолько забывали про честь и гордость, что практически ползали на коленях для какого-то ростовщика.

    К сожалению, когда Гобсек приблизился к порогу смерти, он стал очень скупым, он хотел забрать свои капиталы с собой в могилу, но не смог. Даже с этим сильным человеком деньги сделали свое черное дело…

    Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» демонстрирует нам, как материальный мир побеждает моральный, до какой низости может опуститься человек.

    Герои повести навели меня на такие сравнения: в образе графа де Ресто я вижу моральные ценности, которые умирают под давлением алчности и жажды денег, которые представлены графиней де Ресто. А Гобсек в свою очередь – это будто судьба, взяв что-то у которой мы должны вернуть должок, в обратном случае она накажет нас за нечестность и потерю человеческой порядочности.

    Заключение

    В создании этого мира на базе ясно осознанных принципов реалистической типизации заключается основное новаторство писателя. В качестве подтверждения этого приведу слова о Бальзаке одного из наиболее авторитетных учёных Франции Филиппа Ван Тигема: «Собрание его романов составляет одно целое в том смысле, что они описывают различные стороны одного и того же общества, и что одни и те же лица зачастую действуют в разных романах. В этом как раз и заключалось оказавшееся плодотворным новаторство, которое сообщает читателю чувство, будто он, как это часто бывает в действительности, сталкивается со своей, хорошо знакомой ему, средой».

    Список использованной литературы


    1. Бальзак О. Гобсек. Отце Горио. Евгения Гранде. Неведомые шедевр. – М.: Дрофа, 2007. – 656 с.

    2. Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. Французская литература. – М.: Инфра-М, 2009. – 560 с.

    3. Бальзак в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1986. – 559 с.


    написать администратору сайта