Главная страница

Онтология. Онтология. Презентация лекции - 2020.. Онтология Значение понятия


Скачать 3.72 Mb.
НазваниеОнтология Значение понятия
АнкорОнтология
Дата12.04.2022
Размер3.72 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаОнтология. Презентация лекции - 2020..pptx
ТипДокументы
#464710

Онтология

Значение понятия

  • «Онтос» (в переводе с греч.) – бытие, сущность
  • «Логос» (в переводе с греч.) – речь, мысль, смысл

1. Различение онтологического и онтического

  • Онтологическое – философское понятие, описывающее структурные элементы бытия;
  • Онтическое – философское понятие, при помощи которого описываются сущностные характеристики человека, мира, природы и т.д.

Рене Лакост (1904-1996гг.) французский спортсмен, предприниматель, филантроп

Пример различения онтологического и онтического (Р. Лакост)

  • Онтологическое:
  • Национальность: француз;
  • Род занятий: бизнесмен, профессиональный теннисист;
  • Уровень дохода: высокий;
  • Социальная принадлежность: верхний высший класс
  • Онтическое:
  • Мировоззрение: волюнтарист;
  • Темперамент: флегматик;
  • Смысл в жизни: помощь людям, благотворительность;
  • Цель жизни: изменить восприятие мужской моды в сознании людей; стать новаторов в области спортивной одежды и снаряжения.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) –немецкий философ, представитель экзистенциализма

  • Бытие
  • (существование человека/соц.группы)
  • VS
  • Со-бытие

    (бытие совместно с другими,

    сосуществование)

2. Разделение бытия и мышления

  • Основной вопрос философии:
  • что первично - бытие, или сознание?
  • Материализм: бытие определяет сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс)
  • Идеализм: сознание определяет бытие (Платон,Пифагор)

Михаил Петрович Девятаев (1917-2002гг.) – лётчик-истребитель, герой Советского Союза

Подходы к проблеме бытия в западной и восточной философии

  • Восточная философия:
  • 1) мифологичность сознания;
  • подход к проблеме бытия с позиции фатализма: развитие бытия мира, природы и человека заранее предопределено;
  • Западная философия:
  • 1) рациональность сознания;
  • 2) исследование бытия с позиции волюнтаризма: характер бытия мира, природы и особенно человека заранее не предопределен и может изменяться.

Основной вопрос онтологии

  • Вопрос о соотношении бытия и не-бытия

Предметная область философии и онтологии

  • Основное понятие философии – бытие
  • Основное понятие онтологии – бытие (суть, смысл бытия)
Онтология раздел философии, изучающий фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы и свойства. Термин «онтология» впервые был употреблён Рудольфом Гоклениусом в книге «Философский лексикон» (1613г.) и закреплён в философии Христианом Вольфом.

Христиан Вольф

(1679-1754)

Рудольф Гоклениус

(1547-1628)

Объект изучения онтологии: бытие и небытие Бытие – универсальная философская категория, обозначающая различные аспекты существования человека и природы, развития общества и государства.

Автор понятия: Парменид.

Парменид выделил такие характеристики бытия как: целостность, истинность, благость и красота.

Парменид отрицал существование не-бытия: «бытие есть, не-бытия нет».

Философ выделял: 1)«бытие по мнению» - внешняя реальность;

2) «истинное бытие» как результат философского познания мира.

Основные свойства бытия:

Общая черта всех форм бытия – состояние постоянного развития.

О проблеме развития впервые в философии заговорил Гераклит, считавший изменчивость и противоречивость главными особенностями развития окружающего мира;

Развитие – это высшая форма движения.

Два типа развития:

1. прогресс – поступательное движение, связанное с улучшением процесса развития объекта или явления;

2. регресс – движение, связанное с ухудшением качественных характеристик объекта или явления.

Два подхода к философскому пониманию бытия:

1. идеалистический или субстанциальный;

2. материалистический субстратный.

Субстрат –материальная основа предметов и явлений.

Субстанция – идеальная первооснова всего сущего.

Пример – проблема первоначала у древнегреческих философов:


Философ

Первоначало

Его суть

Фалес Милетский

Вода

Субстрат

Анаксимен

Воздух

Субстрат

Гераклит

Огонь

Субстрат

Анаксимандр

Апейрон – идеальная первоматерия

Субстанция

Онтологическая проблематика в античной философии идеалистов-1

Платон определял бытие как мир идей. Он разделял бытие на «мир идей» и «действительность», а также ввел понятие «иное» (дополняет бытие, но не противоположно ему).

Главная идея – идея блага

Онтологическая проблематика в античной философии идеалистов-2

  • Пифагор – связывал бытие с идеей числа: «бытие – это мир чисел»; числа, по мнению Пифагора, обладали мистическими свойствами

Онтологическая проблематика в античной философии материалистов

Аристотель: бытие как то, что имеет непосредственное отношение к физическому миру.

Выделял четыре источника бытия: форму, материю, цель и творца.

Выделял в бытии возможность и действительность

Онтологическая проблематика в античной философии материалистов-2

  • Гераклит ввел понятие не-бытие, обозначающее не только окончание физического существования объекта, но и переход его в другое качество развития.

И материалисты, и идеалисты в рамках античной онтологии

не разделяли

бытие и мышление

Отличительные черты средневековой онтологии:

  • 1) бытие мира = бытие Бога;
  • 2) онтологический догматизм: только бытие Бога является основой бытия мира и человека;
  • 3) идеалистическое восприятие бытия человека: вера в Ад и Рай, существование жизни после смерти.
  • 4) создание системы доказательств бытия Бога.

Аврелий Августин (354-430)гг., создатель патристики, создатель одного доказательства бытия Бога

Фома Аквинский (1225-1274 гг.), создатель схоластики, автор 5-ти доказательств бытия Бога

Историческая эволюция онтологии


Название эпохи

Особенность онтологии

Возрождение

светский характер восприятия бытия: бытие мира и человека отделялось от бытия Бога;

2) бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму

Новое время

проблема бытия была связана с проблемой познания мира человеком; отделение бытия от мышления;

Просвещение

познание бытия возможно только с помощью точных наук;

2) путь к познанию бытия лежит через просвещение разума.

Иммануил Кант (1724-1804гг.) – немецкий философ-идеалист

Онтология Канта:

  • 1) онтология Канта носила нравственный характер: вещи в себе (Богу,душа,свобода) обеспечивают нравственный характер мироустройства;
  • 2) подход Канта к онтологии персонифицирован: прежде всего он исследует бытие человека как нравственного существа;

Георг Гегель (1770-1831гг.) – немецкий философ-идеалист

Онтология Гегеля:

  • 1) его онтология носила диалектический характер;
  • 2) считал, что бытие находится в постоянном развитии, и это развитие полно противоречий;
  • 3) осмыслить эти противоречия помогает логика («Наука логики»);

  • 4) выделял природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие).

Карл Маркс (1818-1883) – немецкий экономист и философ-материалист

  • «Человек есть совокупность общественных отношений»;
  • Маркс считал, что изучение бытия человека неотделимо от изучения бытия общества;
  • Утверждал противоречие между бытием общества и индивида.

Основные формы бытия:


Категория

Определение

материальное бытие

существование материальных тел, вещей, явлений природы окружающего мира (предмет является материальным, если он имеет массу, объём и положение в пространстве)

идеальное бытие

существование идеального как самостоятельной реальности, непознаваемой разумом человека

человеческое бытие

существование человека как единства материального и духовного; главная характеристика – сознательный характер

социальное бытие

бытие человека в обществе и существование самого общества; система социальной деятельности

ноуменальное бытие

бытие, познать которое можно только при помощи мышления, но не органов чувств

феноменальное бытие

весь чувственно воспринимаемый мир во всем его многообразии и изменчивости. восприятие феномена носит субъективный характер

Информационное бытие:

  • 1) отражение, воспроизведение прошлого и настоящего бытия, например, естественнонаучное знание, телевизионные репортажи;
  • 2) модели, образы будущего, обычно желаемого, бытия, например, технические, экономические и другие проекты;
  • 3) характер его развития глобален, но неравномерен.

Цифровое (информационное неравенство) – это…

  • …понятие, обозначающее социальное явление, при котором различия возможностей доступа к информационным технологиям является причиной неравенства индивидов и социальных групп.
  • «Цифровая бедность» - новый вид социального неравенства, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационно-коммуникативных технологий.

Выводы:

1.понятие бытие является системообразующим для философии;

2. всего существует шесть форм бытия;

3. все эти формы находятся в состоянии развития;

4. выделяют две формы развития прогресс и регресс;

5. главной характеристикой бытия человека является его сознательный характер.

6. В рамках философии сформировалась проблема внутренних противоречий в развитии бытия; подробно эта проблема изучалась в рамках диалектики.



написать администратору сайта