Главная страница
Навигация по странице:

  • Былина о Садко слагается из трех частей. Первая

  • И, третья, стоящая особняком.

  • Опера Римского-Корсакова Садко Судьба оперы «Садко»

  • Сюжет оперы «Садко»

  • Садко и Волхова

  • Интересные факты

  • сООБЩЕНИЕ ПО МУЗЫКЕ сАДКО. садко. Опера Садко РимскогоКорсакова


    Скачать 27.99 Kb.
    НазваниеОпера Садко РимскогоКорсакова
    АнкорсООБЩЕНИЕ ПО МУЗЫКЕ сАДКО
    Дата27.02.2023
    Размер27.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласадко.docx
    ТипРассказ
    #957157

    Опера «Садко» Римского-Корсакова

    Жил в Новгороде гусляр Садко, пел песни на пирах и праздниках. Но хотелось ему увидеть дальние страны, рассказать о своём богатом крае. Собрались как-то на пир именитые купцы, позвали Садко и ещё несколько музыкантов веселить народ. Не сдержался гусляр во время богатого застолья, упрекнул купцов в том, что не возят они новгородские товары в другие государства и княжества, совсем обленились. Рассердились купцы и прогнали Садко с праздника.

    Расстроенный гусляр пришёл к озеру Ильмень, сел на берегу и задумался. Вдруг по водной глади заскользили три белых лебедя. Добравшись до берега, превратились они в красивых девушек. Это были дочери морского царя. Младшая из сестёр, которую звали Волхова, давно любила Садко за его чудесные песни. Гусляр рассказал ей о своей мечте, и девушка обещала ему помочь. Для этого ему необходимо было поймать трёх золотых рыбок.

    Утром Садко позвал на берег озера самых богатых купцов и заключил с ними пари: если он поймает золотых рыбок – все товары купеческие будут принадлежать ему, проиграет – ответит своей головой. Сумел гусляр вытянуть в неводе не только трёх золотых рыбок, но и множество мелких, которые на берегу превратились в груду золота. Исполнила своё обещание дочь морского царя.

    На добытое золото гусляр снарядил корабль, собрал команду, закупил лучшие товары. От купеческих лавок Садко отказался. Гостили в то время в Новгороде заморские купцы: варяжский, венецианский и индийский, которые по просьбе гусляра рассказали ему о своих странах. Позже, простившись с женой Любавой, отправился Садко в путь. Долгих двенадцать лет он путешествовал по морям и океанам и ни разу не заплатил дань морскому царю, за что потребовал тот его самого. Опустился гусляр на морское дно, встретил его царь с женой и дочерями. Решил морской владыка женить Садко на своей дочери Волхове. Затеяли богатый пир, пригласили множество морских обитателей. Садко на гуслях играл и песни пел. От их веселья разбушевалось море, и начали тонуть корабли. Вдруг появился перед ними старый, но могучий богатырь с огромной палицей. Опустил он морского царя с семьёй и свитой на самое глубокое дно океана. Садко он отправил в Новгород, а Волхову превратил в реку, которая впадала в озеро Ильмень.

    На берег реки сбежались жители Новгорода, там они увидели Садко и причаливающие к берегу корабли. Долго рассказывал гусляр жене и новгородцам о своих путешествиях и прославлял в песнях родной край.

    Опера учит не завидовать окружающим, быть благодарным за любое доброе дело, любить родину.

    Опера «Садко» Римского-Корсакова

    «Садко́» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

    Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. В музыке оперы Римский-Корсаков активно использует русские народные темы и «морские» лейтмотивы. В отличие от традиционного деления оперы на действия, «Садко» состоит из семи картин, которые при постановках разделяют либо на три действия, либо на пять.

    Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Время действия, обычно относимое в былине к XI—XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда ещё сильны были старые языческие верования.

    Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями.

    Опера «Садко» Римского-Корсакова

    Садко – главный герой былины, он великолепно играет на гуслях. В начале произведения Садко был беден, единственное его богатство — гусли яровчатые. Его музыкой все восхищаются, людям хочется пританцовывать и петь, слушая, как он играет. Садко – личность чрезвычайно творческая, он трудолюбивый, храбрый, отзывчивый, добродушный и высоконравственный человек. На жизнь часто себе зарабатывал, тем, что, часто играл на гуслях, на званых пирах у богатых горожан.

    Однажды во время сильнейшего шторма корабль, на котором находилась дружина, чуть было не затонул в море, а Садко, чтоб их спасти опустился на дно. Морской властитель попросил гусляра поиграть, тем временем опять начался сильный шторм. Ради спасения людей Садко пожертвовал любимым инструментом.

    Хоть образ гусляра представлен, как положительный герой, но в некоторых сюжетах, читатель наблюдает в его характере и нотки алчности, легкомыслия, не желание принимать решения, которые могут кардинально поменять жизнь.

    Садко своей прекрасной, талантливой игрой на гуслях пленил морского владыку, но все, же не впал в искушение, чтоб остаться навсегда в подводном замке владыки, лишь благодаря своей безграничной любви к своей родине, земле на которой родился и вырос.

    Морской царь – очень сильный и могущественный, его сила способна также погубить все, что встречается на его пути. Царю сильно понравилась музыка Садко. Морской царь так и не смог понять, почему гусляр, так хочет обратно вернуться домой, на землю. Ведь на морском дне несчетное количество богатств. Царь вначале обогатил гусляра, а затем пленил его.

    Морскому хозяину было не капельки не жалко людей, которые оказались на морском дне и могли все умереть.

    Морской владыка, безусловно, в былине является отрицательным персонажем. Царь чрезвычайно непредсказуем, он с одной стороны вроде, как и считается злодеем, а с другой стороны вроде бы, как и ничего дурного ни кому он не делает.

    Микола Можайский – в былине играет роль второстепенного персонажа. Микола спас гусляра Садко, ему удалось достать его с самого бездонного дна. Когда гусляр, отчаявшись, читал молитву, обращаясь к Святому Николаю угоднику, к нему и явился в видении образ Миколи Можайского. В видении Микола рассказал Садко, как можно победить царя.

    Садко своему спасителю в качестве безграничной благодарности выстроил для него церковь, как святой его и просил.

    Чернавушка – дочка морского хозяина. Девушка Садко оказала помощь в возращении домой.

    Жена Садко – после возращения домой гусляр повстречался с девушкой, которую сильно полюбил. Долгие счастливые годы прожил Садко со своей супругой.

    Былина о Садко слагается из трех частей.
    Первая

    — Садко, бедный гусляр, оскорбленный тем, что его перестали звать для игры на богатых пирах, идет играть на Ильмень-озеро. Эту игру подслушивает водяной царь и награждает его за нее: он его учит, как выловить в Ильмень-озере рыбку золотые перья и как побиться об заклад с новгородскими купцами, что он поймает такую рыбку. Он вылавливает рыбку, выигрывает заклад — лавки с товарами — и становится богатым купцом.

    Вторая

    – разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он берется скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах удается, но в большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у него оказывается огромное количество товаров.

    И, третья, стоящая особняком.

    С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.

    Обратите внимание, что действие первых двух новгородских частей по месту действия отличается от основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.

    Опера Римского-Корсакова Садко

    Судьба оперы «Садко» довольно необычна. Еще, будучи молодым, начинающим композитором, Римский-Корсаков, под влиянием членов «Могучей кучки», начал создавать свои первые произведения. Одним из сочинений двадцатидвухлетнего композитора была музыкальная картина «Садко» (1867 год). В этом произведении автор попытался музыкальными средствами передать суть морской стихии. Только через 28 лет в 1895 году композитор начал работу над оперой «Садко», в которой использовал отдельные части музыкальной картины.

    Осенью 1896 года, когда опера приобрела свой окончательный вид, состоялось прослушивание в Мариинском театре. Руководство театра холодно отнеслось к этому произведению и отказалось ставить спектакль на своей сцене. Окончательное решение принял император Николай II, который собственноручно вычеркнул оперу из репертуара театра. Премьера «Садко» состоялась 27 декабря 1897 года в частной опере Мамонтова С.И., но первый успех был достигнут только 28 февраля 1898 года после представления в зале Петербургской консерватории. Кстати, в тот день дирижировал сам Римский-Корсаков.

     

    Сюжет оперы «Садко»

    Источниками для написания этого произведения стали народные сказки и былины о гусляре и купце по имени Садко. Место действия Новгород времен раннего христианства Руси. Опера начинается с пира богатых купцов, на котором они хвалятся как своими, так и богатствами Новгорода. В это время на праздник приходит купец и искусный гусляр Садко. Все гости просят спеть его песню про славу Новгорода. Но Садко упрекает богатых купцов в пустой похвальбе и поет о том, что славу Новгорода надо добывать в дальних путешествиях по всем странам света. Из-за этого разгорелся спор, в результате которого гусляр был изгнан с пира.

    Ночью на берегу Ильмень озера Садко поет грустную песню. Услышав его прекрасный голос, из глубины озера появляются три дочери морского царя в образе лебедей. Затем они превращаются в прекрасных девушек, одна из которых любимая дочь царя ВолховаСадко и Волхова влюбляются друг в друга с первого взгляда. Морская красавица обещает помочь любимому поймать трех золотых рыб. Только под утро Садко возвращается к себе домой, где ждет его жена Любава. Супруга упрекает мужа в том, что он ее разлюбил. Но гусляр не обращает внимания на ее слова, весь поглощенный воспоминаниями о морской царевне. Затем со словами:  «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе? Ты ли невеста мне?» Садко хочет уйти в город. Любава чувствуя недоброе пытается остановить мужа. Тогда купец рассказывает жене о золотых рыбках и том, что хочет побиться на большой заклад со всеми купцами города. Любава преграждает путь к выходу, но Садко отталкивает ее и уходит прочь.

    На большой пристани при огромном скоплении народа гусляр побился об заклад с богатейшими купцами Новгорода, что поймает золотых рыб в Ильмень-озере. Со стороны купцов были выставлены все товары их лавок, а со стороны Садко его буйная голова.

    С помощью Волховы Садко выиграл спор, поймав трех золотых рыб. К удивлению гусляра рыбы превратились в слитки золота. Тогда, недолго думая, он возвращает товар купцам, чем вызывает восхищение простого народа, а на золото нанимает себе новую дружину, скупает по лавкам самый лучший товар и снаряжает корабль в дальнее странствие. За всеми этими событиями наблюдают иноземные послы – заморские гости (варяжский, индийский и венецианский). К ним и обращается Садко с просьбой дать совет, куда держать путь. Каждый посол расхваливал свою страну, особенно в этом отличился венецианский гость. Садко пообещал, что посетит все эти страны, а настоятелей Новгорода попросил позаботиться о своей жене, которую он надолго покидает.

     

    В это время появляется Любава и просит с плачем не покидать ее и не подвергать свою жизнь опасности, но молодой купец отвечает, что решение свое он менять не будет. Под песню Садко, которую поддерживает его дружина, и под восторженные крики народа купеческий корабль отплывает в дальние страны.

    Прошло двенадцать лет, как отплыл из Новгорода корабль Садко с дружиной. За это время они увидели много стран, распродали весь свой товар и накупили иноземный. И тогда дружина решила, что надо возвращаться домой. Но вдруг их корабль остановился. Путешественники решили, что надо выплатить дань морскому царю. Они бросают в воду золото и серебро, но это не помогает. Тогда Садко решил, что требуется человеческая жертва. Команда бросила жребий, который выпал на гусляра. Тогда-то купец и догадался, что корабль держит морская царевна, не желая отпускать Садко. Он спускается на небольшую доску, положенную на воду и корабль сразу начинает двигаться, уплывая вдаль. Из глубины моря доносится голос царевны: «Ты верен был мне двенадцать лет, до веку я твоя!» и герой погружается в пучину морскую.

    Так Садко оказался в лазоревом тереме подводного владыки. Царь морской и его царица Водяница приказали петь своему пленнику величальную песню. Красивый голос и прекрасная игра на гуслях так покорили хозяина дворца, что он предложил Садко остаться у него навсегда и взять в жены свою дочь Волхову. По этому поводу начался большой пир в подводном царстве, а на море поднялась большая буря. Много кораблей потонуло из-за этого шторма.

    Чтобы предотвратить напрасную гибель людей, во дворце появляется Старчище могуч-богатырь и своей палицей выбивает гусли из рук Садко. Он объявляет, что власть Морского царя закончилась, само подводное царство погрузилось в морские глубины, где и пропало навсегда. Царевне Волхове богатырь предназначил стать рекой. Гусляр вместе с морской девой мчится в Новгород в раковине запряженной касатками.

    Опера Садко в постановке ГАБТ Режиссер Дмитрий Черняков 2020 год

    Ранним утром на берегу Ильмень озера спит Садко под убаюкивающую песню Волховы. С восходом солнца царевна прощается с любимым и превращается в туман. Садко слышит голос жены Любавы, она увидев своего мужа живым, радостно бросается к нему и обнимает его. Когда туман рассеялся, на его месте возникла река Волхова, впадающая в Ильмень-озеро. В это же время в Новгород возвращается корабль с дружиной Садко. Они очень удивлены, что встречает их живой и невредимый сам Садко. Сбегается новгородский люд и герой рассказывает, как он побывал в гостях у самого Морского царя и как Старчище могуч-богатырь остановил бурю и усмирил подводного владыку, а царевну Волхову превратил в реку.

     

    Интересные факты:

    • После премьеры оперы в частном театре случился пожар, что заставило искать новое место для представления в Петербурге;

    • Во время создания музыкальной картины «Садко» композитор придумал так называемую гамму Римского-Корсакова, которую использовал для изображения морских стихий и других природных явлений;

    • Первый успех пришел, когда композитор сам дирижировал оркестром.


    написать администратору сайта