Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные подходы • Субстанциональный

  • фила. Определение политики природа и сущность властных отношенийВ ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики общее царское искусство


    Скачать 64.07 Kb.
    НазваниеОпределение политики природа и сущность властных отношенийВ ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики общее царское искусство
    Дата20.12.2022
    Размер64.07 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлафила.pdf
    ТипДокументы
    #855967

    определение политики. природа и сущность властных
    отношений
    В ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся во владении совокупностью конкретных
    (
    ораторским
    , военным
    , судебным и т. д.), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (
    Платон
    ), знание о правильном и мудром правлении (
    Макиавелли
    ), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (
    Макс
    Вебер
    ), борьба классовых интересов (
    Карл Маркс
    ). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и социальных институтов
    , управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно- организованном обществе (
    внутренняя политика
    ) и мировом сообществе (
    внешняя политика
    , глобальная или мировая политика
    )
    [3]
    Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.
    Основные подходы

    Субстанциональный. Определения политики увязываются непосредственно с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением
    ассоциируется понимание политики, представленное в работах
    Никколо Макиавелли
    ,
    Макса Вебера и
    Карла Маркса

    Институционный. Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности,
    Владимир Ленин
    ), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.

    Социологический. В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп
    , реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.

    Телеологический. Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.
    Кроме того, в современной политологии выделяются два противоположных друг другу подхода к пониманию политики: консенсусный и конфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска компромиссов
    [de]
    , и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов
    , областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми.
    Власть представляет собой феномен социалной жизни общества, повседневного бытия челове ка. Мы говорим о власти, имея в виду, что именно человек стоит в центре всех проблем и вопросов, порождаемых тем или иным видом власти

    В трудах ученых древнего мира просматривается нерасчлененный, синкретический подход к понятию власти. Они нередко объединяли
    «власть» сверхъесте ственных сил, людей героев, природных факторов и общественную власть. Конфуций признавал божественный характер происхождения власти и, следуя патриар хальному ее пониманию, уподоблял понятия иерар хической власти императора над подданными. Мо Цзы придерживался более рационалистической концепции природы власти, явившись едва ли не перввым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею ее
    «естественного происхождения», путем некоего подобия
    «общественного договора»
    Аристотель утверждал в своей работе «Политика», что властный механизм необх дим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть пов сюду связана с порядком государственного управления».Платон в своем сочинении—
    диалоге «Государство» рассматривал власть через справедливость:
    «...во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. А ведь она – сила, вот и выходит, если кто правильно рассуждает, что справедливость – везде одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего»
    Природу власти следует понимать как «феномен», «аксиому», связанную с возникновением человеческого общества, и она будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть можно характеризовать как явление, способное мобилизовать ресурсы общества ради достижения поставленных целей. Еще власть можно определить как «способность организовывать общество, принимать решения и добиваться их обязательного выполнения».


    написать администратору сайта