Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов
Скачать 246.5 Kb.
|
© К. Поляков, 2022 6 (базовый уровень, время – 4 мин)Тема: Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов Что проверяется: Ручное выполнение программ для исполнителей. Описание области, ограниченной ломаной линией, в виде набора условий. 1.7.2. Основные конструкции языка программирования. Система программирования. 1.1.4. Читать и отлаживать программы на языке программирования. Что нужно знать и уметь: выполнять ручную прокрутку программы для исполнителя, в которой используется цикл строить на координатной плоскости фигуру, которую нарисует Черепаха (при ее известном начальном положении) Пример задания:Р-00 (Демо-2023). Исполнитель Черепаха действует на плоскости с декартовой системой координат. В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен. При опущенном хвосте Черепаха оставляет на поле след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n – целое число), вызывающая передвижение Черепахи на n единиц в том направлении, куда указывает её голова, и Направо m (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 … КомандаS] означает, что последовательность из S команд повторится k раз. Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 7 [Вперёд 10 Направо 120] Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри области, ограниченной линией, заданной данным алгоритмом. Точки на линии учитывать не следует. Решение (теоретическое): так как при каждой итерации цикла Черепаха поворачивается на угол 120 (команда Направо 120), она будет рисовать правильный треугольник (за три итерации угол изменится ровно на 120 · 3 = 360, то есть, Черепаха вернётся в исходное положение) тело цикла выполняется 7 раз, то есть, Черепаха дважды обойдёт треугольник и пройдёт еще одну сторону; важно, что линия замкнётся перед выполнением программы Черепаха стоит в начале координат и смотрит вверх («на север») теперь нужно нарисовать правильный треугольник со стороной 10 (команда Вперёд 10); это можно сделать, например, на листе в клеточку: Ответ: 38. Проблема: при ручном построении можно неверно определить принадлежность точек, которые находятся близко к границе. для построения такого рисунка можно использовать, например, Word: – добавить таблицу размером 10 на 10 – установить размер шрифта 1 и нулевые интервалы до и после абзаца – установить одинаковые размеры ячейки, скажем, 0,5 см – выбрать в меню Фигуры на вкладке Вставка равнобедренный треугольник, развернуть его вправо на 90 градусов и отрегулировать высоту так, чтобы она была равна 10 ячейкам; по правая вершина на рисунке должна иметь x-координату можно также использовать Excel, установив на вкладке Вид режим Разметка страницы: в этом режиме через меню Ячейки – Формат на вкладке Главная можно точно установить размеры ячейки в сантиметрах (Высота строки и Ширина столбца): Решение (использование системы КуМир): https://www.youtube.com/watch?v=TTHospKjDvA (автор видео: А. Набережный) Ответ: 38. Решение (перебор с помощью программы): для составления программы придётся построить систему условий, которая описывает область внутри контура уравнение правой границы треугольника: x = 0, нас интересует область x > 0 верхняя граница: y = k1·x + 10, нас интересует область y < k1·x + 10 коэффициент нижняя граница: y = k2·x, нас интересует область y > k2·x коэффициент организуем цикл, в котором перебираем значения x от 1 до 9 (можно и больше!) и значения y от 1 до 9; для каждой пары (x, y) проверяем два условия (третье, x > 0, уже выполнено автоматически за счёт выбранного диапазона изменения x); если оба условия выполнены, увеличиваем счётчик count: count = 0 for x in range(1,10): for y in range(1,10): if y < -x/3**0.5+10 and y > x/3**0.5: count += 1 print( count ) Ответ: 38. вариант программы (сначала строится массив из всех пар координат точек, попавших внутрь области, затем выводится длина этого массива): points = [ (x,y) for x in range(1,10) for y in range(1,10) if y < -x/3**0.5+10 and y > x/3**0.5 ] print( len(points) ) решение-однострочник (без массива points): print( len( [ (x,y) for x in range(1,10) for y in range(1,10) if y < -x/3**0.5+10 and y > x/3**0.5 ] ) ) Решение (использование модуля turtle в Python, А. Неверов): в Python есть стандартный модуль turtle, в котором реализована «черепашья графика»; его можно использовать для того, чтобы построить заданную фигуру: import turtle as t k = 30 # масштаб t.left( 90 ) # развернуть Черепаху "на север" for i in range(7): t.forward( 10*k ) t.right( 120 ) здесь переменная k задает масштаб – длину единичного отрезка на плоскости в пикселях далее нужно поставить точки с целочисленными координатами, для этого используется метод .dot (точка): t.up() # «подними перо» for x in range(0, 11): for y in range(0, 11): t.goto( x*k, y*k ) # в точку с заданными координатами t.dot( 4 ) # ставим точку диапазон при вызове функции range определяет область, которая заполняется точками; его нужно скорректировать, если точками покрыта не вся фигура приведём полную программу: import turtle as t k = 30 # масштаб t.left( 90 ) # развернуть Черепаху "на север" for i in range(7): t.forward( 10*k ) t.right( 120 ) t.up() for x in range(0, 11): for y in range(0, 11): t.goto( x*k, y*k ) t.dot( 4 ) результат работы программы: подсчёт точек с целочисленными координатами, оказавшихся внутри контура, проводится визуально. |