Тест 3 Русский. Орфоэпические нормы это произносительные правила устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания орфоэпия от греч orthos правильный
Скачать 17.34 Kb.
|
Нормы литературного языка Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Стилистическая Орфографическая Пунктуационная Орфоэпические нормы - это произносительные правила устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь») Демосфен - Соблюдение общепринятых произносительных норм языка является одним из показателей уровня речевой культуры человека. Нормы литературного произношения Акцентологические Устанавливают место ударения в словах и их формах Орфоэпические - Единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова Наибольшие трудности для говорящих на русском языке связаны: •с постановкой ударения •с произношением е или э после согласных в заимствованных словах •с произношением е или ё после согласных под ударением, •с произношением ч или ш в сочетаниях чт и чн •с произношением отдельных слов (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове) •с произношением звуков *ж+ и *ж''+ на месте сочетаний жж, жд, зж Общие тенденции произношения 1. В сложных словах, оканчивающихся на –провод, ударение падает на последний звук О (водопровОд, мусоропровОд), кроме слова электропрОвод. 2. В существительных, оканчивающихся на –лог, обозначающих неодушевленные объекты, ударение падает на последний гласный (полилОг, каталОг, монолОг, некролОг). В существительных, обозначающих людей разных профессий, ударение на О в корне лог не падает (уфОлог, кинОлог, стоматОлог, геОлог). 3. Предлоги в русском языке часто принимают ударение на себя, оставляя безударными следующие за ними существительные или числительные; чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги НА, ЗА, ПОД, ИЗ, ПО, БЕЗ. нА воду, зА ногу, пОд гору, пО три, Из дому, бЕз толку СРАВНИ! зА городом (в пригороде) – за гОродом (за чертой города) Из дому (из своего дома) – из дОма (из любого дома) 4. В русском языке существуют варианты произношения. СРАВНИ! ВЕрба, кУхонный, закУпорить, фенОмен – одно ударение. ТвОрог-творОг, мышлЕние-мЫшление, кОмпас-компАс, прИвод-привОд, – варианты ударения. ДжИнсовый-джинсОвый, казАки-казакИ, напЕрчить-наперчИть, , мизЕрныймИзерный, заржАветь-заржавЕть – равноправные варианты произношения. Отдал-отдАл, берЁста-берестА, плАнер-планЁр, прОдал-продАл – допустимые варианты произношения. Предпочтительнее первый вариант. Смыслоразличительная функция ударения ЯзыкОвая (колбаса) – языковАя (политика) ЗанятОй (человек) – зАнятое (место) консервАторский (метод) – консерватОрский (уровень исполнения) 1 Во многих глаголах в прошедшем времени в форме ж.р. ударение падает на окончание, в других родовых формах и в форме мн.ч. остается на основе нАчал – нАчало – началА – нАчали пОнял – поняло – понялА – пОняли Исключения: бИла, брИла, дУла, жАла, крАла, клАла, крЫла, мЫла, мЯла, пАла, шИла и некот. др. 2 У многих страдательных причастий прошедшего времени в форме ед.ч. ж.р. ударение падает на окончание, в других родовых формах и в форме мн.ч. остается на основе нАчат – начАто – начатА – нАчаты прОжит – прОжито – прожитА – прОжиты НО: у причастий на –бранный, -дранный, -званный краткая форма ж.р. образуется с ударением не на окончании, а на основе: зАбрана, обОдрана, подОзвана Определите, какие варианты ударения приемлемы в современном русском литературном языке |