Главная страница
Навигация по странице:

  • Выводы по первой главе

  • 2. Счастье как психологический термин 2.1 Исследование счастья в психологии

  • 2.2 Проблема счастья в психологии

  • Выводы по второй главе

  • Список использованной литературы

  • Психология счастья. курсовая психология счастья. Организации


    Скачать 91.4 Kb.
    НазваниеОрганизации
    АнкорПсихология счастья
    Дата07.10.2021
    Размер91.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая психология счастья.docx
    ТипДокументы
    #243150
    страница2 из 2
    1   2

    1.2 Измерение счастья

    В зарубежной психологии последнего времени исследование, и измерение уровня субъективного благополучия обрело широкое распространение. Счастье является многосторонним понятием, и измеряется разными способами, такими как: степень удовлетворённости потребностями (SWLS), смысложизненные ориентации (СЖО), компоненты счастья (Galati). В особенности популярным стало изучение субъективного благополучия при помощи коротких шкал, применимых как в психологических исследованиях, так и в массовых социологических исследованиях. К наиболее известным из них относятся шкала удовлетворённости жизнью Э. Динера и др. (SWLS: Diener, Emmons, Larsen, Griffin, 1985) и шкала субъективного счастья С. Любомирски (ШСС: Lyubomirsky, Lepper, 1999). Англоязычные версии этих шкал содержат соответственно 5 и 4 пункта, ответы на каждый из них даются по 7-балльной шкале. Шкала удовлетворенности жизни SWLS при этом выглядит следующим образом:

    - Во многих отношениях моя жизнь близка к моему идеалу.

    - Условия моей жизни прекрасны.

    - Я удовлетворен (а) своей жизнью.

    - До сих пор я получал (а) важные вещи, которые я хочу в жизни.

    - Если бы можно было прожить жизнь заново, я бы почти ничего не изменил (а). По данным исследования Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина шкалы субъективного счастья и удовлетворённости жизнью, довольно хорошо связаны между собой: их коэффициент взаимосвязи составляет от 0.54 до 0.76 на различных выборках (p < 0.001 во всех случаях) и 0.65 (p < 0.001) на объединённой выборке (N=983) [10]. Исходя из этого можно говорить о тесной взаимосвязи конструктов удовлетворённости жизнью (когнитивной оценки соответствия настоящих жизненных обстоятельств желаемым) и субъективного счастья (эмоционального отражения этой оценки). [5] Значительную связь с этими методиками показал тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, который является русскоязычной адаптацией теста «Цель в жизни» Л. Махолика и Дж. Крамбо. Тест позволяет измерить уровень переживания человеком сознательности своей жизни и сделать вывод о наличии или отсутствии синдрома бессмысленности жизни, внутренней пустоты (экзистенциального вакуума). Тест представляет собой набор из двадцати утверждений с двумя вариантами завершения и 7-балльной оценки по шкале. Главным показателем является общий показатель смысла жизни. В дополнение к нему при помощи факторного анализа было выделено 5 субшкал: первые три: цели, процесс и результат позволяют говорить о том, видит ли человек смысл своей жизни в удовлетворённости прошлым, в насыщенности настоящего или в устремлённости в будущее; остальные две шкалы: локус контроля-Я и локус контроля-жизнь позволяют количественно оценить наличие у человека позиций, соответственно, в своей способности строить личную жизнь и в том, что жизнь в принципе подвластна контролю. [12]

    Выводы по первой главе

    Таким образом, разобрав вышеизложенный материал, можно сделать вывод по данной главе о том, что счастье – это обширное понятие, включающее в себя не только внутреннее эмоциональное состояние человека, но и ряд социально-культурных аспектов.

    2. Счастье как психологический термин
    2.1 Исследование счастья в психологии
    Примерно в 60-е - 70-е гг. прошлого века в рамках психологии начались активные изучения счастья. За последующие четыре десятилетия наука прошла приблизительно тот же путь в понимании счастья, что и философия за предыдущие два тысячелетия. Теперь выводы, к которым в своё время приходили мыслители, получали своё эмпирическое подтверждение.

    К настоящему времени психологией накоплено уже немалое количество данных - о культурных особенностях понимания счастья, о взаимосвязи его с множеством разнообразных показателей - как объективных (возраст, образование, материальный достаток, и т.д.), так и субъективных (ориентация на достижение тех или иных целей, особенности восприятия жизненных событий и осмысленность жизни т.д.). С другой стороны, при прочтении предоставленных работ часто возникает вопрос: не теряется ли нечто очень важное для понимания счастья при подобном подходе к его рассмотрению?

    Многие проведенные исследования носят социологический характер. Безусловно, их данные очень интересны. Но, с другой стороны, они «схватывают» только ту информацию, которую люди и так знают о себе; практически не позволяя приблизиться к пониманию настолько сложного феномена, как человеческое счастье.

    Стало быть, исследование счастья в психологии поднимает сложные методологические вопросы - на какую основную мысль, при этом можно основываться и какова суть этого феномена, какими методами можно его исследовать, и так далее.

    Согласно Б.С. Братусю, психология длительное время строилась на естественно научной основе. Вместе с тем сейчас приходит некий поворот в её развитии, так как попытка понять психологию человека неизбежно приводит к вопросам о сущности человека, о смысле его жизни и т.д. На этом периоде психология не может не обратиться к этическому, философскому, богословскому пониманию данных вопросов. [3]

    На мой взгляд, если ограничиться исключительно психологическими методами при изучении такой междисциплинарной и сложной темы, как счастье, вряд ли мы сможем подойти близко к пониманию этого феномена. В изучении счастья должны появиться такие термины, как «следование голосу совести», «сущность человека», «соответствие своему предназначению». Все эти явления бесспорно, сложно отнести к предмету именно психологических исследований. Все же описание счастья в терминах «достижение целей», «наличие положительных эмоций», т.п., на мой взгляд, подвергает понимание этого сложного феномена.

    По-видимому, наличие смысла жизни, личностно важных целей, является одним из важных источников счастья. Вместе с тем, можем ли мы говорить о настоящем счастье, не ставя вопрос о содержании данных смыслов и целей?

    Бесспорно, достижение любых личностно важных целей и наличие любых значений могут до определённого времени приносить ощущение ценности личной жизни, некоторую удовлетворённость и положительные эмоции. Тем не менее, на мой взгляд, смыслы, ценности и цели - не предельные категории, они не замыкаются сами в себе. Необходимо принимать во внимание и то, что стоит за этими феноменами; то, с точки зрения чего можно их оценить; то, с чем можно их соотнести.

    Ответ на вопрос, что же это такое, весьма сложен. Одним из вариантов его решения может служить такое мнение, как «сущность человека». Э. Фромм писал об определённом пути развития, отвечающей его человеческой сущности. Если же человек не следует ему, это ведёт к страданиям и болезни. То есть человек может вести совершенно активную жизнь, достигать и иметь множество целей, при всем том, это совсем не будет прибавлять ему счастья - точнее, наоборот, будут увеличиваться его страдания.

    Б.С. Братусь развивает аналогичную идею, согласно которой, нормальное развитие человека, которое способствует его приобщению к родовой сущности. Борис Сергеевич не даёт исходный ответ на вопрос, в чём же заключается эта сущность, все же, предлагает связывать её с отношением к другим людям.

    Можно вспомнить В. Франкла, который утверждал, что смысл создать нельзя, его нужно найти, причём найти в каждой ситуации. Для этого человеку нужно руководствоваться своей совестью: «Совесть - это орган смысла». В данной мысли заключено великое значение – первое - смысл существования выносится за границы отдельного человека. Во втором значении имеются в виду нравственные, этические начала человеческой жизни. Хотя сам В. Франкл указывал на то, что совесть человека не всегда ведёт верным путём; но, как правило, она более или менее ясно показывает человеку, что достойно, а что - нет. [25]сч

    астье мораый личность психология

    2.2 Проблема счастья в психологии
    Вопрос о счастье поднимается во множестве психологических работ. В то же время счастье тяжело представить в качестве строго научного предмета и тем более экспериментального исследования. Считается, что само понятие счастья весьма неотчетливо и малопонятно. Безусловно, феномен счастья с трудом поддается строгому определению и измерению. При всем том понятие счастья человека изучается во многих науках: социологии, философии, психологии. Вероятно, счастье может принимать различные формы. Это и сильное возбуждение, которое ощущают те, кому по душе волнующие и шумные общественные мероприятия, и тихое счастье тех, кому приносят большее удовольствие спокойные, занятия наедине с самим собой.

    Несмотря на то, что проблема счастья изучается давно, каждый раз находятся новые ракурсы ее познания. Проблема счастья приняла особенную актуальность в современной России. Изучаемой проблематикой всегда и везде интересовались, но под разными углами зрения; в ней всегда находились неизученные новые вопросы, неосвещенные моменты. Данная тема всегда нова и актуальна, и поэтому интересна для ученых. Сегодня к ней обращаются представители не только философии, но и психологии и педагогики.

    Американский психолог Абрахам Маслоу, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех своих потребностей: от простых - в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализирующийся человек в себе уверен, спокоен, снисходителен, талантлив, не склонен к депрессиям и истерикам, при этом имеет гармоничный внешний вид и здоровую самооценку [1].

    Философские течения гедонизм (этническое учение) и утилитаризм (стремление извлекать выгоду) отожествляли счастье, в основном, с плотскими удовольствиями. Что легко объясняет состояние счастья у влюбленных. Конечно здесь и удовлетворение потребности в признании и не до конца распознанная химико-биологическая реакция.

    Ницше считал, что, правильнее всего, оно, как минимум для большей части современных ему европейцев вообще не достижимо. Христианство убило реального Бога, Бога-дарителя, создав для себя идеал - Бога-страдальца. Человек обязан стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и муки. Он не имеет права быть счастлив, а обязан страдать во имя чистоты своей души [1].

    С изучаемым вопросом, счастья очень тесно связана проблема о значении жизни. Остается ли он в течение жизни неизменным или изменяется? Может ли быть счастье смыслом жизни или только средством для исполнения последнего?

    Необходимо отметить, что большое количество отечественных философов обходили тему счастья. Но некоторые, обращаясь к теме о счастье, говорили и о смысле жизни.

    Одним из таких мыслителей был Василий Розанов. В его основе к обращению вышеуказанной тематике лежит противоречие: с одной стороны, человек повинуясь стремлению к счастью не может действовать по-иному; с другой стороны - человек должен руководствоваться только этому влечению (т.е. признается, что иногда люди борются с ним). Дальше, пытаясь разрешить данное противоречие, В. Розанов обращается к историческому возникновению идеи о счастье. Человек постоянно следует своему влечению к счастью (часто даже сам не замечая этого). А в требовании, чтобы каждый руководствовался только своим счастьем, заключено подтверждение нужного значения для людей этих идей, которые «лишь в меру своего соотношения с его счастьем должны быть предметом его стремлений и антипатий». Само суждение о счастье В. Розанова определяется как «термин, указывающий высшее начало, или идеал, смотря на который мы прилагаем к данному предмету данный порядок мышления». Он также признает, что универсального счастья нет, т.е. у каждого оно свое, субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что под счастьем можно понимать такое состояние, когда человек достиг пика удовлетворенности, когда он уже не хочет к чему-то стремиться, идти, искать. Единственное, чем различаются ощущения счастья у людей - это напряженностью и продолжительностью. А счастью, более количественно и продолжительному должно отдаваться большее предпочтение. Если есть возможность сделать счастливыми нескольких человек, а не одного, то желательно это осуществить. [25]

    Счастья людей по своим ощущениям нельзя разделить на высших и низших, так как все они одинаково чувствующие и, поэтому, равны в праве на счастье. Чувство счастья не нужно пытаться сознавать и предвидеть, иначе оно может исчезнуть, так как все, проходя рефлексию, теряет свою энергию. Такое счастье будет менее напряженным, а, может быть, вообще пропадет.

    Из этого следует, что надо меньше думать о счастье. В. Франкл который тоже считал что осознано стремиться к счастью нельзя. И В. Розанов, и В. Франкл утверждали, что, если человек из счастья делает предмет своих влечений, то он неминуемо делает его объектом своего внимания. И в связи с этим он теряет из виду причины для счастья и оно ускользает.

    Противопоставить точке зрения В. Розанова и В. Франкла можно понятие Л. Фейербаха, который писал, что все человеческие стремления и желания - это стремления к счастью и человек не может избежать их и не думать о них.

    Розанов также утверждает зависимость истины от счастья: «лишь в меру достигаемого счастья человек может знать истину» [22]. Из чего можно сделать вывод, что только когда люди счастливы, они могут делать открытия, совершенствовать что-то; то есть все, чего достигает человек, - есть продукт его ощущения счастья.

    Одно из проявлений счастья - польза (утилитарный принцип). Но в ней не выражается вся полнота первого. Добро - это польза, совершаемое через создания. При таком подходе жизнь человека подверглась бы искажению. Но есть высшие потребности духовной природы человека (искусство, философия, религия), которые невозможно сформулировать в терминах утилитарной доктрины. И если человечество будет постоянно стремиться к счастью, то оно умрет «как в душном кольце», и нет средств, жить для него иначе, как, отвернувшись от этого счастья, которое необходимо уметь нести.

    Разобрав понятие «счастья», можно выделить пять позиций о счастливой жизни:

    первая позиция счастья. Оптимизм - дорога к долголетию. Нельзя чувствовать себя больным, но болеть можно. Наша собственная оценка своего физического самочувствия гораздо значительнее, чем медицинские диагнозы.

    Оптимисты в более тяжелом состоянии ощущают себя гораздо энергичнее сверстников и даже более молодых нытиков и пессимистов. Перенесенные инфаркты, инсульты и травмы над нами не властны до тех пор, пока мы воспринимаем их как повреждение в пути, но не как само путешествие.

    вторая позиция счастья. Любовь равна жизни. Если Вы к 55 годам обрели преданного и любящего спутника жизни, причем несущественно, с какой попытки, - это верный признак того, что Вы весело отпразднуете свое 85-летие в ясном уме и крепком здравии.

    Психологи, проводившие это исследование уверяют, что дольше и счастливее живут те, кто любит взаимно и кто умеет давать и получать поддержку и поглаживания. Кто открыт и доброжелателен к друзьям.

    Вместе с тем: крепкий и полный любви брак - это более верная примета долголетия, чем низкий уровень холестерина или крепкие сосуды.

    третья позиция счастья. Счастлив тот, кто прощает. Обиды, схожи с раковыми клетками, они накапливаются в теле и разъедают душу, отнимая радость и отнимая годы. Светлые стороны жизни заполнены радостью, темные просто сокращают жизнь.

    четвертая позиция счастья. Занимайтесь своей душой и получите здоровое тело. Исследование несомненно показало, что люди, обратившиеся за помощью к психологу, посещают терапевта реже на 33%, попадают в больницу на 76% реже. А так же в 2 раза меньше пропускают рабочих дней и принимают меньше лекарств на 1/3.

    Главный результат психологического лечения - умение справляться с повседневными невзгодами защищает тело от преждевременного старения. Более того, среди психоаналитиков немало долгожителей как раз из-за того, что в их среде принято регулярно самим подвергаться психоанализу.

    пятая позиция счастья. Обучайся, студент и будешь счастлив. Люди, которые получили хотя бы неполное высшее образование, живут в среднем на 7 лет дольше неучей. Причем возраст - не оправдывает нежелание учится.

    Психологи подмечают, что творческая жизнь и изучение новых сфер деятельности прибавляют пожилым людям не только года, но и улучшают само качество жизни, заполняют ее радостью и бодростью духа.

    Выводы по второй главе:

    1. Счастье не равно положительным эмоциям, может существовать без положительных эмоций.

    2. Подобное счастье возникает в личностно значимой для субъекта деятельности, может сопровождаться отрицательными ощущениями (или даже эмоциями) и при этом оставаться счастьем. Является более глубоким, качественно иным – личностным образованием по сравнению с сопровождающими его эмоциями и ощущениями любого знака. Последние могут рассматриваться в качестве «эпифеноменов» основной деятельности или не рассматриваться вообще.

    3. Отрицательных эмоций не следует бояться – они (в нужной пропорции) являются нормальной частью человеческой жизни. Бегство от любых неудовольствий, пропагандируемое обществом потребления, ведёт в перспективе к гораздо более серьёзным нарушениям.

    Заключение
    Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что счастье, есть лишь спутник в стремлении человека к иным целям, так же как и радость. Следовательно, счастье составляет значительную часть нашей жизни, но не является смыслом жизни.

    Счастье - это не только психологический, но и философский вопрос, с давних пор волнующий человечество. Тему счастья разбирало большое количество гениальных людей, поднимающих общечеловеческие вопросы, от древнегреческих философов, до наших современников, работающих в различных областях философии и психологии.

    Счастье – это живая и неуловимая субстанция, которую трудно заключить в жесткие рамки и подчинить определенным законам. Быть может именно поэтому австрийский психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в одной из своих работ написал: «Счастье - абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на этот счет».

    Следовательно, счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как материальное, так и духовное. Счастье очень трудно обрести и сохранить потому, что оно требует наличия в человеке высоких качеств, и в особенности чистоты, так как только тот, кто чист, - вечен.

    Очень сложно объяснить, что же прячется под словом «счастье». Это нечто эфемерное, зыбкое, нестабильное и не вечное. Все люди стараются быть счастливыми, но описать словами всю глубину данного чувства просто невозможно. Понимание счастья для любого человека является сугубо индивидуальным.

    Счастье - это те моменты жизни, когда все твои мечты, ожидания и стремления вдруг сбываются. Счастье может настигнуть нас где угодно и когда угодно. Оно может проявиться в уюте родного дома, в материальных ценностях, во взаимности любимого человека. Отдельному человеку - свое индивидуальное проявление счастья, в зависимости от его жизненной ситуации. Для голодного кусок хлеба станет счастьем, для замерзшего - теплый очаг, для уставшего - мягкая постель.

    Однако все люди сходятся во мнении, что счастье - это когда ты и все близкие и дорогие тебе люди здоровы. Счастье можно охарактеризовать как гармонию между внутренним мироощущением человека и окружающей реальностью.

    Для многих счастье - это материальные ценности, обеспеченная жизнь. Для духовно богатых людей огромную ценность имеет возможность духовного роста. Порой, кажется, что счастье - это то, чего не хватает или совсем нет в жизни. Тогда человек старается найти это, сделать так, чтобы сбылись его мечты, и это уже для него счастья. Счастье действия, поиска, испытаний.

    Но все же, в общем, для всех понимании счастье это гармония. Когда перекос идет в какую-то сторону, а чего-то совсем в жизни нет, это вызывает неудовлетворение.

    Не так уж и много нужно нам в современной жизни. Практически у всех есть возможность работать, обеспечивая себя всем необходимым. А вот в отсутствие общения человек жить не может. Делиться впечатлениями, обмениваться новостями, узнавать о новых событиях и интересных фактах - все это заложено в природе человека. Кроме того, общаться с интересными людьми - большое удовольствие.

    Поэтому у каждого из нас (за исключением людей с тяжелой судьбой или со сложным характером) есть друзья, а среди них, безусловно, самый лучший, самый близкий. Человек не может быть счастливым без возможности проявления своих чувств. Может ли человек желать большего если любит искренне и верно, получая в ответ то же самое.

    Поэтому очень важно иметь свободное время, которое можно провести в соответствии со своими желаниями, работу, которая тебе интересна, семью, которая всегда тебя поддержит.

    Разобрав вышеизложенный материал, можно сделать вывод по данной работе о том, что счастье - обширное понятие, включающее в себя не только внутреннее эмоциональное состояние человека, но и ряд социально-культурных аспектов. Счастье заключается в простых повседневных вещах, для счастья человеку нужно совсем немного. Счастье - это огромная сила, заставляющая нас жить и творить. Только постоянно надо помнить, что ты человек и поступать по-человечески. Не осуждать материальный достаток, он один из спектров радуги и очень полезен для достижения целей. Не огорчаться на невзгоды и трудности, они тот самый дождик, без которого не увидеть радуги и не погреться в теплых лучах большого светила. А стараться найти свою способность понимания счастья и радоваться каждому дню.

    В результате проведенного исследования, проанализировав имеющуюся литературу по психологии, изображающей данный аспект человеческого бытия, было обнаружено, по данному вопросу, можно сказать следующее счастье – это одно из важнейших переживаний человека, носящих положительный характер.

    Источник счастья – это удовлетворение потребностей. Когда потребности достигают высшего этапа своего развития, вызывая потребность самореализации, она становится одним из главных путей к достижению счастья. Удовлетворение этой потребности носит значительный характер: во-первых, исполняемая человеком социальная роль имеет главный смысл в существовании и развитии общества, а во-вторых, оно приносит счастье, которое наполняет человека силой и энергией, определяет его позитивное отношение к себе и миру, поддерживает состояние биологического и психологического здоровья.

    Проведенный вышеизложенный анализ, доказал влияние самореализации на состояние счастья. Кроме того было замечено, что показатель уровня счастья снижается с возрастом, но, тем не менее, к примеру старые люди могут радоваться жизни и миру, не имея для этого весомого повода. Полагаю, что данный вопрос является, и будет являться актуальным всегда. Поэтому он требует дальнейших изучений, которые, в конце концов, смогут помочь людям оставаться счастливыми.

    В заключении следует сказать, что абсолютно каждый человек достоин, быть счастливым, несмотря на то, что счастье у каждого свое. Хотелось бы сказать, люди не должны мешать друг другу быть счастливыми. Так что же такое счастье? Счастье – это состояние абсолютно наивысшей удовлетворенности условиями своего существования. Человек может и должен быть счастлив только тогда, когда в его жизни все, везде и всегда ладится.

    Список использованной литературы
    1. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб, Питер, 2003 г.;

    2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999 г. — 224 с. (Серия «Психологи Отечества»);

    3. Братусь Б.С. Образ человека в психологии России XX века. М.: 2009 г.;

    4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007 г.;

    5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2008 г.;

    6. Годфруа Ж., Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 2002 г.;

    7. Гуревич П.С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г. – 559 с.;

    8. Джидарьян И.А. Счастье и его типологические характеристики. – М.: 2000 г.;

    9. Джидарьян И. А. 2000

    10. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность. - Москва, 1998 г.;

    11. Дусева И.П. Ценностные ориентации: психологические аспекты изучения. - Ростов н/д: Пегас, 1998 г.;

    12.Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. - Львов, 2009 г.;

    13. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: МГУ, 2005 г.;

    14. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке//Вопр. психологии. 1989 г. № 3. С.11-21.;

    15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999 г. – 487 с.;

    16. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Москва,1998 г.;

    17. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. - М.: Мысль, 2002 г.;

    18. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. I: Общие основы психологии. - М.: Владос 2008 г.;

    19. Нырков А.В. Технологии счастья, - М.: Олма-пресс, 2000 г.;

    20. Петухов В.В., Столин В.В. Психология Метод.указ. М.: Изд-во МГУ, 2009 г.;

    21. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Мысль, 2006г.;

    22. Розанов В. Цель человеческой жизни // Розанов В. Смысл жизни. М.: 2004 г.;

    23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009 г.;

    24.Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека - М.: Мысль, 2008 г.;

    25. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Наука, 2000 г.;

    26. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: 2005 г.;

    1   2


    написать администратору сайта