деловая игра. ++ Деловая игра. Организация и управление финтехпроектом (семинары)
Скачать 231.31 Kb.
|
Тема: Организация и управление финтех-проектом (семинары). Интерактивная форма: Деловая игра по реализации финтех-проекта и коллективное обсуждение решений. Практика интеграции интеллектуального IT-сервиса в деятельность кредитной организации. Вопросы 1. Способы оценки перспективности бизнес-идеи и рисков финтех- проекта. 2. Разработка бизнес-стратегии финтех-проекта. 3. Ресурсное и технологическое обеспечение реализации финтех- стартапа. 4. Организация и управление работой команды по реализации финтех- проекта. Общий ход деловой игры Учебная группа разбивается на учебные коллективы: 1. Коллектив финтех-стартапа. 2. Коллектив традиционной финансовой организации (банк). 3. Группа контролирующих органов (создается вариативно из обучаемых). 4. Группа оценки и учета действий обучаемых (создается вариативно из обучаемых). Каждый коллектив разбивается на следующие отделы, которые готовят свой пакет документов: 1. Организационно-управленческий – разрабатывает план организационных мероприятий по реализации проекта, а также концепцию его стратегического развития. 1 2. Финансово-экономический – разрабатывает финансово- экономическое обоснование проекта. 3. Технический – разрабатывает техническое обоснование проекта. 1 На данный отдел могут быть возложены вопросы кадрового, материально- технического и иного обеспечения. 2 В рамках деловой игры коллектив финтех-стартапа стремится заключить с коллективом банка взаимовыгодное соглашение о сотрудничестве, для реализации своих бизнес-возможностей и дальнейшего развития. В свою очередь коллектив банка в результате сотрудничества со стартапом должен получить важное конкурентное преимущество на рынке, способствующее реализации одной из его стратегических бизнес-целей. В качестве дополнительной мотивационной основы для сотрудничества коллективов имеются следующие встречающиеся в практике обстоятельства: − стартап в отсутствие лицензии вынужден работать «в серую» имея на руках только работающий прототип программного продукта; − у стартапа дефицит оборотных средств для продолжения проекта; − банк пережил череду негативных событий – внешнеполитические риски (санкции), что обусловило падение общей доходности бизнеса и поиск возможностей по освоению новых сегментов рынка; − коллектив банка в связи с решением акционеров производит обновление кадрового состава и кредитной политики и т. д. Игра проходит в четыре этапа: 1. Подготовительный, в ходе которого участники игры изучают исходные данные и определяют общую концепцию последующих совместных действий в своих коллективах. 2. Предварительных переговоров, в рамках которого участники готовят и проводят встречу руководителей и их замов. 2 На этих переговорах обозначаются декларации о сотрудничестве и определяется объем работ для структурных подразделений коллективов по обоснованию соглашения о сотрудничестве (Договоре) и расчету его ключевых показателей. Этот этап желательно заканчивать длительным перерывом в занятиях, тем самым предоставляя возможность обучающимся доработать документы на самоподготовке. 2 ВАЖНО! Не допускать в ходе переговоров выкриков и реплик с мест наблюдателей от заинтересованных коллективов. Руководители на переговорах пользуются только теми наработками, которые им были подготовлены подчиненными на этапе подготовки к переговорам. За реплики и выкрики – штраф в виде снижения оценки за работу! 3 3. Расчетный этап служит решению задач обоснования и расчета ключевых показателей Договора с учетом технологических, организационных, финансовых и иных вопросов. В рамках этого этапа возможны переговоры узких специалистов по наиболее важным параметрам для достижения консенсуса с подготовкой необходимых предложений для Генерального директора стартапа и Председателя правления банка. 4. Подписание Договора руководителями коллективов на итоговом совещании означает завершение игры и разбор всех представленных документов с выставлением оценки. Обсуждение представленных документов проходит публично с предоставлением до 5 мин. на защиту и 7 мин. на обсуждение. Оценка и мотивация участников игры. Выставление оценок является наиболее сложным элементом игры. Для снятия фактора предвзятости и субъективности из числа обучающихся может назначаться группа оценки и контроля, которая фактически выполняет функции секретариата. Дополнительным игровым стимулом, играющим на объективность оценивания обучающихся может выступать группа контролирующих органов, которая по ходу игры может имитировать работу налоговой службы, Центробанка, ФАС, полиции и т. п., проверяя разрабатываемую документацию. 3 Предметная область задания участников игры может оцениваться по следующим критериям: − объективность и доказательность аргументов (должны присутствовать ссылки на технологические решения, расчеты либо правовые нормы, а также существующие технические решения); − доказанная величина прибыли проекта для организации по игре, выраженная в конкретной сумме; − уровень командной игры (отсутствие или зафиксированное количество внутренних конфликтов); − качество отработки документов (соответствие установленным нормам и требованиям); − целеустремленность в отстаивании интересов команды и др. 3 В данную группу целесообразно назначать обучающихся, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и опыт практической деятельности. 4 Исходные условия для деловой игры: 1. ЗАО Банк «Горизонт» в условиях высоких рисков проводимых операций на финансовом рынке и испытывая трудности в работе с корпоративным сектором, обусловленных значительными судебными издержками, ищет партнерскую организацию, способную предоставить доступный сервис по автоматизации функций банковской деятельности (взаимодействие с клиентом, скоринг, платежи и расчеты, изучение потребительских предпочтений клиентов, консалтинг и т. д.), который позволит существенно облегчить работу с клиентами без привлечения дополнительного штата сотрудников. Важным стимулом для поиска или разработки подобного сервиса является высокая стоимость подобных услуг от ведущих IT-компаний, а также необходимость дополнительной подготовки собственных кадров. При этом специалистами Банка отмечена невысокая эффективность ранее использовавшихся сервисов, в первую очередь, в условиях специфики российской и зарубежной практики. Особую озабоченность руководство Банка проявляет при работе с субъектами малого и среднего предпринимательства, на рынок кредитования которого планирует выйти Банк. В перспективе руководство Банка после создания собственной экспертной информационной системы планирует расширить доступ к ней других участников рынка, тем самым диверсифицировав собственный бизнес и сделав эту систему регионально значимой. 2. ООО «Лаперуз» образовано специалистами в области финансов и информационных технологий с целью создания высококонкурентного онлайн-сервиса для решения финансовых задач на основе построения и использования системы (вариативно: интеллектуального анализа слабо структурированных данных; управления базами знаний; блокчейн технологии; Интернета вещей; дополненной реальности; машинного обучения и т. д.). В основу проекта положена оригинальная идея, которая сформулирована руководством компании. По замыслу разработчиков, продуктом компании должна стать автоматизированная информационная система, позволяющая облегчить (автоматизировать) процесс принятия решений или оптимизировать решение типовых операционных задач в сфере финансовых услуг. На текущий момент учредителями ООО «Лаперуз» являются его сотрудники, а уставной капитал составляет 10 тыс. рублей. ООО «Лаперуз» испытывает дефицит ресурсов на разработку и запуск собственного проекта, включая вопросы маркетингового продвижения, лицензирования и технического развертывания онлайн-сервиса. 5 Коллектив банка «Горизонт»: 1. Председатель банка. 2. Заместитель председателя банка по развитию. 3. Руководитель IT службы. 4. Руководитель аналитического отдела. 5. Иные сотрудники отделов, назначаемые Председателем банка по своему усмотрению на игру. Коллектив ООО «Лаперуз»: 1. Генеральный директор. 2. Заместитель директора по развитию. 3. Руководитель IT-группы. 4. Аналитик. 5. Программист. 6. Иные сотрудники, назначаемые директором по своему усмотрению на игру. Задачи коллективам на игру: 1. Сформулировать бизнес-стратегию совместного проекта. При необходимости подготовить бизнес-план и существенные положения договора между Банком и Стартапом. 4 2. Детализировать конкретные конкурентные преимущества и высоко востребованные функции разрабатываемого сервиса. 3. Разработать визуализацию пользовательского интерфейса и архитектуру продвигаемой системы. 5 4. Обозначить общие направления и этапы технической реализации проекта. Оценить собственные возможности по их разработке (какие нужны специалисты, стоимость их услуг, доступ к технологической базе, возможности технического развертывания и т. д.). 5. Оценить риски при реализации проекта и выработать меры по их локализации. 6. Рассчитать финансовую состоятельность проекта с учетом затрат и прогнозируемой доходности (финансовый план). По итогам игры каждый коллектив представляет и защищает не менее 4-х документов, отражающих их работу по перечисленным задачам. По ходу игры преподавателем могут назначаться дополнительные группы для контроля, а также даваться вводные по текущим условиям работы коллективов. 4 Определяется преподавателем на игре. 5 Разрабатывается в PowerPoint, Visio или другом приложении. 6 Перечень вопросов, отводимых на самостоятельное освоение дисциплины, формы внеаудиторной самостоятельной работы Наименов ание тем (разделов) дисциплины Перечень вопросов, отводимых на самостоятельное освоение Формы внеаудиторной самостоятельной работы Организация и управление финтех- проектом. 1. Венчурное инвестирование. SWOT- и PEST-анализ финтех- проектов. 2. Формы взаимодействия финтех-стартапов с финансовыми организациями. 3. Организация работы команды разработчиков цифровых сервисов и управление проектами в IT- сфере. 1. Овладение теоретическими знаниями: ознакомление с исходными данными для деловой игры, основной и дополнительной литературой; поиск оптимального решения в рамках задачи по сценарию деловой игры. 2. Закрепление и систематизация теоретических знаний:решение практических задач по сценарию деловой игры. Литература 1. Генкин, А. Блокчейн: Как это работает и что ждет нас завтра / А. Генкин, А. Михеев. — Москва: Альпина Паблишер, 2018. — 592 с. - ЭБС ZNANIUM.com. - URL: http:// new.znanium.com/catalog/product/1002003 - Текст: электронный. 2. Исаев, Р. А. Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации : Монография / Р.А. Исаев. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА- М", 2019. - 161 с. – ЭБС ZNANIUM.com. – URL: http://znanium.com/catalog/product/994352 – Текст : электронный. 3. Парадигмы цифровой экономики: технологии искусственного интеллекта в финансах и финтехе: монография / под ред. М.А. Эскиндарова, В.И. Соловьева. - Москва: Когито-Центр, 2019. - 325 с. – Текст : непосредственный. – То же. – ЭБ Финуниверситета. - URL: http://elib.fa.ru/rbook/Abdikeev_paradigmy.pdf. – Текст : электронный. 4. Nakamoto S. et al. Bitcoin: A peer-to-peer electronic cash system. – 2008. — Режим доступа: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.221.9986&rep=rep1&typ e=pdf |