Главная страница

психология восприятия цвета. Ощущение и восприятие (Цвет) Воздействие цвета на человека и психология цветовосприятия


Скачать 290.69 Kb.
НазваниеОщущение и восприятие (Цвет) Воздействие цвета на человека и психология цветовосприятия
Дата11.04.2022
Размер290.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапсихология восприятия цвета.docx
ТипДокументы
#463445

Эссе

Ощущение и восприятие (Цвет)
Воздействие цвета на человека и психология цветовосприятия
«Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет». В хорошем русском переводе «Фауста» эта хрестоматийная фраза звучит именно так, но оригинальный текст Гете выглядит все-таки несколько иначе. В оригинале эта фраза звучит так: «Grau, teurer Freund, ist alle Theorie, und griln des Lebens goldener Baum» (И. В. Гете, «Фауст» ч. I, сцена IV). Теорию великий поэт называет не сухой, а серой, а зеленое древо жизни у него еще и золотое. Каждому цвету Гете приписывает определенное значение.
Цвета играют огромную роль в нашей жизни, и то, что Фауст озвучивал много лет назад, не потеряло актуальность и сегодня. Цвета влияют на наше настроение, воздействуют на мысли и поступки, а не только делают нашу жизнь ярче и интереснее, с их помощью мы познаем мир с самого рождения.
Также, цвета несут в себе определенную информацию, важную для коммуникации и восприятия окружающего мира. Многочисленные исследования психологии цветовосприятия наглядно и подробно описывают воздействие цвета в разных жизненных ситуациях.
Итак, цвет - это сенсорное впечатление, которое возникает, когда волновые световые раздражители определенной длины (электромагнитное излучение в диапазоне приблизительно от 180 до 780 нм, так называемый световой спектр) попадают на рецепторы зрачка. Оттуда по нейронным сетям этот импульс передается в мозг и начинает восприниматься как цвет. Восприятие цвета окружающих объектов всегда субъективно, так как оно возникает только в головном мозгу смотрящего. В физическом смысле объекты не имеют цвета, мы всего лишь воспринимаем их такими.
Физиологический аспект цветовосприятия заключается в том, что в процессе эволюции на задней части человеческого зрачка появились фоторецепторы. При воздействии электромагнитных волн длиной от 380 до780 нм они способны генерировать физиологический (нервный) сигнал. Существует два вида фоторецепторов: палочки и колбочки. Палочки распознают только контраст черного и белого, очень светочувствительны и делают возможным зрение в сумерках и в темноте. Колбочки ответственны за восприятие цвета.
Существует три типа колбочек, которые воспринимают короткие (синий цвет), средние (зеленый) и длинные волны (красный цвет) цветового излучения. Каждое сочетание световых лучей, падающих на сетчатку, определенным образом возбуждает эти три вида колбочек и дает соответствующее впечатление о цвете. Нервные импульсы, которые возникают на фоторецепторах, передаются по нервным сетям в головной мозг (трансдукция), где в конечном итоге цвета начинают восприниматься сознательно.
Возникновение цветовой символики и использование цвета началось еще в древности, их знания, к сожалению, были утеряны, но немного информации дошло до наших дней. Например, использование цвета было связано с магией и религией, цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных и божественных сил. Само деление магии на “белую” и “черную” свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования, мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.
В эпоху античности философы и мыслители использовали цвет в своих трудах. Эмпедокл, например, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле -- желтый; огню -- красный; воздуху -- белый. Аристотель, желая установить «истинный» цвет стихий использовал экспериментальный метод. По Аристотелю, «основных» цветов три. Белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый -- цвет огня, а черный -- цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии «земля» к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.

После античной эпохи во времена средневековья цвет снова вернул себе позицию, символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.

В эпоху Возрождения возникают первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. Ломаццо считал, что белому цвету соответствует флегматический темперамент, черному -- меланхолический, красному -- сангвинический, а желтому -- холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные -- с весельем и радостью. Как и Бернардино Телезио - итальянский учёный и философ, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а «теплым» -- черный.

Следующим шагом в разрушении символики цвета стали достижения физической оптики XVII века в лице И. Ньютона, которые привели к тому, что в эпоху Просвещения цветовой символ, практически, лишился своего теологического содержания.

Постепенно цвет начинает становиться символом человеческих чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.

В XVIII веке возникает наука, в сферу интересов которой входит проблема цвета, -- физиологическая оптика. Ж. Бюффон вводит понятие «субъективных цветов», т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко.

XVIII можно принять за точку отсчета для третьей составляющей учений о цвете -- психологии цвета,- области знаний, для которой вопросы- «нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает» могут считаться основными. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

Возникновение психологии цвета связано с именами многих ученых, в том или ином аспекте занимавшихся изучением взаимодействия цвета и психики.

Основоположником психологии цвета является великий поэт Германии Й.В. Гете, создавший обширный труд «Учение о цвете», актуальный и в наше время. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов». Он ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» -- желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» -- синий, красно-синий и сине-красный. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов, затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета.

Несмотря на то, что чувственно-наглядный метод Гете был воспринят современниками «в штыки», позже, на его наблюдения и выводы о взаимосвязи цвета и психики ссылались многие выдающиеся ученые.

Значимый вклад в развитие психологии цвета как науки внесли: В. Шеллинг, «Философия искусства» и А. Шопенгауэр «О зрении и цветах», В. Кандинский «Язык красок», Дидро «Мои незначительные мысли о цвете».

Исследования по выявлению воздействия цвета на личность проводили такие ученые как: А.Н.Леонтьев, С.В. Кравков, А.Ф. Лосев, Г.Г.Воробьев и В.В.Налимов, R.W. Bunham, R.M. Yanes и C.J. Bartleson (1963), А.Е. Ольшанникова, В.В. Семенов и Л.М. Смирнов (1976), Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973), А.М. Эткинд (1985), И.А. Скотт, Л.Н. Миронова (1984); И.В. Андрианов и Г.И. Демидов (1991), Л.М. Веккер (1981). Л. Н.Собчик.

На основе исследований, практическим образом доказывающих объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов в организме, под воздействием различных цветов и их оттенков, влияние на ощущения и восприятие, поведение, эмоции и мышление, сознание и подсознание, были созданы цветодиагностические методики Кеттела, MMPI, Векслера, Равена, ТАТ, Розенцвейга, Роршаха, Люшера.

Особого же внимания требует научно-исследовательская деятельность Макса Люшера - швейцарского психолога, разработавшего в конце 1940-х годов основы функциональной психологии цветовосприятия и создавшего на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.

На сегодняшний день цветовая психология -- эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.


написать администратору сайта