Осмысление понятий «святой», «святость» на примере великого князя Александра Невского. Осмысление понятий святой святость на примере великого князя Але. Осмысление понятий святой, святость на примере великого князя Александра Невского
![]()
|
Осмысление понятий «святой», «святость» на примере великого князя Александра Невского. Говоря о святости, нужно помнить о трудности определения любого понятия, план содержания которого лежит в сакральной, сверхъестественной области. Трудность связана с тем, что представления о сакральном включают онтологические, гносеологические, феноменологические и аксеологические характеристики, поэтому понять его специфику можно только в целостной системе религиозного опыта. Можно приводить множество определений, мнений и точек зрения, но все они сформируют понятие о святости лишь в самом общем смысле, например: 1. Святость — 1) в христианском вероучении понимается как имманентное свойство Бога, небесных сил, применительно ко всему земному как причастность к Богу, как результат преображения людей и предметов под воздействием Божией благодати; реализуется в даре освящения, чудотворения и др. 2) чистота, непорочность, праведность1. 2. Святость — есть сущность бесконечной полноты божественного бытия, божественного величия2. Существует и такая точка зрения: термин святость как существительное с абстрактным признаком возникает лишь в начале XX века, когда появляется нужда в абстрагировании свойства от конкретного носителя, в исследовании понятия как самостоятельного феномена культуры. Действительно, говоря о святости, невозможно не упоминать её носителей, которые вместе с тем могут быть и её источниками (прежде всего это Бог или боги, а также святые или так называемые божественные герои). Об одном из них сегодня и пойдет речь. В истории нашей страны переломный момент в развитии наступил в XIII веке, когда Византия пала под ударами крестоносцев Запада, а сама Русь, ослабевшая от междоусобиц, оказалась меж двух огней. Ей грозило завоевание и с Востока, и с Запада, и самостоятельно бороться «на два фронта» она не могла. Вопрос стоял или-или: объединиться с Западом против угрозы с Востока или с Востоком против угрозы с Запада. Отказаться от Православия и стать западной страной, враждебной восточным народам, или сохранить Православие и стать евразийской страной, дружественной народам Востока. Тем, на чьи плечи легла тяжесть этого выбора, стал русский князь, который не только занял достойное место в ряду великих исторических деятелей России, но и подобно князю Владимиру был причислен русской церковью к лику святых. Конечно, речь пойдет о святом благоверном Новгородском князе Александре Ярославиче (в монашестве – Алексии). Князь Александр Ярославович обычно упоминается как победитель шведов в Невской битве (за которую он и получил прозвище «Невский») и крестоносцев в битве при Чудском озере («Ледовое побоище»), отстоявший северные русские земли от завоевания западными рыцарями. О его втором подвиге – подвиге смирения, с которым и был связан указанный цивилизационный выбор, говорится мало. Вместе с тем он не менее значим, чем подвиг военный, ведь именно он спас Русь, сохранив ее душу – веру Православную и тем самым сделав возможным и политическое возрождение нашей страны после столетия пребывания в составе Орды. Без Александра Невского не было бы и Дмитрия Донского, считают историки. Однако, современные западники все яростнее высказывают мысли: мол, если бы Александр Невский принял предложение папы Римского о переходе в католичество (точнее – в греко-латинскую унию, с этим предложением папа Иннокентий IV обращался к князю Александру, прислав к нему в Новгород двух кардиналов), он спас бы Русь от тевтонских набегов (ведь крестоносцы шли на Русь, а также на литовские и финские земли с одной целью – обратить эти народы в католичество, и если это происходило, набеги прекращались). Тем самым он вовлек бы Россию в сферу развития европейских народов, сделал бы ее частью западного мира и открыл бы для нее перспективу совсем иной истории, в конце которой, возможно, Россия, правда, в гораздо меньших размерах, без Дальнего Востока, Сибири и Урала, стала бы «просвещенной», «цивилизованной» страной вроде стран Восточной и Западной Европы. Как известно, Александр Невский папским послам отказал. Тем самым Невский спас Православие на Руси – ведь, в отличие от крестоносцев, монголы не требовали от Руси изменить веру. Монголы тогда были в основной массе язычниками, а некоторые – даже христианами (несторианами). До принятия Ордой ислама было еще более ста лет. Золотая Орда при хане Батые в целом с уважением относилась к Православной Церкви (что не исключает отдельных эксцессов), не облагала ее ясаком и не препятствовала ее проповеди. Даже в столице Орды Сарае на Волге была кафедра православного епископа. Признав главенство ордынского хана, Александр Невский сохранил Русь Православную, а что касается политического владычества монгол, то через сто-двести лет оно кончилось. Но Русь вышла из-под рухнувших стен Орды уже совершенно другой: не европейской маленькой страной, связанной с другими восточно-европейскими государствами династическими и прочими связями, а евразийской державой, которая стала расширяться на Восток – за счет бывших ордынских земель (Поволжья, Урала, Сибири) и вскоре превратилась в великую незападную империю, непонятную и страшную Европе и Западу. Невский совершил иной неевропейский цивилизационный выбор и тем самым сделал Россию такой, какой она остается до сих пор. В этой связи, вполне логичным выглядит то, что он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу. В 2021 году исполнится 800 лет со дня рождения святого князя. Данное событие можно и нужно использовать как инструмент воспитания подрастающего поколения, которое сегодня является главной задачей для всех педагогов России Список использованной литературы. 1. Словарь русского языка ХI–ХVII вв. / РАН Институт русского языка. М., Наука. Вып. 23, 1996. С. 216 2. Краткая философская энциклопедия / Редакторы-составители: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко. М., «Прогресс-Энциклопедия», 1994. С. 407 3. https://pravoslavie.ru/99181.html 4. http://hram-anevskogo.prihod.ru/2015/09/11/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/ 5. http://radilov.ru/biblioteka/gorchtenya2008/844-obraz-knyazya-aleksandra-nevskogo-vkontekste-sovremen.html 6. https://prichod.ru/opyt-prihodov/23298/ 1 Словарь русского языка ХI–ХVII вв. / РАН Институт русского языка. М., Наука. Вып. 23, 1996. С. 216 2 Краткая философская энциклопедия / Редакторы-составители: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко. М., «Прогресс-Энциклопедия», 1994. С. 407 |