эссе. Тема эссе "Пантеизм и современная картина мира"
Скачать 51 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ _______________________________________________ Государственное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) _________________________________________________________ Кафедра философии ТЕМА эссе "Пантеизм и современная картина мира" Выполнил студент 1-курса 606зэ-17 учебной группы Рузматов У. У. (фамилия, имя, отчество) Научный руководитель: (фамилия, имя, отчество) ___________________________ (ученая степень, ученое звание) Оценка ___________________ Санкт-Петербург 2021 Весь смысл пантеизма можно довольно просто обозначить выражением: полное отождествление природы и Бога. При этом мир, который равен Богу, может быть рассмотрен с разных точек зрения, но постоянным остается то, что мир отождествлен Богу [1], а как утверждает В.Д. Кудрявцев-Платонов: мир – есть настоящая модификация Божества [2, с. 233]. Но существовали и такие пантеисты, которые все-таки допускали присутствие Бога трансцендентного. Так, например, Майнлендер, немецкий философ, полагал, что изначально Бог существовал в трансцендентном обличии, а уже после он обратился в имманентное состояние. В период эпохи Возрождения это направление философии стало активно изучать природу и ее явления. Но при этом данная философия имеет свою уникальную особенность, которая касается непосредственно понимания природы, а также определения роли человека. На данном этапе был сформулирован вывод о том, что природу можно объяснить с пантеистической точки зрения. При этом нужно понимать, что пантеизм с греческого языка переводится как «всебожжя». И уже христианский бог стал терять свой сверхъестественный, а также трансцендентальный характер. Он в какой-то степени воссоединяется с природой, но она стала приобретать принципиально новые черты и характеристики, которых не было в период античности. Мир меняется, а с развитием промышленного производства, ростом торговли, военного мастерства, а также мореплавания породило развитие новейших наук, к которым можно отнести математику, естествознание, механику. Данный фактор поспособствовал освобождению человеческого разума от схоластики. Это также поспособствовало повороту в сторону естественно научного познания не только природы или человека, но и мира в целом. Последователями данной тенденции стали выдающиеся деятели, а также мыслители такой эпохи, как Возрождение. А ее пафосом можно считать идею гуманизма [5]. Огромное значение в процессе развития философии имело в то время учение Спинозы. По его мнению, Бог не мог существовать отдельно от природы, он был полностью в ней растворен. Именно из этого вытекала определенная атеистическая мысль о том, что именно через познание природы осуществляется процесс познания мира в целом. Можно сделать вывод о том, что Спиноза привел именно к научному познанию мира. Спиноза отстаивал позиции гилозоизма, основываясь на идеи о существовании обобщенной субстанции. Это учение допускает присутствие мышления в живой и неживой материи. Подобной идеалистической формулировки стали придерживаться и некоторые исследователи природы. Примером может служить ученый Тейяр де Шарден. Пантеизм дополняется своеобразным взглядом на реальность окружающего мира, его предметы и явления. Явления - это видимая тлен, «одежда», который постоянно меняется и обновляется, за ним будто скрывается сущность, которую он называет вечностью. Признавая изменчивость внешней природы, мыслитель утверждал идею вечности внутренней натуры, которую отождествлял с Богом как началом и причиной, определяющей закономерность развития всего сущего. Здесь в духе неоплатонизма раскрыто соотношения духовного и материального. Пантеизм заключается в заявлении, которое утверждает, что Бог есть все и все есть Бог. Он исключает недоступность Бога, отвергает его как личность и опирается на основание имманентности, считая действительным только реальный, земной мир. Л.М. Лопатин – русский философ, который описывал пантеизм как «Божество не признается сущностью, противоположностью миру, внешнею ему, логически исключающую его из себя» [4, с. 278]. Пантеизм исходя из безличности Божества не признает идею создания, в простом варианте только признает эманацию как что-то подобное. Присутствовала часть философов, например, А. Шопенгауэр, которые не признавали пантеизм, но были и принимающие, как Ф. Майнлендер. На методах установления и определения задач в философии отразилось повышение языческого влияния, которое испытала философская мысль. Пантеизм предъявлял права на этическое содержание, как и любая религия. Тем не менее непринятие абстрактной реальности указывало, что моральная проблема между добром и злом, в самом пантеизме не имеет выхода. Наличие душевного идеала называют квазиэтикой, которая рекомендуется как решение для пантеизма. «Пантеизм, – обозначил Ф. Шлегель, – неизбежно снимает различие добра и зла, как бы не противился этому на словах» [3, с. 267]. Идеал имеет возможность перебывать только в метафизическом смысле, и не возможен выводиться эмпирически в зависимости от опыта. Размышляя о добре и зле, пантеисты соблюдают границы реляционной этики. Она формирует конкретные положения ad hoc. «Моральным реализмом» - подход, который называют современные пантеисты. Эссенциалистская этика философа Аристотеля, которая считает, что создание владеет внутренней сущностью, и счастье заключается в том, как он проявляет эту внутреннюю природу, имеет общие элементы с этикой пантеизма. В заключении Нового времени различные умы Европы ощутили на себе воздействие пантеизма, и вера в возможность переселения души разошлась между самыми образованными людьми Европы. Оптимизм, который усилил и установил пантеизм разумным символом эпохи, позволил на определенный срок не исключать от идеи Бога, но и добивался принятия реинкарнации, материальной бессмертности души. Следующим образом, в течение времени, не считая Средние века формирование философии возникало в процессе влияния пантеизма, и обеспечивало часть основы для высоконравственного кризиса, возникшего в эпоху постмодерна. Развитие основало для современного неоязычества интеллектуальный фундамент. Список использованных источников Шопенгауэр А. Parerga и Paralipomena / А. Шопенгауэр // А. Шопенгауэр. Собр. соч. : в 6 т. – М., 2017. – Т. V. – C. 78. Кудрявцев-Платонов В. Д. Философия религии / В. Д. Кудрявцев-Платонов. – М., 2018 Лопатин Л. М. Положительные задачи философии / Л. М. Лопатин. – М., 1911. – Ч. I, Область умозрительных вопросов. Шлегель Ф. Фрагменты / Ф. Шлегель // Ф. Шлегель. Эстетика. Философия. Критика. – М., 1983. – Т. II. Карпенко Геннадий Юрьевич Русская словесность между православием и пантеизмом // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-slovesnost-mezhdu-pravoslaviem-i-panteizmom (дата обращения: 01.03.2021). |