история. доклад. Выдающиеся деятели эпохи просвещения
Скачать 20.02 Kb.
|
Выдающиеся деятели эпохи просвещения 1. Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII - начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука - эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие - это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. 2. Характерные черты Просвещения: Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв. · период между революциями в Англии и во Франции. Идейное зарождение – последняя четв. XVII в. (с 1689 по 1789 гг.); · процесс освобождения от теологических представлений и религиозной концепции мировоззрения и бытия; · эта эпоха была насыщена критическим пафосом. Переосмыслению и переоценке подвергалось все, что относилось к внутреннему и внешнему миру человеческого бытия; критике подвергались феодальные порядки (старый порядок). Эта критика опиралась на теоретические идеи, разработанные просветителями, была нацелена на обновление всех сфер жизни – духовно-религиозной, государственно-политической, социально-экономической. Просвещение стало важным этапом в процессе расставания с феодальным образом жизни; · коренным признаком эпохи стала «мечта по упорядоченности»; · все политические и идеологические течения, возникшие в последующие времена, считали себя либо преемниками просветителей, либо отрицали идеи просвещения; · эпоха буржуазных революций впервые поставила проблему «идеология и революция», «революция и культура», «искусство и революция». 3. Вольтер На протяжении всей жизни Вольтер боролся со старым порядком, издавал свои произведения анонимно, печатал их за границей и контрабандой провозил во Францию. Проповедуемые им идеи свободомыслия сделали его, пожалуй, одним из самых великих просветителей Европы. Более того, многие историки отсчитывают конец эпохи Просвещения именно со смерти Вольтера, а Великая Французская революция во многом была вызвана авторитетом его идей. При жизни он активно занимался правозащитной деятельностью, выступая в защиту несправедливо осуждённых людей. При этом некоторые его взгляды вполне достойны осуждения. Так, Вольтер не стремился ко всеобщему равенству! Напротив, он полагал, что общество должно быть поделено на образованных и богатых, с одной стороны, и на всех остальных, которые должны работать на первую категорию. А ещё он, кстати, был ярым антисемитом. 4. Шарль де Монтескьё Этот утончённый дворянин выступал за свободу личности и против деспотизма. Угнетение человека государством Монтескьё полагал недопустимым, и верил, что свободу могут гарантировать лишь законы. Он даже разработал доктрину о разделении власти на исполнительную, судебную и законодательная, которая, кстати, получила распространение почти по всему миру. Что интересно, то, какими должны быть законы, Монтескьё связывал с климатом каждой конкретной страны. Он утверждал, что от климатических условий зависят потребности населения, которые, в свою очередь, ведут к различию в образе жизни. А образ жизни уже непосредственно влияет на то, какими должны быть законы того или иного общества. Кстати, идеи Монтескьё оказали огромное влияние на составителей первой конституции США, а также на законодательную базу Франции после революции, так что его тоже можно смело включить в список великих просветителей Европы. 5. Дени Дидро По своим взглядам Дидро был отчасти близок Монтескьё. Он также был противником деспотизма в любом его проявлении, и ратовал за идею всеобщего равенства. При это он был ярым материалистом, отрицавшим популярное тогда учение о дуалистичной природе человека (дух и материя), признавая лишь материю. Его борьба с притеснениями нашла своё отражение в его литературном творчестве. В своих произведениях Дидро боролся за права незаконнорожденных детей, которые в ту эпоху были серьёзно ограничены в правах из-за своего происхождения. Также он требовал отказа от практики заключения браков детей их родителями, которые мнение этих самых детей во внимание зачастую не принимали. 6. Бенджамин Франклин – основоположник движения за независимость. Воплощение американского идеала жизненного пути. Философ, просветитель, дипломат ПРОСВЕТИТЕЛИ США Бенджамин Франклин -единственный скрепивший своей подписью все три важнейших документа США: Декларацию независимости Конституцию США Версальский мирный договор 1783 года Осуждал рабство в пропагандистских целях – для создания образа, олицетворяющего идею "американской идентичности, исключающей рабство" 7. Клод-Адриан Гельвеций (1715 - 1771) • Французский философ-просветитель, участвовал в написании «Энциклопедии». • Автор трактатов «Об уме» и «О человеке». Труды Гельвеция печатались анонимно, запрещались властями и публично сжигались по приговору суда. • В теории познания был сторонником сенсуализма, полагал, что всё познание начинается с чувственного ощущения воздействия внешней реальности. • Рациональное познание сводил к чувственному. Утверждал: «Мыслить - значит чувствовать». • Выступал с идеей равенства всех людей, аргументируя её тем, что человеческая природа одна и та же у всех людей. Различия в душевном складе и способностях объяснял влиянием среды. • В области этики является одним из основоположников теории разумного эгоизма, считал, что люди совершают большинство поступков из себялюбия, преследуя собственные интересы. 8. Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель Ломоносов явился создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы - закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания. Русская философия как наука и как философское творчество начинается лишь после и на основе петровских преобразований трудами М. В. Ломоносова (1711–1765). В философии он был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Ломоносов отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута атомическая природа строения вещества. 9. Вывод: Историческое значение Просвещения Идеи Просвещения имели колоссальное значение в организации общественной жизни. Философы Просвещения сформулировали те основополагающие принципы, которые до сих пор лежат в основе современных цивилизованных обществ. Это принципы: суверенитета народа, общественного договора, разделения властей; участия всех граждан в осуществлении власти и основных прав и свобод человека. Эпоха Просвещения знаменуется не только великими идеями, но и появлением великих литературных, музыкальных, художественных произведений. Также рождаются гениальные изобретения, ставшие причиной промышленного переворота. Создание универсальной паровой машины, позволило строить фабрики в любом удобном месте, а механическая прялка позволила увеличить производительность труда. Создаётся «Декларации независимости США», освещающая свободу человека, равенство, естественные права. Составлена «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» ставшая практическим воплощением идей Просвещения. |