Главная страница

Основы градостроительства. Основы градостроительства 1 Архитектурнопространственная композиция города


Скачать 356.67 Kb.
НазваниеОсновы градостроительства 1 Архитектурнопространственная композиция города
АнкорОсновы градостроительства
Дата02.03.2023
Размер356.67 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файла410691.rtf
ТипГлава
#965069



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА


1.1 Архитектурно-пространственная композиция города

1.2 Архитектурно-пространственная целостность города

1.3 Особенности формирования пространственной структуры города

1.4 Колористика города

1.5 Архитектурное освещение города

Глава 2. СЕЛИТЕБНЫЕ ЗОНЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ

2.1 Система учреждений обслуживания

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Архитектура является деятельностью по организации пространственной среды для жизни человеческого общества и объединяет в себе компоненты трех важнейших видов человеческой деятельности — науки, техники и искусства. Причем искусство занимает особое место g триаде, поскольку эстетические качества объекта выделяют его из числа чисто утилитарных, сугубо функциональных или технических сооружений. Вместе с тем решение исключительно эстетических задач, без привлечения технических средств и учета функций, невозможно.

В прошлом архитектура охватывала весь круг проблем, связанных со строительством как отдельных зданий и сооружений, комплексов и ансамблей, так и целых поселений. С развитием общества более сложными становятся задачи по созданию материальной среды, так как по мере усложнения общественных отношений усложняется, становится более многообразным мир, в котором живет человек. Многообразие функций материальной среды требует большего разнообразия форм. В этой связи современное архитектурное творчество разделено по функциональным признакам на три самостоятельные профессии; архитектор, ландшафтный архитектор и градостроитель (планировщик). Своеобразие их исходит из характера той пространственной среды, формированием которой занимается каждый из них.

Н.А. Ладовский говорил, что архитектура — искусство, оперирующее пространством. Объектом проектирования градостроителя является пространственная среда, в которой вертикальное измерение оказывается крайне малым по отношению к масштабам планов. Кроме того, любой населенный пункт, как бы мал или велик он ни был, является частью системы, в которой размещены люди и виды человеческой деятельности на территории страны.

В современном понимании градостроительство — теория и практика планировки и застройки городов — охватывает широкий комплекс социально-функциональных, санитарно-гигиенических, технико-экономических, архитектурно-композиционных задач; объединяет связанное со строительством и реконструкцией городов законодательное регулирование, народнохозяйственное планирование, инженерное и архитектурно-планировочное проектирование, организацию и производство строительных работ.


Глава 1. ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА



В основе градостроительства лежат три важнейших социальных фактора — труд, быт и отдых населения, которые определяют круг конкретных задач:

— создание наиболее благоприятной материальной среды для трудовой деятельности населения:

— решение жилищной проблемы и создание системы массового обслуживания населения;

— строительство учреждений, обеспечивающих отдых, лечение и оздоровление населения.

Создание мест приложения труда — одна из сложнейших задач, связанная с комплексным размещением промышленных предприятий на территории районов, областей; с поиском рациональных архитектурно-планировочных решений собственно промышленных районов: с созданием новых прогрессивных типов производственных зданий и сооружений в условиях современных скоростей развития науки и техники.

Решение этих сложных, многосторонних по своему содержанию практических задач тесно связано с научными исследованиями в этой области, которые проводятся в рамках тесного сотрудничества градостроителей со специалистами ряда других профессий социологами, экономистами, экологами, геологами, врачами-гигиенистами, специалистами по городскому и внешнему транспорту, инженерами по благоустройству, дендрологами, дизайнерами и многими другими.

Уровень сложности этих задач находится в прямой зависимости от величины объекта, его места в системе, уровней связи с другими составляющими этой системы. Сегодня задачи градостроительства расширились до организации пространств, включающих целые группы населенных мест, а также межселенные территории.

Градостроитель претворяет единство системы в эстетически совершенную форму. Только в этом случае градостроительство поднимается на уровень градостроительного искусства — искусства создания крупномасштабных пространственных систем, отвечающих комплексу утилитарных и духовных потребностей человека.

Градостроительное искусство имеет свои особенности, отличающие его от других искусств:

— особые объекты художественного творчества — город и обширные региональные системы расселения, которые по своему масштабу и характеру принципиально отличаются от любого другого объекта, относящегося к области пространственных искусств;

— динамичность и преемственность формирования градостроительного объекта;

— сочетание в градостроительных системах материально-художественных объектов с природными комплексами;

- органичное сочетание утилитарных и художественных задач;

— особый характер эстетического восприятия градостроительных объектов, развернутого во времени и непосредственно связанного с практическим освоением градостроительной среды. На смену жестко зафиксированному генеральному плану пришла необходимость разработки перспективной программы развития города, основанной на научном прогнозировании. Современные градостроительные задачи вышли за рамки проблем конкретного населенного пункта. Требуется совершенствование системы расселения в масштабах всей страны, формирование групповых систем населенных мест, составляющих основу создания среды воспроизводства человека. В задачи архитектора-градостроителя входят поиск путей рационального использования природных ресурсов, решение проблем экологической защиты окружающей среды, создание ландшафтов средствами садово-парковой архитектуры. Особая трудность заключена в недопущении ситуации, при которой художественные задачи будут сведены к минимуму под натиском вышеперечисленных технических вопросов.
1.1 Архитектурно-пространственная композиция города
Средовой подход в архитектуре

В конце XX в. сформировался новый, средовой подход в архитектуре как виду пространственного искусства. Человек неотделим от созданного им предметного мира. Формируя его, он формирует свою будущую жизнь и отношения с другими людьми; среда, организованная архитектурой, в свою очередь постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. А.В. Иконников предлагает рассматривать архитектуру как развивающуюся систему сооружений, формирующую предметно-пространственную среду жизнедеятельности общества, а также как искусство создавать эти сооружения в соответствии с потребностями общества и по законам красоты.

Жилая среда представлена объектами различного уровня: собственно жилая ячейка — квартира; многоквартирный жилой дом. группа жилых домов; микрорайон; жилой район. Высший ее уровень — городская среда — включает в себя многочисленные пространства нежилого назначения производственную среду. Так, улица в городе — не только средство транспортной коммуникации и ориентир в композиции застройки, но и канал для передвижения воздушных масс, оздоровляющих среду. В настоящее время перед архитекторами стоит принципиально новая задача — проектирование среды в целом, гармонично увязывая материальные, функциональные, социальные и эстетические параметры. По определению В.Т. Шимко, термин архитектурная среда" обозначает часть нашего окружения, образованную объемно-пространственными структурами, системами оборудования и благоустройства, объединенными в целостность по законам художественного единства.

Композиционные задачи и средства организации городского пространства

Город — это не только пространство, заполненное зданиями и сооружениями, потоки людей, машин, звуки, время года и суток, в нем соединяются природные и техногенные элементы Освоенность городской среды в неоднородности пространства, состоящее из элементов разной значимости и эстетической ценности — объектов архитектуры и строительства (зданий, сооружений, искусственных ландшафтов), дизайна, монументального м прикладного искусства Решение композиционных задач здесь связано с определением значимости и характера элементов среды и с образным выражением в композиции функционального содержания.

При поиске композиционного решения встают вопросы преемственности развития города (сочетание нового сооружения с существующей застройкой), проблема традиций и новаторства. Композиция может строиться на сходстве, полном подобии или резком контрасте с окружающей застройкой. В последнем случае нередко новое первоначально не принимается обществом, но впоследствии может быть высоко

Основными задачами построения градостроительной композиции являются:

-выражение функционального содержания объекта;

— достижение гармонической упорядоченности градостроительной структуры:

— достижение целостности, завершенности композиции.

Основными свойствами художественной структуры города являются гармоничность строения, образная целостность и выразительность.

В отличие от архитектуры зданий, где творческий процесс начинается с помеха образа, в градостроительстве, ввиду сложности системы, сначала решаются функциональные задачи размещения объектов на основе расчетов, а уже потом готовые решения становятся предметом композиционного помеха. Вследствие этого в значительной мере совпадают функциональная и композиционная структуры города. Градостроительная композиция строится на сопоставлении функциональных и эстетических свойств объекта чем органичнее включаются функциональные решения в построение композиции, тем выше эстетические качества среды.

В градостроительной композиции используется ряд приемов пространственной организации ее элементов и их цветового и пластического сочетания, формирующих гармонию городской среды. Для достижения единства и гармоничности системы особенно важно овладеть языком формы и объема, которые предопределяют общий облик города, придают ему своеобразие. Последовательное и закономерное размещение нарастающих и убывающих объемов здании с их разнообразными отношениями, удачное распределение на территории города доминант и акцентов придают ему художественный облик. Характер композиции определяет ее содержательный смысл, например торжественный характер главной площади города или лиричный характер пейзажа парка. Композиционная значимость элементов городской среды определяется силой их воздействия на человека. Выразительными, впечатляющими и запоминающимися могут быть сооружения значительных размеров или выделяющиеся по цвету, силуэту, остроте решения и другим свойствам.
1.2 Архитектурно-пространственная целостность города
Внешность архитектурного облика города определяется многими факторами, и прежде всего его планировочной структурой, согласованностью и гармонии элементов. Облик города человек воспринимает через силуэт, панораму и его внутригородские перспективы. Особая роль здесь принадлежит общегородскому центру, где сосредоточена общественная деятельность людей. Центр города представляется системой архитектурных ансамблей.

Архитектурный ансамбль - это система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно организованная в соответствии с потребностями, мировоззрением, эстетическими ценностями общества и воплощающая художественный образ. В создании архитектурных ансамблей архитектура и градостроительство неразрывно связаны, при атом градостроительство становится градостроительным искусством. Архитектурный памятник, как правило, находится в определенном окружении. Если это окружение не подчинено идее ансамбля, то, как говорил Л.А. Ильин, "будет походить на плохо организованную выставку картин, где разнородные картины, повешенные рама к раме, мешают друг другу одним своим соседством и не дают возможности сосредоточиться на какой-либо из них".

Здания всегда находятся в соседстве с другими. Поэтому ансамбли необходимо рассматривать в общей системе города. При этом все они должны находиться между собой в связи и рассматриваться в совокупности. Ни в коем случае нельзя смешивать понятия "ансамбль" и "комплекс". Комплексами называют группы сооружений, которые организованы по функциональным, техническим и эстетическим признакам, но не обладают художественной образностью. Комплекс может быть целесообразно сформирован, гармоничен, однако он, в отличие от ансамбля, не несет идейного содержания так, несчисленное множество жилых микрорайонов имеет хорошую функциональную организацию и даже определенный уровень эстетической ценности, но не обладает художественной образностью.

Ансамбль распространяет влияние за пределы своих физических границ. Благодаря силе производимого им впечатления выразительный образ прочно запоминается и становится опорным узлом в системе ориентиров, которая помогает людям определять свое место в пространстве города.

Система ансамблей может подчинить большую территорию своему художественно-образному воздействию. В единый ансамбль архитектуры включаются целые строительные системы и их группы, даже если их нельзя охватить взглядом. Воспринимаемый по частям ансамбль может запечатлеться в памяти как сумма целостных или связанных между собой объектов. Части единого ансамбля должны восприниматься как законченно выраженное звено одного пространственного архитектурного целого. Именно так воспринимается историческое ядро Петербурга, включающее застройку между Невой и Фонтанкой, часть Васильевского острова и Петроградской стороны, хотя рядовая застройка по своей массе преобладает над сооружениями, образующими архитектурные ансамбли. Именно впечатления от ансамблей образуют в сознании людей представления о своеобразии населенного места. Типы пространственной структуры ансамблей

Можно выделить следующие принципиальные схемы пространственной структуры ансамбля.

— линейная, развернутая вдоль главного направления движения;

— замкнутая, создающая обрамление для концентрации людей (своего рода зал под открытым небом);

— открытая, при которой пространство как бы "обволакивает" свободно стоящее главное сооружение или группу построек;

— система взаимосвязанных пространств ('перетекающих" одно в другое).

Линейная схема встречается в храмовых комплексах Древнего Египта (аллея сфинксов вела к обрамленному пилонами входу, за которым следовали колоннады двора и гипостильного зала) В Москве крупным современным ансамблем с такой структурой является Новый Арбат. Принятый за основу принцип осевой перспективы, устремленной к высотному зданию (гостиница Украина), известен давно. Тем не менее, улица производит сильное впечатление благодаря своей целостности.

В современном городе потоки транспорта затрудняют создание таких структур. Площади, застроенные по периметру, иногда настолько обширны, что уже не воспринимаются как замкнутые. Достичь замкнутости пространства возможно, если проезды вынесены вовне и площадь сформирована как пешеходный остров, "омываемый" потоками транспорта. В этом случае необходимо тонко чувствовать пропорциональные соотношения всех композиционных элементов, чтоб уничтожить пространственную целостность, как это случилось при реконструкции Манежной площади в Москве.

Пример открытой схемы — Афинский акрополь, где постепенное раскрытие картин запрограммировано сценарием Панафинейского шествия. Главенство Парфенона подчеркивается не столько подчиненными ему зданиями, сколько окружающим его пространством. Взаимодействие здания и пространства точно подмечено известным русским поэтом Д.С. Мережковским: ...Я всходил по ступеням Пропилеи, и ко мне приближался чистый, девственный, многоколонный на пыльной побледневшей лазури неба, несказанно прекрасный — Парфенон...

Голубое небо, голубое море и белый мрамор, и солнце, и клекот хищных птиц в полдневной высоте, и шелест колючего терновника. И что-то строгое и сурово-божественное в запустении".

Наиболее ярким примером системы взаимосвязанных пространств может служить ансамбль центральных площадей Петербурга. Основная заслуга создания которого принадлежит Карло Росси. Этот ансамбль поражает не только величием форм и благородством пропорций, но и тем тактом великого мастера, с которым он подошел к работам своих предшественников.
1.3 Особенности формирования пространственной структуры города
Формирование композиционной основы города осуществляется посредством создания доминантных осей — представляющих систему улиц, планов раскрытия городских панорам, последовательность ансамблей. По мере роста городов протяженность улиц увеличивалась настолько, что их .замыкание теряло какое-либо значение Приемы свободной застройки комплексов, получившие широкое распространение в прошлом столетии, привели к тому, что роль улиц в системе линейно-осевой ориентации ослабела. Высокая плотность застройки современных городов затрудняет создание системы ориентации, основанной на господствующих объемах. Тем не менее, в современном градостроительстве вновь возрождается роль уличного пространства, а равномерное рассеивание высоких объемов заменила концентрация вокруг них центров обслуживания, что возрождает значение объемных ориентиров в организации городского пространства.

Градостроительная композиция строится на соотношении пространства площадей, улиц, жилых дворов и массы отдельных зданий, массивов застройки и озеленения. Ведущие элементы композиции выделяются на фоне рядовой застройки. В масштабе площади, улицы акцентом или доминантой может служить отдельное здание или сооружение, в масштабе города — комплексы зданий, площадей, природные компоненты. При этом важно представлять, какова зона влияния таких композиционных центров, как следует пространственно организовать их восприятие, каковы необходимые параметры для того, чтобы они смогли удержать целостность композиции города или его фрагмента. Выделение ориентиров, акцентов и доминант связано и с созданием функционального и идеологического значения элемента: композиционно выделяются колокольни соборов, минареты, башни ратуши, общественные комплексы и деловые центры.

Характер городской среды слагается из ряда композиционных составляющих — рисунка, пластики, цвета застройки, ее масштаба и ритмического построения стилевых характеристик. Градостроительная композиция является организацией отношений и связей между элементами композиции и ориентирована на формирование художественной структуры города. Существуют два основных типа структурных связей: взаимное размещение элементов в пространстве (ритмичность построения, пространственная ориентация, последовательность и т.п.) и пластическое решение градостроительных объектов (от пластики здания земли, застройки — до пластики городского рельефа).

Под пластикой городского ландшафта понимается совокупность его объемно-пространственных форм лепка рельефа, сочетающего архитектурные и природные компоненты. Пластика городского ландшафта воспринимается в раскрывающихся панорамах и перспективах, в сочетании разных планов городского пейзажа. В процессе проектирования выбирается этажность зданий и трассируются улицы с учетом возможности обозрения градостроительного ландшафта, размещаются акцентные сооружения на высоком рельефе пли пересечении дорог и т.д., при этом учитываются пределы видимости дальних планов городских панорам (4-5 км).

Пластика объемов зданий и поверхности земли воспринимается с меньших расстояний (1,5-2 км). Ведущую роль играет архитектурная композиция: активно используются пропорционирование объемов и пространств, лепка поверхностей, цветовое сочетание, фактура материала зданий и поверхности земли, освещенность и ритм. Важной задачей является сочетание зданий, различных по стилю и масштабу.

Следующий уровень восприятия городской среды строится на решении ансамблей улицы или площади, внутриквартального пространства не только как комплекса зданий и сооружений, но и как "интерьера" города, в композиции которого важны размеры.

Свойства пространственной структуры населенного жеста в целом могут быть непосредственно восприняты лишь в небольших сельских поселениях или малых городах, расположенных на горных склонах. Тем не менее, характер структуры больших и крупных городов оказывает влияние на свойства комплексов застройки, величины которых находятся в пределах восприятия. Общая картина складывается в сознании из отдельных впечатлений, полученных в процессе восприятия населенного места, происходящем во времени и движении.

При наличии закономерной связи между комплексами застройки, непосредственно воспринимаемыми человеком, впечатления от того, что нельзя увидеть одновременно, связываются в единую цепь, образуя цельное представление о городе. Так, Невский проспект в Петербурге замечателен не только памятниками архитектуры, но и стройной последовательностью черед пространственных впечатлений, разнообразие непрерывной и связной цепи картин подчинено главному направлению проспекта, устремленному к завершающей его вертикали — башне Адмиралтейства.

Важной стороной эстетического значения структуры населенного места является ее влияние на построение основных элементов планировки — главного центра, жилых образований, промышленных районов и т.д.

В современном градостроительстве проблема целостности приобрела новый смысл. Это связано с ориентацией градостроительного проектирования на формирование окружающей среды, на включение зданий и сооружений в ее контекст.

Для восприятия пространственной структуры и возникновения целостного представления о ней особую значимость имеют определенные первичные элементы: место (центр), связанное какой-либо деятельностью, общением, ограниченное, имеющее конечную величину; направление (путь) имеющее линейную протяженность, связывающее центры; зона - часть пространства, объединенная общим качеством (жилая застройка, территория общественного комплекса, ландшафтно-рекреационная и др.
1.4 Колористика города
Значительную роль в композиции города играют цвет, светлота, фактура материала. Эти характеристики наиболее изменчивы в городском пейзаже и в большей мере предопределены природой. Цветовые особенности зимнего и летнего города, свет дневного и вечернего неба, фактура травы, земли, облаков, переменчивая палитра цветов городской толпы каждый раз по-новому представляют город. Тем не менее, в масштабе градостроительной композиции решаются цвето-световые соотношения (колористическое решение застройки, цвет в городском дизайне, в пластике поверхности земли, в освещении).

Постройки древнейших городов имели серовато-охристый и красновато-коричневый цвет, поскольку строились из земли, глины. В некоторых странах стены глинобитных зданий покрывали яркими росписями, но в целом они создавали фон для отдельных, выделенных цветом сооружении (минареты, купола, мечети и т.п.). С возникновением поливной керамики появилась сине-зеленая гамма тонов, которая работала на контрасте с охристыми оттенками фоновой застройки и способствовала созданию композиционных акцентов.

В Древнем Египте уникальные здания и сооружения выполнялись из гранита и оникса, причем часто в отделке фасадов камни различного цвета укладывали рядами, а иногда оштукатуренную каменную поверхность красили в синий, зеленый или красный цвет, служивший фоном орнаментальному рисунку.

Древнерусские поселения, в которых до XVII-XVIII вв. основным материалом было дерево, имели охристо-коричневый и серебристо-серый колорит. Рядовые и храмовые деревянные постройки обрабатывали резьбой и росписью, приемы которой позднее перешли в каменную архитектуру.

В городской архитектуре Возрождения широко использовались контрастные цветовые сочетания мраморной отделки культовых и дворцовых зданий. Рядовая застройка выполнялась из кирпича; наружные стены штукатурились и покрывались сграффито или облицовывались туфом и травертином.

Период классицизма внес сдержанно-серый колорит в городскую среду. Это связано с применением естественного камня и его имитаций. При необходимости покраски разрешалось использовать только серовато-голубой и серовато-охристый цвета в сочетании с белым декором. В отличие от европейского в русском классицизме широко использовали цвет. В специальных указах были узаконены пастельные тона с большим количеством белого.

В капиталистическом городе второй половины XIX в. доминировал темно-серый тон бетона и цементной штукатурки, а также красный (кирпич). И только на рубеже XIX-XX вв. стиль "модерн" ("арнуво", "югенд-стиль") оживил городскую архитектуру.

Конструктивизм, последовавший за модерном и отрицавший использование цвета в отделке фасадов, наполнил городскую среду серыми тонами.

В конце 1950-х годов, в период массового индустриального строительства жилья ("хрущевские пятиэтажки"), были сделаны попытки раскраски и облицовки цветной плиткой панельных домов. Но низкое качество материала свело на нет всю проделанную работу. Только к началу 1970-х, с внедрением кремнийорганических эмалей, начались серьезные поиски колористического решения застройки. Удачный опыт районов Тропарево и Ясенево на Юго-Западе Москвы доказал необходимость создания целостной цветовой среды города.
1.5 Архитектурное освещение города
Световая среда создается:

— функциональным освещением транспортных коммуникаций;

- архитектурно-художественным освещением ансамблей и опорных объектов прежде всего в центре города, высотных зданий и сооружений, архитектурных памятников зодчества и т.п.;

— световыми надписями на учреждениях общественного обслуживания, рекламой, средствами визуальной информации:

— художественно-декоративным освещением ландшафтных объектов:

— праздничным освещением доминирующих объектов и пространств общественного назначения;

— постоянным или эпизодическим освещением больших территорий специального назначения (стадионов, автостоянок, ярмарок, портов, строек).

Архитектурное освещение городской среды преследует две основные цели: создание комфортных зрительных и психологических условий и обеспечение художественной выразительности городских ансамблей.

В масштабе города основные задачи архитектурного освещения решаются путем:

-разработкой светового структурного каркаса города;

-созданием системы архитектурных световых доминант;

— выявлением системы ориентиров в пространстве города;

— размещением световой рекламы и информации;

— выбором принципа освещения новой и исторической застройки.

При разработке архитектурного освещения учитывается масштаб восприятия среды, который можно разделить на три категории:

— ландшафтный — характерный при восприятии крупных городских пространств с большой высоты или при движении на транспортных средствах с большой скоростью;

— ансамблевый — определяет восприятие архитектурных комплексов при движении в автотранспорте или пешком;

— камерный— масштаб восприятия пешеходом.

В световой композиции могут быть применены все средства гармонизации: метр и ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс и т.д. Кроме того, в арсенале архитектора есть еще одно эффективное художественное средство — цветность освещения, которое может способствовать выражению характера объекта, созданию условий восприятия качеств объекта и психологического комфорта.

Глава 2. СЕЛИТЕБНЫЕ ЗОНЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ

архитектурный город селитебный населенный

В малых и средних городах селитебная территория составляет обычно половину всей территории, причем примерно половину самой селитьбы занимают жилые комплексы, а остальное используется для участков общественных учреждений городского значения, городских магистралей и озелененных пространств. В крупных городах это соотношение изменяется за счет большего развития транспортной сети и сокращения доли жилых территорий.

При выборе участков для размещения селитебных зон на первое место выдвигаются санитарно-гигиенические и климатические требования. Главным санитарно-гигиеническим требованием является размещение селитебной зоны с наветренной стороны и выше по течению реки по отношению к промышленным зонам при соблюдении соответствующего унитарного разрыва. Как важнейший фактор учитывается ветровой режим. Селитьба должна хорошо проветриваться, для нее не должны использоваться плохо продуваемые долины и замкнутые котловины. В местностях с сильными холодными ветрами или суховеями их воздействие можно смягчить, используя подветренные склоны или естественные ветрозащитные преграды (лес, скальная гряда и пр.). В средней полосе России холодные северные склоны наименее благоприятны для жилой застройки. Имеет значение и ориентация склонов по странам света, определяющая условия инсоляции. Особого внимания заслуживают требования инсоляции при расположении поселения в гористой или холмистой местности, где могут быть и совсем не освещаемые солнцем участки, застройка которых нежелательна.

Селитьбу не рекомендуется располагать на территориях заболоченных, затопляемых паводками или имеющих высокий уровень грунтовых вод (менее 1 м от поверхности земли) — использование таких участков требует сложных и дорогостоящих работ по мелиорации или искусственному повышению их поверхности.
2.1 Система учреждений обслуживания
Одной из важнейших проблем градостроительства является организация обслуживания населения, что возможно лишь при создании единой системы культурно-бытовых учреждений города, позволяющей удовлетворять самые разнообразные потребности населения. Эта система должна охватывать селитебные территории, места приложения труда и зоны массового отдыха с учетом особенностей обслуживания в каждой из этих зон. Рациональная организация социальных функций требует группировки и размещения учреждений обслуживания в соответствии с их характером и частотой, с которой ими пользуется население. Этот принцип в нашей стране с 50-60-х годов прошлого века реализован в ступенчатой системе обслуживания и заключается в том чтобы создать последовательный ряд учреждений, который должен соответствовать структурному членению городской территории — планировочный район, жилой район, микрорайон, и таким образом определять радиусы обслуживания и время, затрачиваемое населением на посещение этих учреждений.

В зависимости от периодичности пользования различными видами общественных услуг учреждения подразделяют на три ступени. К первой относятся учреждения, связанные с удовлетворением повседневных потребностей населения, вторую составляют учреждения периодического пользования (не чаще 1-2 раз в неделю), третью - эпизодического пользования.

Учреждения периодического пользования обслуживают население жилых районов, размещаются в пределах пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин и имеют радиус обслуживания до 2000 м. В число этих учреждений входят медицинские учреждения (районные больницы, поликлиники, станции скорой помощи), рыночные комплексы, специализированные предприятия общественного питания, торговые предприятия с широким ассортиментом товаров, кинотеатры, библиотеки, клубы.

Учреждения эпизодического пользования обслуживают население всего города. К ним относятся театры, крупные кинотеатры и библиотеки, музеи, выставочные залы, цирки, стадионы, специализированные магазины, крупные универмаги, административно-деловые учреждения, клинические многопрофильные и специализированные больницы и др. При размещении этих учреждений на генеральных планах по возможности учитывается время, затрачиваемое населением на поездки в общественном транспорте, которое должно составлять от 15 до 40 мин. В крупных и крупнейших городах ряд учреждений эпизодического пользования (спортивные сооружения, специализированные учреждения отдыха и лечения, музейно-выставочные комплексы и др.) размещают в пригородных и зеленых зонах.

Разнородные по функции располагают на отдельных удобных для них территориях города и пригородной зоны. Специализированные центры формируются из учреждений одного вида обслуживания или функционально взаимосвязанных видов, например центр науки и высших учебных заведений. В зависимости от конкретных условий такие центры можно группировать или размешать раздельно. Некоторые специализированные центры обслуживают население не только города, но и области, республики, страны.

В градостроительной практике наибольшее распространение получили комплексы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, сконцентрированные в одном месте — торговые центры. Они создают максимум удобств для покупателей, экономят их время, позволяют широко применять новую технику и прогрессивные методы торговли.

В связи с развитием науки и техники в крупных городах создаются научные и учебные центры, включающие научно-исследовательские институты, лаборатории, испытательные полигоны, учебные заведения, крупные медицинские центры специализированного назначения — кардиологические, онкологические или общего типа. Большое значение приобретают спортивные и выставочные центры. В крупных городах организуются центры искусств.

Система общественных центров является основой формирования взаимосвязанных архитектурных ансамблей, разнообразных по содержанию и пространственной композиции. При этом в композиции центров должны быть четко выделены главные ансамбли: улицы, площади, ведущие общественные здания, монументы и мемориальные комплексы, исторические и архитектурные памятники. Общественные центры города должны размещаться на возвышенных и красивых участках городской территории, на берегах рек, водоемов, и сочетаться с декоративным озеленением. Их необходимо изолировать полосами зеленых насаждений от прилегающих магистральных улиц и автомобильных стоянок.

При планировке центра важное значение имеет организация транспорта: изоляция центра от транзитного движения и в то же время близость от остановок общественного транспорта; организация пешеходных зон — улиц и площадей; четкое отделение подъездов грузового транспорта к учреждениям от подходов посетителей; рациональное размещение автостоянок. В центрах крупных и крупнейших городов целесообразно использовать подземное пространство для размещения гаражей и автостоянок, транспортных поездов, учреждений городского уровня торгово-бытового назначения и культуры.

Связь между структурными элементами города осуществляется посредством ее транспортной инфраструктуры, которая представляет собой систему транспортно-пешеходных коммуникаций (от железнодорожных путей крупных городов до лифтов в жилых домах), связывающих территорию в единое целое.

Единая система дорог, улиц и площадей, кроме обеспечения удобных, быстрых и безопасных транспортных и пешеходных связей между всеми функциональными зонами города, решает целый комплекс сложнейших задач: размещение инженерных сетей; организацию системы удаления поверхностных вод; создание композиционных осей и центров архитектурно-пространственных композиций города.

В практике застройки новых городов часто используется свободная планировка, позволяющая органично вписывать городскую застройку в природный ландшафт. Вместе с тем современному городу, развивающемуся во времени и пространстве, присуща комбинированная схема построения улиц.

Одной из наиболее сложных в процессе проектирования уличной сети является транспортная система, главная цель которой — сокращение ненужных перемещений и обеспечение многообразия скоростей и режимов. Для решения этой задачи требуется рациональное построение системы улиц и выбор вида массового транспорта как внутригородского, так и пригородного.

Организация пешеходного движения является не менее важной задачей в современных городах с интенсивным транспортным движением. Положение пешеходов на улицах российских городов стало крайне дискомфортным из-за шума, загазованности воздуха, плохо организованной парковки автомобилей. Наиболее эффективно эту задачу можно решить путем разделения транспорта и пешеходного движения, организации пешеходных улиц прогулочного, торгового, культурно-зрелищного назначения, расположенных в удобной связи с остановками общественного транспорта, сокращения излишнего количества автомашин на улицах города путем сближения жилых зон с местами приложения труда; создания скоростных магистралей; организации цивилизованных способов парковки.

Эффективная организация современного городского транспорта зависит от рационального размещения улиц и дорог в плане города, от их устройства и оборудования, строгой дифференциации по видам транспорта и скорости движения, правильной организации пересечений В соответствии с этим улицы и дороги города подразделяются на следующие категории: магистральные дороги, магистральные улицы, улицы и дороги местного значения, проезды, пешеходные улицы, велосипедные дорожки.

Магистральные дороги предназначаются для транспортной связи между отдельными районами и удаленными промышленными зонами, местами массового отдыха и между другими населенными пунктами в системе группового расселения, а также для связи с внешними автомобильными дорогами

В зависимости от организации движения транспорта они бывают:

— скоростного движения — внеуличные магистрали, оборудованные транспортными сооружениями высокого класса с устройством развязки движения транспорта в разных уровнях;

— регулируемого движения — обеспечивают связь между районами

города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, а также выходы на внешние автомобильные дороги. Пересечения с улицами и дорогами предусматриваются преимущественно в одном уровне.

Магистральные улицы предназначены для транспортной и пешеходной связи в черте города и бывают:

— общегородского значения;

— располагаются на направлениях основных пассажиропотоков; решают задачи сообщения пассажирского, легкового и частично грузового автомобильного транспорта между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами;

подразделяются на:

— магистральные улицы непрерывного движения — имеют многоуровневые пересечения с проезжими частями других улиц и дорог, а также оборудованы пешеходными переходами в разных уровнях;

— магистральные улицы регулируемого движения — осуществляют транспортную связь между отдельными элементами города и магистральными улицами непрерывного движения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне;

— районного значения — предназначены для транспортной и пешеходной связи между и в пределах жилых районов, между общественными центрами и магистральными улицами с устройством пересечений преимущественно в одном уровне.

Улицы и дороги местного значения подразделяются на:

— дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах — осуществляют транспортную и пешеходную связь в пределах города между промышленными районами, грузовыми станциями, отдельными промышленными, складскими и коммунальными предприятиями, а также внутреннюю связь в пределах крупных научно-производственных, промышленных, коммунально-складских зон;

— улицы в жилой застройке — жилые улицы — служат для транспортной и пешеходной связи на территории жилых районов и микрорайонов, обеспечивают выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения, не предусматривают пропуск транзитного грузового и общественного транспорта;

— парковые дороги — предназначены для территорий парков и лесопарков.

Проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам внутри районов, микрорайонов и кварталов; подразделяются на:

— основные (движение по двум полосам);

— второстепенные (однополосные).

Пешеходные улицы осуществляют пешеходную связь с местами приложения труда, учреждениями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров.

Велосипедные дорожки обеспечивают проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, в пределах жилых районов.

Основные инженерные характеристики всех улиц — их поперечный профиль, продольные и поперечные уклоны, виды взаимных пересечений, конструкция покрытий.

Общая ширина улиц и дорог определяется в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, разделительных и технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и т.п.), с учетом санитарно-гигиенических требований.

Поперечные перспективы, раскрывающие пространство улицы на небольшие площади перед общественными зданиями и пространства жилых комплексов, обогащают композицию.

В решении ансамбля площади большое значение имеет выявление ее композиционных осей и акцентов.

Активным средством композиции является синтез искусств, особенно уместный на площади перед крупными общественными зданиями (монументы, памятники, декоративная скульптура в сочетании с фонтанами и декоративными бассейнами).

ЛИТЕРАТУРА


  1. Бунин А.В. История градостроительного искусства Т. 1., М.: 1953.

  2. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. М.. 1990.

  3. Ефимов А.В. Колористика города. М.: 1990.

  4. Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. М.. 1979.

  5. Зитте К. Художественные основы градостроительства. М.: 1993.

  6. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: 1986.

  7. Искржицкий Г.И. Рассказ о градостроительстве М.: 1985.

  8. Соваренскоя Т.Ф. и др. История градостроительного искусства.-1989.





написать администратору сайта