Главная страница
Навигация по странице:

  • Четырёхцветная автотипия

  • Форматы файлов растровых изображений

  • Формат Описание Глубина цвета Кодирование нескольких изображений BMP

  • Растровый графический редактор

  • Векторная графика

  • Учебное пособие по информатике 2014. Основы информатики


    Скачать 4.61 Mb.
    НазваниеОсновы информатики
    АнкорУчебное пособие по информатике 2014.pdf
    Дата28.03.2018
    Размер4.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие по информатике 2014.pdf
    ТипУчебное пособие
    #17317
    страница17 из 28
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28
    Основные понятия компьютерной графики
    Разрешение. В компьютерной графике с понятием разрешения обычно происходит больше всего путаницы, поскольку приходится иметь дело сразу с несколькими свойствами разных объектов. Следует четко различать: разрешение экрана, разрешение печатающего устройства и разрешение изображения. Все эти понятия относятся к разным объектам. Друг с другом эти виды разрешения никак не связаны пока не потребуется узнать, какой физический размер будет иметь картинка на экране монитора, отпечаток на бумаге или файл на жестком диске.
    Разрешение экрана - это свойство компьютерной системы (зависит от монитора и видеокарты) и операционной системы (зависит от настроек).
    Разрешение экрана измеряется в пикселях (точках) и определяет размер изображения, которое может поместиться на экране целиком.
    Разрешение принтера - это свойство принтера, выражающее количество отдельных точек, которые могут быть напечатаны на участке единичной длины. Оно измеряется в единицах dpi (dots per inch, точки на дюйм) и определяет размер изображения при заданном качестве или, наоборот, качество изображения при заданном размере.
    Разрешение изображения - это свойство самого изображения. Оно тоже измеряется в точках на дюйм и задается при создании или редактировании изображения. Так, для просмотра изображения на экране достаточно, чтобы оно имело разрешение 72 dpi, а для печати на принтере - не меньше чем 300
    dpi. Значение разрешения изображения хранится в файле изображения.
    Физический размер изображения определяет размер рисунка по вертикали (высота) и горизонтали (ширина) может измеряться как в пикселях, так и в единицах длины (миллиметрах, сантиметрах, дюймах). Он задается при создании (редактировании) изображения и хранится вместе с файлом. Если изображение готовят для демонстрации на экране, то его ширину и высоту задают в пикселях, чтобы знать, какую часть экрана оно занимает. Если изображение готовят для печати, то его размер удобнее

    140 указывать в единицах длины, чтобы знать, какую часть листа бумаги оно займет.
    Физический размер и разрешение изображения неразрывно связаны друг с другом. При изменении разрешения автоматически меняется физический размер.
    При работе с цветом используются понятия глубины цвета (его еще называют цветовым разрешением) и цветовой модели.
    Для кодирования цвета пикселя изображения может быть выделено разное количество бит. От этого зависит, сколько цветов на экране может отображаться одновременно. Чем больше длина двоичного кода цвета, тем больше цветов можно использовать в рисунке. Глубина цвета - это количество бит, которое используют для кодирования цвета одного пикселя.
    Для кодирования двухцветного (черно-белого) изображения достаточно выделить по одному биту на представление цвета каждого пикселя.
    Выделение одного байта (2 8
    ) позволяет закодировать 256 различных цветовых оттенков. Два байта (16 битов) позволяют определить 65536 различных цветов. Этот режим называется High Color. Если для кодирования цвета используются три байта (24 бита), возможно одновременное отображение 16,5 миллионов цветов. Этот режим называется True Color. От глубины цвета зависит размер файла, в котором сохранено изображение.
    Цвета в природе редко являются простыми. Большинство цветовых оттенков образуется смешением основных цветов. Способ разделения цветового оттенка на составляющие компоненты называется цветовой
    моделью. С практической точки зрения цветовому разрешению монитора близко понятие цветового охвата. Под ним подразумевается диапазон цветов, который можно воспроизвести с помощью того или иного устройства вывода (монитор, принтер и т.д.). В соответствии с принципами формирования изображения разработаны способы разделения цветового оттенка на составляющие компоненты, называемые цветовыми моделями. Существует много различных типов цветовых моделей, но в компьютерной графике, как правило, чаще всего применяются три: RGB, CMYK, НSB.
    Процесс получения различных цветов с помощью нескольких основных (первичных) излучений или красок называется цветовым синтезом.
    Существует два принципиально различных метода цветового синтеза:
    аддитивный (англ. add - сложение) и субтрактивный (англ. subtract - вычитание) синтезы.
    Аддитивный цвет получается при соединении света разных цветов. В этой схеме отсутствие всех цветов представляет собой чёрный цвет, а присутствие всех цветов - белый. Схема аддитивных цветов работает с
    излучаемым светом.
    В схеме субтрактивных цветов происходит обратный процесс. Здесь получается какой-либо цвет при вычитании других цветов из общего луча света. В этой схеме белый цвет появляется в результате отсутствия всех

    141 цветов, тогда как их присутствие даёт чёрный цвет. Схема субтрактивных
    цветов работает с отражённым светом.
    RGB (аббревиатура английских слов Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий) — аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения.
    Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза. Цветовая модель RGB нашла широкое применение в технике.
    Изображение в данной цветовой модели состоит из трёх каналов. При смешении основных цветов (основными цветами считаются красный, зелёный и синий) — например, синего (B) и красного (R), мы получаем пурпурный (M - magenta), при смешении зеленого (G) и красного (R) — жёлтый (Y - yellow), при смешении зеленого (G) и синего (B) — голубой (С - cyan, иногда говорят "циановый"). При смешении всех трёх цветовых компонентов мы получаем белый цвет (W).
    Цветовая модель RGB имеет по многим тонам цвета более широкий цветовой охват (может представить более насыщенные цвета), чем типичный охват цветов CMYK, поэтому иногда изображения, замечательно выглядящие в RGB, значительно тускнеют и гаснут в CMYK.
    Цветовые модели расположены в трехмерной системе координат, образующей цветовое пространство, так как из законов
    Гроссмана следует, что цвет можно выразить точкой в трехмерном пространстве.
    Рисунок 4.6 – RGB-цветовая модель, представленная в виде куба
    Четырёхцветная автотипия (CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, Key color) — субтрактивная схема формирования цвета, используемая прежде всего в полиграфии для стандартной триадной печати (рисунок 4.7). Схема
    CMYK, как правило, обладает (сравнительно с RGB) небольшим цветовым охватом.
    По-русски эти цвета часто называют голубым, пурпурным и жёлтым, хотя первый точнее называть сине-зелёным, а маджента — лишь часть пурпурного спектра. Печать четырьмя красками, соответствующими CMYK, также называют печатью триадными красками.

    142
    Цвет в CMYK зависит не только от спектральных характеристик красителей и от способа их нанесения, но и их количества, характеристик бумаги и других факторов. Фактически, цифры CMYK являются лишь набором аппаратных данных для фотонаборного автомата или CTP (Computer to Plate - технология изготовления печатных форм в полиграфии) и не определяют цвет однозначно (рисунок 4.7). а) б)
    Рисунок 4.7 – Синтез цветов по схеме CMYK а) Схема субтрактивного синтеза в CMYK б) Наложение реальных типографских красок CMY
    В CMYK используются четыре цвета, первые три в аббревиатуре названы по первой букве цвета, а в качестве четвёртого используется чёрный.
    Одна из версий утверждает, что K — сокращение от английского blacK.
    Так как модель CMYK применяют в основном в полиграфии при цветной печати, а бумага и прочие печатные материалы являются поверхностями, отражающими свет, удобнее считать, какое количество света отразилось от той или иной поверхности, нежели сколько поглотилось.
    Несмотря на то, что чёрный цвет можно получать смешением в равной пропорции пурпурного, голубого и жёлтого красителей, по ряду причин
    (чистота цвета, переувлажнение бумаги и др.) такой подход обычно неудовлетворителен. Основные причины использования дополнительного чёрного пигмента таковы:

    На практике в силу неидеальности красителей и погрешностей в пропорциях компонентов смешение реальных пурпурного, голубого и жёлтого цветов даёт скорее грязно-коричневый или грязно-серый цвет; триадные краски не дают той глубины и насыщенности, которая достигается использованием настоящего чёрного. Так как чистота и насыщенность чёрного цвета, а также стабильность оттенка нейтральных (серых) областей чрезвычайно важны в печатном процессе, был введён ещё один цвет.

    При выводе мелких чёрных деталей изображения или текста без использования чёрного пигмента возрастает риск неприводки (недостаточно точное совпадение точек нанесения) пурпурного, голубого и жёлтого цветов.
    Увеличение же точности печатающего аппарата требует неадекватных затрат.

    143

    Смешение 100% пурпурного, голубого и жёлтого пигментов в одной точке в случае струйной печати существенно смачивает бумагу, деформирует её и увеличивает время просушки. Аналогичные проблемы с так называемой
    суммой красок возникают и в офсетной печати. В зависимости от типа материала и технологии печати ограничение по сумме красок может быть ниже 300 % (например, в газетной печати типичное ограничение 260—
    280 %), что делает технически невозможным синтез насыщенного чёрного из трёх стопроцентных компонентов триады.

    Чёрный пигмент (в качестве которого, как правило, используется сажа) существенно дешевле остальных трёх.
    HSV (англ. Hue, Saturation, Valueтон, насыщенность, значение) или
    HSB (англ. Hue, Saturation, Brightnessоттенок, насыщенность, яркость)
    — цветовая модель, в которой координатами цвета являются:

    Hue — цветовой тон, (например, красный, зелёный или сине-голубой).
    Варьируется в пределах 0—360°, однако иногда приводится к диапазону 0—100 или 0—1.

    Saturation — насыщенность. Варьируется в пределах 0—100 или 0—1.
    Чем больше этот параметр, тем «чище» цвет, поэтому этот параметр иногда называют чистотой цвета. А чем ближе этот параметр к нулю, тем ближе цвет к нейтральному серому.

    Value (значение цвета) или Brightness — яркость. Также задаётся в пределах 0—100 и 0—1.
    Модель была создана Элви Реем Смитом, одним из основателей Pixar, в
    1978 году. Она является нелинейным преобразованием модели RGB.
    Цвет, представленный в HSV, зависит от устройства, на которое он будет выведен, так как HSV — преобразование модели RGB, которая тоже зависит от устройства.
    Простейший способ отобразить HSV в трёхмерное пространство — воспользоваться цилиндрической системой координат (рисунок 4.8). Здесь координата H определяется полярным углом, S — радиус-вектором, а VZ- координатой. То есть, оттенок изменяется при движении вдоль окружности цилиндра, насыщенность — вдоль радиуса, а яркость — вдоль высоты.
    Рисунок 4.8 – Отображение модели HSV в трёхмерное пространство

    144
    Модель HSV часто используется в программах компьютерной графики, так как удобна для человека. Ниже представлены способы «разворачивания» трёхмерного пространства HSV на двухмерный экран компьютера. а) б)
    Рисунок 4.9 – Отображение модели HSV на двухмерный экран а) Цветовой круг; б) Карта цветов
    Часто художники предпочитают использовать HSV вместо других моделей, потому что они считают, что устройство HSV ближе к человеческому восприятию цветов. RGB и CMYK определяют цвет как комбинацию основных цветов (красного, зелёного и синего или жёлтого, пурпурного, голубого и чёрного соответственно), в то время как компоненты цвета в HSV отображают информацию о цвете в более привычной человеку форме.
    По способам задания изображений графику можно разделить на категории: двухмерную и трехмерную.
    Рисунок 4.10 – Классификация компьютерной графики
    Компьютерная графика
    По количеству измерений
    По способу формирования
    Двухмерная
    Трёхмерная
    Растровая
    Векторная
    Фрактальная

    145
    Двухмерная
    (2D — от two dimensions —
    «два измерения») компьютерная графика классифицируется по типу представления графической информации, и следующими из него алгоритмами обработки изображений. Обычно компьютерную графику разделяют на векторную и растровую, хотя обособляют ещё и фрактальный тип представления изображений.
    Растровая графика
    Растровое изображение храниться в компьютере в виде массива числовых величин.
    Предполагается, что этот массив является прямоугольным, с определенным числом строк и столбцов. Каждая числовая величина представляет значение пикселя (pixel – сокращенно от picture elements), записанного в этом массиве. Этот массив в целом называется
    «пиксельной картой» («pixel map»). Используют, также термин «битовая карта» («bitmap»).
    На рисунке 4.11 представлен пример растрового изображения
    Рисунок 4.11 – Растровое изображение
    Важными характеристиками растрового изображения являются:

    размер; может указываться отдельно количество пикселей по ширине и высоте (1024×768, 640×480, …) или же, редко, общее количество пикселей (часто измеряется в мегапикселях);

    количество используемых цветов или глубина цвета;

    цветовое пространство (цветовая модель);

    разрешение.
    Достоинства растровой графики:

    Растровая графика позволяет создать (воспроизвести) практически любой рисунок, вне зависимости от сложности, в отличие, например, от векторной, где невозможно точно передать эффект перехода от одного цвета к другому без потерь в размере файла.

    Распространённость — растровая графика используется сейчас практически во всех сферах человеческой деятельности.

    146

    Высокая скорость обработки сложных изображений, если не нужно масштабирование.

    Растровое представление изображения естественно для большинства устройств ввода-вывода графической информации, таких как мониторы
    (за исключением векторных), матричные и струйные принтеры, цифровые фотоаппараты, сканеры, а также сотовые телефоны.
    Недостатки:

    Большой размер файлов у простых изображений.

    Невозможность идеального масштабирования.
    Форматы файлов растровых изображений
    Одна из важнейших технологий компьютерной графики заключается в хранении файлов растровых изображений, в которых содержится информация, необходимая компьютеру для воссоздания изображения.
    Наиболее существенна при этом та часть процесса, где происходит преобразование информации в битовую карту. Существует несколько форматов файлов растровой графики, и каждый формат предусматривает собственный способ кодирования информации о пикселях и другой присущей изображениям информации. Наиболее распространенные форматы приведены в таблице 4.1
    Таблица 4.1 – Распространенные форматы растровой графики
    Формат
    Описание
    Глубина
    цвета
    Кодирование
    нескольких
    изображений
    BMP (Bitmap)
    Формат хранения растровых изображений.
    48 нет
    GIF (Graphics
    Interchange
    Format)
    Формат для обмена изображениями по сети.
    Используется для получения простейшей анимации
    8 есть
    JPEG (Joint
    Photographic
    Experts Group)
    Является широко используемым методом сжатия фотоизображений с потерей качества.
    24 нет
    PNG (Portable
    Network
    Graphics)
    Популярный растровый формат хранения графической информации, использующий сжатие без потерь.
    48 нет
    TIFF (Tagged
    Image File
    Format)
    Формат хранения растровых графических изображений с большой глубиной цвета, используется при сканировании и распознавании текста.
    24 есть

    147
    Растровый
    графический
    редактор — специализированная программа, предназначенная для создания и обработки растровых изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов, при подготовке изображений к печати типографским способом или на фотобумаге, публикации в интернете.
    Растровые графические редакторы позволяют пользователю рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах.
    В противоположность векторным редакторам, растровые используют для представления изображений матрицу окрашенных точек (bit map).
    Однако, большинство современных растровых редакторов содержат векторные инструменты редактирования в качестве вспомогательных.
    В качестве примера растровых графических редакторов можно привести Microsoft Paint, Adobe Photoshop, ACDSee PhotoEditor, Corel Photo-
    Paint, Gimp.
    Векторная
    графика — способ представления объектов и изображений в компьютерной графике, основанный на использовании элементарных геометрических объектов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники. Объекты векторной графики являются графическими изображениями математических функций. Термин используется в противоположность к растровой графике.
    Рисунок 4.12 – Пример векторного изображения
    Способ хранения изображения
    Рассмотрим, к примеру, такой графический примитив, как окружность радиуса r. Для её построения необходимо и достаточно следующих исходных данных:
    1.
    координаты центра окружности;
    2.
    значение радиуса r;
    3.
    цвет заполнения (если окружность не прозрачная);
    4.
    цвет и толщина контура (в случае наличия контура).

    148
    Данный пример показывает основное достоинство векторной графики – описание объекта является простым и занимает мало памяти. Для описания этой же окружности средствами растровой графики потребовалось бы запомнить каждую отдельную точку изображения, что заняло бы гораздо больше памяти.
    Преимущества векторного способа описания графикинадрастровой графикой:

    Размер, занимаемый описательной частью, не зависит от реальной величины объекта, что позволяет, используя минимальное количество информации, описать сколько угодно большой объект файлом минимального размера.

    В связи с тем, что информация об объекте хранится в описательной форме, можно бесконечно увеличить графический примитив, например, дугу окружности, и она останется гладкой. С другой стороны, если кривая представлена в виде ломаной линии, увеличение покажет, что она на самом деле не кривая.

    Параметры объектов хранятся и могут быть легко изменены. Также это означает что перемещение, масштабирование, вращение, заполнение и т. д. не ухудшает качества рисунка. Более того, обычно указывают размеры в аппаратно-независимых единицах (англ. device-independent unit), которые ведут к наилучшей возможной растеризации на растровых устройствах.

    При увеличении или уменьшении объектов толщина линий может быть задана постоянной величиной, независимо от реального контура. а) б)
    Рисунок 4.13 – Разница между векторной и растровой графикой при увеличении а) иллюстрация, увеличенная в 8 раз как растровое изображение; б) иллюстрация, увеличенная в 8 раз как векторное изображение.
    Фундаментальные недостатки векторной графики

    Не каждый объект может быть легко изображен в векторном виде — для подобного оригинальному изображению может потребоваться очень большое количество объектов и их сложности, что негативно влияет на

    149 количество памяти, занимаемой изображением, и на время для его отображения (отрисовки).

    Перевод векторной графики в растр достаточно прост. Но обратного пути, как правило, нет — трассировка растра, при том что требует значительных вычислительных мощностей и времени, не всегда обеспечивает высокое качество векторного рисунка.
    Преимущество векторной картинки — масштабируемость — пропадает, когда начинаем иметь дело с особо малыми разрешениями графики (например, иконки 32×32 или 16×16). Чтобы не было «грязи», картинку под такие разрешения приходится подгонять вручную.
    Форматов файлов векторной графики существует намного меньше, чем растровой. Приведем примеры самых распространенных из них.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28


    написать администратору сайта