Главная страница
Навигация по странице:

  • Государство – правовая политико-экономическая организация общества. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

  • Теории происхождения государства

  • Государство обладает суверенитетом

  • УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

  • Система государственного устройства включает формы государственного устройства и формы государственного правления

  • Формы государственного устройства

  • Формы государственного правления

  • Абсолютная монархия

  • Президентская республика

  • Парламентская республика

  • Президентско-парламентская или смешанная республика

  • Внешние функции государства

  • ТИПЫ ГОСУДАРСТВ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

  • Согласно марксистскому подходу

  • Типология государств по политическому режиму

  • Американский социолог Р. Макайвер

  • 01. Основы социального государства. Основы социального государства сущность и функции государства


    Скачать 26.52 Kb.
    НазваниеОсновы социального государства сущность и функции государства
    Дата12.04.2023
    Размер26.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла01. Основы социального государства.docx
    ТипДокументы
    #1056512

    ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
    СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

    Государство – специфическая форма организации общества, действующая в границах собственной территории. Специфика такой формы организации общества заключается в том, что она обладает властью на этой территории и ресурсами для её осуществления.

    Конфуций ещё в VI в. до н.э. отмечал, что «в государстве должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять правителю. Можно отказаться от оружия… Можно отказаться от пищи… Но без доверия народа государство не сможет устоять». Эти слова точно соответствуют социальной направленности и социальной ответственности государства.

    Государство – правовая политико-экономическая организация общества.
    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

    Государство появилось в результате разложения родоплеменных отношений, постепенного обособления в племенном обществе социального слоя вождей, их близкого окружения и сосредоточением у них управленческих функций, ресурсов власти, в том числе, силовых. Эта небольшая часть общества имела существенные привилегии, но главное – обладала властью.

    Этому историческому процессу способствовали несколько факторов:

    во-первых, общественное разделение труда и выделение управленческой деятельности в особую сферу;

    во-вторых, возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, что способствовало переходу от хозяйственной деятельности к экономической;

    в-третьих, демографические факторы, способствующие воспроизводству населения;

    в-четвёртых, антропологические факторы, означающие, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Ещё Аристотель отмечал, что человек, как существо в высшей степени коллективное, может существовать только в рамках определённых форм общежития. Государство подобно семье, селению и «есть естественная форма общежития»;

    в-пятых, военные факторы, обусловливающие необходимость совместной вооружённой защиты своих поселений, территории от возможных угроз нападения.

    Таким образом, возникновение государства – историческая необходимость, в основе которой лежат экономические и социально-политические причины. По мере развития и совершенствования государств, социальный фактор в сохранении их стабильности постепенно выходил на первые роли.

    Теории происхождения государства:

    • теократическая теория – Ф. Аквинский, Н.А. Бердяев;

    • патриархальная теория – Платон, Аристотель, Н.К. Михайловский;

    • теория общественного договора – Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А.Н. Радищев;

    • теория насилия или завоеваний – Л. Гумплович, К. Каутский;

    • социально-классовая теория – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин;

    • психологическая теория – Г. Тард, Л. Петражицкий;

    • комплексная теория – Х.Й.М. Классен;

    • органическая теория – Г. Спенсер, Р. Вормс;

    • расовая теория – Ж. Габино, Ф. Ницше;

    • инцестная (половая) теория – К. Леви-Стросс;

    • теория специализации – Т.В. Кашанина;

    • ирригационная теория – К. Виттфогель.

    В настоящее время существует 193 государства, признанных абсолютным большинством других государств планеты (более 2/3 голосов в ООН). Ряд государственных образований не полностью признаны мировым сообществом и не являются членами ООН (Палестина, Абхазия, Южная Осетия, Корсика, Нагорный Карабах, Гагаузия/Приднестровье, Северный Кипр). Особый статус существует у Ватикана – города-государства в западной части Рима. Это абсолютная теократическая монархия, представленная в ООН постоянным наблюдателем – Святым Престолом, которому дано право устанавливать дипломатические отношения с другими государствами.
    ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

    Как специфический институт политической власти государство обладает собственными признаками, отличающими его от иных социальных институтов общества.

    Во-первых, территория, определяющая границы государства. В границах государства находятся все существующие в нём объединения граждан, формирующиеся на основе экономических, политических, этнических и других форм отношений.

    Во-вторых, верховная власть на занимаемой территории. Только государство обладает правом принимать и применять законы, обязательные для исполнения всем населением и общественными организациями.

    В-третьих, монополия на легальное применение силы, социальноправового принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от временного ограничения свободы до физического уничтожения человека, в случае доказательства особой тяжести совершённого им преступления. Это определяет особую действенность государственной власти. В целях осуществления этой деятельности у государства существуют специальные институты - МВД, ФСБ, суды, прокуратура, следственный комитет, пенитенциарная система с соответствующей инфраструктурой.

    В-четвёртых, право введения и взимания налогов и сборов с населения, которые необходимы для осуществления целостной, всесторонней социально-экономической и иной деятельности государства.

    Государство обладает суверенитетом, то есть полной независимостью от других государств в его внутренних делах и осуществлении внешней политики. При этом оно должно признавать суверенное право других государств, какими бы ни были их экономический потенциал, военная мощь, площадь территории, численность населения. В современном глобальном мире любые отклонения от этого права мгновенно становятся достоянием других государств и подвергаются соответствующей оценке мирового сообщества.
    УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

    От государственного устройства во многом зависит осуществление социальной политики в стране.

    Подавляющее большинство государств мира строятся и функционируют на основе конституций. Не является исключением и Россия. Ныне действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

    Наличие конституции – важный показатель демократичности государства. Однако это происходит лишь в том случае, если она реально воплощена в системе государственного устройства и неукоснительно исполняется всеми органами власти, учреждениями и гражданами.

    Система государственного устройства включает формы государственного устройства и формы государственного правления. В соответствии с устройством и правлением государство осуществляет функции, включая социальную.

    Формы государственного устройства

    Они подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

    В унитарном государстве все административные единицы не обладают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого, действующего в соответствии с конституцией страны. По степени концентрации властных полномочий в высших эшелонах государства выделяются централизованные (Великобритания, Швеция, Дания, Нидерланды) и децентрализованные (Франция, Испания, Италия) государства. Ряд унитарных государств конституционно закрепили за собой социальную ответственность перед своими гражданами.

    Федерация представляет собой форму свободного объединения под эгидой государства внутренних территориальных структур (субъектов федерации), обладающих определённой автономией и особыми отношениями с центральной властью (РФ, США, ФРГ, Швейцария). В субъектах федерации действуют региональные органы власти, наделённые властными полномочиями, но в рамках Конституции страны. В границах федеративной системы каждый индивид одновременно является гражданином федерации и её субъекта. В этом плане социальная ответственность государства подкрепляется социальной ответственностью субъекта федерации.

    Конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для достижения совместных целей союзными органами (в области обороны, транспортной инфраструктуры, функционирования системы связи). Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет, обладая правом свободного выхода из состава союза после решения совместных задач, либо вследствие несовпадения интересов. Законодательные органы конфедерации формируются не выборным путём, а установлением полномочий на договорной основе. Единого гражданства, воинской обязанности, правовых норм в таких государствах не предусмотрено. В истории планеты примеров конфедеративного устройства немного: в США 1776-1787 гг., Швейцария до 1848 г., Германия в 1815-1867 гг.

    Формы государственного правления

    Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера деятельности высшего органа государственной власти зависит различие между двумя классическими формами правления:

    монархией (абсолютной, конституционной, парламентской),

    республикой (президентской, парламентской, смешанной).

    В формах государственного правления отчётливо отражается содержание социальной деятельности государства. В монархических государствах она полностью или частично зависит от властных функций главы государства. В республиках, где источником власти считается народное большинство и высшие органы государственной власти избираются гражданами страны, социальные функции тесно связаны с деятельностью парламента и президента.

    Абсолютная монархия – государство, в котором существует полное всевластие его главы (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Свазиленд).

    Конституционная монархия – государство, в котором полномочия главы государства (короля, шейха) ограничены конституцией. Монарх наделён преимущественно исполнительской властью и частично законодательной (Кувейт, Бахрейн, Марокко, Иордания).

    Парламентская монархия – государство, в котором глава государства (король, королева, император), считаясь таковым, фактически обладает представительскими функциями и частично исполнительными, в определённых случаях имеет право вето на решения парламента. Монархи в таких государствах больше олицетворяют собой национальные традиции, уважение граждан к власти, на них возложена некая функция национального символа, сплачивающая общество (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Норвегия, Япония).

    Президентская республика – государство, в котором парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой государства, главой исполнительной власти, избирается гражданами страны и потому не несёт ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, не подотчётное парламенту, обладает высшей распорядительной властью, является верховным главнокомандующим. Парламент лишён права отправлять правительство в отставку, а президент не может распустить парламент, обладая правом отлагательного вето на законопроекты парламента (США, Бразилия, Мексика).

    Парламентская республика – государство, в котором президент, являясь главой государства, обладает в основном представительскими функциями. Правительство во главе с премьер-министром или канцлером играет главную роль в политической жизни, формируется парламентом и несёт перед ним ответственность. Глава кабинета является первым лицом в государстве (ФРГ, Италия, Греция, Исландия, Индия).

    Президентско-парламентская или смешанная республика – государство, в котором существует двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом, ведущая к тому, что сильная президентская власть соединяется с контролем за правительством со стороны парламента (Российская Федерация, Франция, Финляндия, Ирландия, Португалия).

    Каждое государство, независимо от форм своего устройства и правления, имеет определённый круг обязанностей, играет особую роль в общественной жизни, то есть выполняет свои функции.
    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

    Главной функцией государства является обеспечение комфортного проживания в нём своих граждан. Для этого должен соблюдаться принцип – «государство для человека, а не человек для государства».

    Принято выделять внутренние и внешние функции государства.

    Внутренние функции государства

    Правовая функция – принятие правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан; обеспечение правопорядка, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

    Политическая функция – обеспечение политической стабильности, определение программно-стратегических целей и задач развития общества и их осуществление на основе экономического потенциала и всей системы ресурсов государственной власти.

    Организаторская функция – упорядочивание структуры властной деятельности; разработка, принятие, контроль и корреляция решений, исполнение законов, координация деятельности институтов политической системы общества.

    Экономическая функция – организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, долгосрочного планирования, программирования, регулирования влияния естественных монополий, создания стимулов для экономической активности, применение санкций.

    Социальная функция – обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества его социальных слоёв, реализации принципа социальной справедливости, защиты интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно поддерживать достойный уровень жизни (инвалиды, престарелые, матери-одиночки); страхование жизни и здоровья; развитие медицины, образования, системы общественного транспорта; удовлетворение потребности людей в работе и жилье.

    Экологическая функция – гарантирование человеку и обществу здоровой среды обитания, установление и соблюдение режима природопользования.

    Образовательная функция – деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качеству, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

    Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения духовных потребностей людей, формирования высокой нравственности и гражданственности, обеспечение доступности информационных ресурсов, поддержка и сотрудничество с учреждениями культуры и народного творчества.

    Внешние функции государства

    Функция обеспечения национальной безопасности – поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

    Функция поддержания мирового порядка – участие в развитии системы международных отношений по предотвращению терроризма и локальных войн, сокращению вооружений, уничтожению химического и бактериологического оружия, в решении глобальных проблем человечества – борьбе с голодом, болезнями, нищетой, загрязнением окружающей среды.

    Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и иных областях деятельности с другими государствами.

    Содержание, объём и проявление функций государства обусловлены социальной структурой общества, его типом, волей правящей элиты. Практика убеждает в том, что чрезмерное вмешательство государства в процессы, присущие гражданскому обществу, стремление регулировать практически все общественные инициативы и дела отрицательно сказываются на его развитии, порождают потребительство, снижают ответственность регионов и местных властей. Роль государства, его функции должны гармонично сочетаться с гражданскими инициативами. В этом случае будет достигнута диалектическая взаимосвязь правового государства и гражданского общества с полноценной социальной ответственностью государственной власти.
    ТИПЫ ГОСУДАРСТВ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

    Государство – явление многогранное, обладающее разнообразными чертами и признаками, что предопределяет вариативность его типологии.

    Один из таких вариантов заключён в типологии государств по аналогии с типами обществ: формационный подход по К. Марксу и цивилизационный подход по А. Тойнби.

    В соответствии с марксистским положением – общественно-экономическая формация представляет особую ступень развития общества и охватывает все стороны общественной жизни. В основе каждой формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, представляют сущность конкретной общественно-экономической формации с присущим ей экономическим базисом, над которым выстраивается соответствующая политико-юридическая и идеологическая надстройка. Эту надстройку и представляет государство. Экономическая структура общества каждой исторической эпохи образует ту основу, которой объясняется вся надстройка политических, правовых и иных учреждений. Отсюда производный характер государства от общественно-экономического строя.

    Согласно марксистскому подходу выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. В соответствии с этим подходом выстраивалась типология государств, минуя первобытнообщинный. Однако формационный подход не мог объяснить, почему разные народы, начав с первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказывались на разных стадиях развития и пошли разными путями в государствообразовании.

    Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространённых и признанных научным сообществом типологическим обоснованием является цивилизационный подход английского историка А. Тойнби (1889-1975 гг.). Он развил и конкретизировал понятие цивилизации (лат. civilis – гражданский, государственный).

    Цивилизационный подход трактовал цивилизацию как замкнутое состояние общества, отличающееся общностью культурных, географических, религиозных, экономических и иных факторов. Культурный элемент представляет сущность цивилизации, в сравнении с ним экономический и, тем более, политический отходят на второй план. А. Тойнби остановился на 21 цивилизации, хотя первоначально выделял больше ста, и разделил их на первичные и вторичные.

    Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Государства в первичных цивилизациях являются частью базиса, а не только надстройки, что объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы жизни общества. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнегреческую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую и другие. Государства вторичной цивилизации не представляют базисный элемент и не входят в культурно-религиозный комплекс. В среду вторичных цивилизаций входят западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская и другие. А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации можно выстроить соответствующие типы государств, однако саму типологию он не теоретизировал. Его заслугой является представление научному сообществу цивилизационного подхода как методологического инструмента познания общественного развития.

    Типология государств по политическому режиму

    Осуществление государственного управления требует определённого механизма властвования. Механизмом государственного властвования является политический режим в стране. Мировая история знает три формы политического режима – демократическую, авторитарную и тоталитарную. В ряде теоретических источников употребляются понятия демократических и недемократических политических режимов и их разновидности.

    В соответствии с политическим режимом выделяются следующие типы государств:

    Демократический политический режим:

    тип государства:

    Недемократический политический режим: тип государства:

    Социал-демократический

    Либерально-демократический Парламентский

    Анархический

    Аристократический

    Олигархический

    Авторитарный

    Деспотический

    Монархический

    Тиранический

    Тоталитарный


    Западноевропейская и американская наука выделяют два типа государственности – демократию и автократию.

    Демократия (греч. demos – народ, krator – власть, мироуправство) – форма государственного правления, устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные признаки демократии: власть большинства, равноправие граждан, защищённость их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства и представительных органов. Различают демократию непосредственную – основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов (Швейцария) и представительную – решения принимаются выборными органами: Россия, Франция, Италия, Греция, Болгария, США, Аргентина и многие другие государства.

    Автократия (греч. autokrator – самовластный, имеющий неограниченное право) – форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного или нескольких лиц: деспотии Древнего Востока, абсолютные монархии, империи.

    Американский социолог Р. Макайвер (1882-1970 гг.) делил все государства на два типа:

    династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли большинства населения;

    демократические, в которых государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство.

    В первую группу Макайвер включал «классово контролируемые государства» (империи), а также псевдодемократические государства, в которых правительство образуется привилегированной частью общества. Ко второй группе он относил те современные государства, в которых отношения между властью и гражданами строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где государство обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание.

    ИТАК, тип государства отражает суть его деятельности, суть властвования.

    В соответствии с типом государства осуществляется его предметная направленность на решение социальных проблем общества: имеет ли оно закреплённую законом социальную обязанность и в какой мере несёт за неё ответственность перед населением.


    написать администратору сайта