построение социальной россии. проблемы построения в россии социального государства. Введение Сущность социального государства
Скачать 71.65 Kb.
|
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Оглавление Введение…………………………………………………………………………...3 1. Сущность социального государства…………………………………………..6 1.1 История становления теории социального государства…………………….6 1.2 Понятие, принципы и функции социального государства………………...11 2. Особенности построения социального государства в России………………16 2.1 Предпосылки формирования социального государства и перспективы его развития в России………………………………………………………………...16 2.2 Влияние правосознания, правового мышления и правовой культуры на формирование социального государства в России…………………………….20 2.3 Проблемы деформации правосознания, правовой культуры и правового мышления и возможные пути их преодоления…………………………………24 Заключение……………………………………………………………………….31 Библиографический список……………………………………………………..34 Введение Общество является сложно структурированной системой, в которой взаимодействуют между собой различные категории индивидов, обладающих разным положением, различным уровнем образования, осуществляющих различную трудовую деятельность, которые вступают в различные отношения на основе своих личных интересов. Несомненно, что общество, являясь такой сложной системой, не может развиваться без упорядочения складывающийся в нем отношений, без осуществления за ними контроля, в том числе которые основываются на разделении труда и хозяйственной деятельности. И именно право является тем средством и механизмом, которые организует и упорядочивает общественные отношения. Важными составляющими, без которых развитие России как социального государства и вместе с тем развитие в России института гражданского общества являются правосознание, правовая культура и правовое мышление. Именно данные правовые явления выступают как ведущая разновидность всей совокупности социально значимых действий и поступков людей. В настоящее время во всем мире и, в том числе, в России большое внимание уделяется интересам личности, естественным правам и свободам человека и гражданина. Такая тенденция связана с тем, что целью любого социального и демократического государства является защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, что отражено в действующей Конституции России. Безусловно, что для реализации конституционных прав и для их защиты необходима эффективная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, органов судебной власти. Но, следует отметить, что важную роль играет и сформированное у граждан правовое сознание, высокий уровень правовой культуры и развитое правовое мышление. Несмотря на это, для нынешнего общества характерна деформация правового сознания, правовой культуры и правового мышления, проявляющееся как неуважительное или неадекватное отношение к закону и несоблюдение или нежелание соблюдения правовых норм, что влечет рост преступности, снижение защищенности личности от преступных посягательств. Вышеизложенное негативным уровнем воздействует на построение в России социального государства, в связи с чем государством создаются предпосылки, направленные на правовое воспитание граждан, повышение уровня правовой культуры и правового мышления. Вышеизложенное обосновывает актуальность темы настоящего исследования, связанного с изучением проблем построения социального государства в России. Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе развития социального государства. Предмет исследования – нормы конституционного права России, нормы международного права, труды ученых-юристов в области теории государства и права. Цель исследования - комплексное изучение сущности социального государства и влияния на него правового сознания, правовой культуры и правового мышления. К числу задач, необходимых для достижения вышеуказанной цели относятся: - изучение истории становления теории социального государства; - раскрытие понятия, принципов и функций социального государства; - изучение предпосылок формирования социального государства и перспективы его развития в России; - анализ влияния правосознания, правового мышления и правовой культуры на формирование социального государства в России; - обобщение проблем деформации правосознания, правовой культуры и правового мышления и возможные пути их преодоления. Проблемы, связанные с формированием правового сознания, правовой культуры и правового мышления, а также социального государства в целом, были предметом многих исследований и учеными-юристами выдвигались различные точки зрения по рассматриваемым в настоящем вопросам, в связи с чем можно сделать вывод о высокой степени изученности темы настоящего исследования. Различные аспекты правового сознания и его деформация были рассмотрены в научных трудах Г. Еллинека, Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, Л. И. Петражицкого, Г. Ф.Шершеневича и др. Проблемы построения социального государства в России были предметом изучения Булавиной М.А., Гуляихина В.Н., Ильина И.А., Панченко А.М. и других. В процессе проведения исследования были использованы общенаучные и специальные методы науки, такие как методы описания, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод технико-юридического анализа, а также применялись общелогические методы. Настоящая курсовая работа состоит из двух глав, в составе первой из которых имеется два раздела, а во второй три раздела. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 1.1 История становления теории социального государства Идеи социального государства возникли еще в древности, но развитие социальной государственности приходится на конец XIX-начало XX вв. Декларации независимости, подписанная в 1776 году в США отразила тезис, согласно которому государство должно обеспечивать жизнь, свободу гражданам и должно удовлетворять их социальные потребности. А. Токвиль, на основе результатов революций 1830 и 1848 г., выявил, то что после их завершения произошло возрастание эгалитарных идеологий и настроений, а также сделал важный вывод о возможности контроля за ними, минимизации их воздействия на общество через принцип справедливости1. Развитие капитализма привело к росту безработицы, что было обусловлено, прежде всего, разорением мелких предприятий, а позже, неизбежно привело к классовым конфликтам и обострению общественных противоречий. Таким образом, XIX век, рассматривая его с точки зрения развития общества, является переломным, разрушившим мнения о справедливости капитализма. Кроме того, реформы показали, что государство не должно самоустраняться от осуществления контроля за общественными отношениями, а наоборот должно создавать эффективные механизмы, регулирующими его. Так началось зарождение концепции социального государства, из которых можно выделить два основных направления, а именно англо-американское и концепцию регулирующего государства. Так, англо-американский вариант социального государства представляет собой минимизацию антагонизма между богатством и бедностью и защиту человека от конкуренции, то есть сглаживание социальной биполярности. Правительство не вмешивается в экономику, но регулирует имущественное и иное социальное неравенство, выравнивая условия деятельности индивидов, предоставляя им примерно одинаковые жизненные шансы и возможности для самореализации. Функции государства в англо-американском варианте зависят от запросов самого общества и коррелируется с ним, а также концентрируется на анализе условий предупреждения поляризованности общества, монополизации прав и свобод какой-либо социальной группы или структуры, выработке механизмов властного рассредоточения, разграничения государства и гражданского общества. Что касается концепции регулирующего государства, то в ней не был дан ответ на вопрос о том, каким образом не нарушаются права и свободы индивидуумов при условии выравнивания условий их жизнедеятельности. Вследствие данного обстоятельства, встал остро вопрос о пределах вмешательства государства в жизнь общества, и было принято решение о том, что государство в общество вмешиваться не должно, а контролировать его извне. Идеи необходимости активной позиции власти способствовали практическому поиску форм, направлений государственного регулирования. Противоположной англо-саксонской концепции социального государства является концепция, возникшая в континентальной Европе2. В отличие от США и Великобритании, в указанных странах государство, являясь политическим институтом, активно воздействовало на общество. Критика разрыва между государством и гражданским обществом была адресовано Ж.Ж. Руссо, который высказал идею их гармонизации. Позже, евроконтинентальное понимание указанной проблемы было отражено в концепции правового государства, ставшей в XX веке теорией и практикой социально-правового государства. Концепция правового государства основана на просветительских и либеральных идеях XVIII и XIX вв., в частности в трудах И. Канта, Р. Иеринга, Г. Елинека, М. Вебера, которые делают акцент на проблеме баланса между свободой, справедливостью, равенством и эффективностью ограничения государственного вмешательства и сохранения его стимулирующей, контролирующей роли в развитии национальных и социальных процессов. Г. Елинек была выдвинута формула "защищенного интереса", согласно которой власть должна быть ограничена и в обществе должно быть обеспечено мирное существование между бедными и богатыми, сильными и слабыми. Кроме того, право должно выступать в качестве способа охраны интересов граждан, а также в самоограничении государства, которое должно быть призвано к расширению свободы граждан и увеличению их прав. В конце XIX - начале XX века неолиберальные теоретики выдвигают новое, "позитивное" понимание свободы, которое предполагает обязанность государства ограничивать экономическую свободу, обеспечивать социально ориентированную политику, выравнивать социальное неравенство, воздействовать на распределительные процессы3. В современной зарубежной науке были выработаны теории справедливости, которая является синонимом честности, теории социальной солидарности. Кроме того, К. Дженкинсу принадлежат идеи, согласно которым необходимо выравнивание социального положения людей средствами, которые принимаются сознательно и добровольно в результате общего согласия, договора. Также, Дж. Роулс рассматривает общество как кооперацию всеобщей и взаимной связанности индивидов, стимулирующую их личное участие в общем деле. Что касается отечественных мыслителей, то по мнению Чичерина, как одного из дореволюционных авторов, государство предоставляет право, которое, по его мнению, символизирует лишь формальное, внешнее начало. Внутренняя же свобода индивида определяется нравственностью. Также, Б. Чичерин считает, что без развитой культуры и образования невозможно построение нормального государственного регулирования, призванное обеспечивать права личности. У П. Новгородцева идея правового государства выросла до политико-правовой теории защиты слабых, обездоленных. Именно Новгородцев наиболее приближен в своих трудах к идеям современного социального государства, предлагая утверждение минимума социальных прав, гарантированных государством и обеспечивающих человеку достойное существование. Кроме того, П. Новгородцев говорил о том, что в формировании социального государства необходим высокий уровень нравственности, а также воспитание у различных социальных слоев и властвующей элиты адекватных ему настроений, чувств, черт характера, ориентации и моделей поведения. Для либеральной мысли России характерно соединение идей свободы с гуманистической стороной этатизма. Так, Б. Кистяковский, С. Котляревский, П. Новгородцев рассматривали солидарность, согласие как непременное условие формирования и функционирования правового государства. В частности, Б. Кистяковский отстаивал идею соответствия прав и свобод историческим, политическим, психологическим и иным традициям страны4. В новейшее время, примерно в 60-х гг. XX в., в ведущих странах Запада возникли собственно социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития, позволяющий обеспечить прожиточный минимум каждому нуждающемуся, иметь достаточно средств для социальной защиты человека. Политическими предпосылками стали разделение властей, создание парламентской системы с узаконенными демократическими выборами, наличие оппозиции, действующей на основе закона и реализующей свой критический потенциал по отношению к правящим группировкам, наличие независимого суда, средств массовой информации. Необходимо подчеркнуть важность юридических предпосылок, особенно развитого социального законодательства. Первые законодательные акты об улучшении условий труда, являющиеся основой государства благоденствия, также впервые были приняты именно в Англии. Данные законы закрепляли продолжительность рабочего дня, размер минимальной заработной платы, устанавливали ограничения на использование детского, женского труда. В 1905 г. в Англии открылись биржи труда, а в 1881 году, Бисмарком в Германии была установлена единая система социального обеспечения в форме социального страхования5. Термин "социальное государство" используется преимущественно в германоязычных источниках, а в англоязычной литературе чаще употребляется понятие "общество всеобщего благоденствия". В настоящее время среди исследователей существуют разные точки зрения на сущность социального государства. Одни являются сторонниками широкого его толкования как государственной системы опеки и обеспечения для всего населения. Другие сводят сущность социального государства к сглаживанию структурного социального неравенства и предотвращению массового обнищания населения. На наш взгляд, социальное государство - это система учреждении, деятельность которых направлена на представительство и защиту интересов прежде всего тех, кто не способен самостоятельно обеспечивать свое существование, а также на создание каждому гражданину достойных, условий существования, равных возможностей для самореализации, благоприятной среды обитания, что формирует новый тип социальных связей, основанный на принципах социальной справедливости, солидарной ответственности, гражданского согласия. 1.2 Понятие, принципы и функции социального государства Многие зарубежные исследователи считают, что целью социального государства является обеспечения равноправия и свобод граждан, в упразднении низших слоев населения посредством повышения уровня их материального и социального благосостояния. Также, сторонники концепции социального государства считают важнейшей его частью высокий уровень развития экономики, которая развивается одновременно с общественными отношениями и неотделима от них.6. Обобщая выводы многих исследователей, можно сказать о том, что под социальным государством понимается наиболее развитое государство среди всех его типов и форм, которое должно служить в интересах общества. Рассмотрим непосредственно признаки социального государства. К первому признаку относится отнюдь не обеспечение защиты незащищенных слоев населения, а достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Это обусловлено тем, что трудоспособные граждане являются основными налогоплательщиками, а за счет налогов и сборов содержатся государство и реализовываются цели, стоящие перед ними. Удовлетворение гражданами своих потребностей является основным признаком социального государства, так как такое государство призвано обеспечить граждан необходимыми товарами на рынке и оказание необходимых гражданам социальных услуг, в том числе медицинских и образовательных. Также, государство должно удовлетворять и политические потребности граждан, в том числе и наличие у граждан возможности отстаивать свои интересы перед властью. Также, государство должно обеспечивать реализацию гражданами духовных потребностей, посредством создания культурных учреждений. Следующим признаком социального государства является высокий уровень социальной защиты нетрудоспособных слоев населения (безработные, дети, пенсионеры, беженцы и т.п)7. В этот признак включено предоставление данным гражданам пенсий, пособий и иных выплат в таком же размере, что и иным гражданам. Социальное государство немыслимо без осуществления со стороны государства поддержки незащищенных слоев населения (детей, инвалидов и других категорий граждан), уровень которой зависит, прежде всего, от стабильности и эффективности экономики. Также, современное социальное государство, как правило, обладает рыночной системой экономики, которая подразумевает под собой свободу товарооборота, развитие института частной собственности, защиту права частной собственности, свободу труда, а также обеспечение каждому права на занятие предпринимательской деятельностью. Немаловажным признаком рассматриваемого типа государства является высокий уровень образования, здравоохранения и иных социальных услуг. Так, образование является важнейшим фактором продвижения личности вперед, а здравоохранение обеспечивает ее комфортное существование. Следует также отметить, что деятельность в области государственного управления тоже относится к социальным услугам, так как эффективный государственный менеджмент является важной характеристикой социального государства. Минимизация социальных различий тоже относится к признакам социального государства и означает, что между людьми, относящимися к разным социальным группам и слоям общества не должно быть резких различий по социальному и имущественному положению. Важным признаком социального государства является и отсутствие классовой борьбы и дискриминации. Классовая борьба в социальном государстве должна быть размыта в общей организации гражданского общества. Под реализацией социальной справедливости, как признака социального государства понимается взаимосвязь между тем, что хочет получать человек от общества и что общество может дать конкретно взятому человеку. Кроме вышеизложенных признаков, к признакам государства относится воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Под данным признаком подразумевается благотворительность, милосердие, альтруизм и другие проявления бескорыстной помощи людей друг другу которые должны быть нормой, а не каким-то сверхъестественным явлением. Также, гражданами социального государства должны неукоснительно соблюдаться нормы морали8. Именно принцип социальной справедливости должен лечь в основу построения социального государства. Так, принцип социальной справедливости означается то, что каждому гарантируется право на труд, которое осуществляется в зависимости от способностей, квалификации и иных профессиональных качеств каждого в отдельности, а за исполнение надлежащим образом трудовых обязанностей полагается адекватная заработная плата, позволяющая человеку обеспечивать себя и повышать уровень его материального благополучия. Также, принцип социальной справедливости немыслим без системы социальных лифтов и предоставления каждому равных возможностей в развитии себя как личности (посредством воспитания), профессионала (за счет образования и карьерного роста), члена общества, что обеспечивается правом каждого избирать и быть избранным в органы власти и местного самоуправления. Помимо этого, важным элементом принципа социальной справедливости является обеспечение государством приемлемого уровня благосостояния для граждан, относящихся к незащищенным слоям населения, граждан, лишенных способности трудиться в силу физиологических и иных причин. Как было упомянуто ранее, уровень экономического развития государства является основным и самым очевидным показателем развитости идей социального государства, которая помимо своей независимости и твердости, должна быть социально ориентированной9. Экономика развитого социального государства должна ставить перед собой цели и выполнять функции по обеспечению развития добросовестной и свободной конкуренции, а также предпринимать меры, направленные на развитие предпринимательства. Немаловажной составляющей социального государства является и то, что государство должно обеспечивать согласие между различными политическими силами, задачами которых является развитие общественных отношений. Также, в политической сфере должна обеспечиваться преемственность социальных институтов, смена правящих политических партий посредством реализации такого демократического института, как выборы, не допуская насильственный вариант такой смены10. Что касается духовной сферы, то развитое социальное государство характеризуется реализацией принципов гуманизма и солидарности, свободой вероисповедания, недопустимостью дискриминации, в том числе и по религиозному признаку. Конечно, Российскую Федерацию нельзя в полной мере назвать развитым социальным государством, однако прослеживается к этому тенденция, в том числе посредством конституционного закрепления вышерассмотренных признаков такого государства. В связи с вышеизложенным, полагаем, что Россию можно в настоящее время назвать страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству11. Таким образом, современное социальное государство - это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении определенного круга лиц, а именно в отношении тех, кто нарушает права и свободы граждан, а также в отношении тех государств, которые грубо нарушают условия заключенных международных договоров. |