Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Влияние правосознания, правового мышления и правовой культуры на формирование социального государства в России

  • 2.3 Проблемы деформации правосознания, правовой культуры и правового мышления и возможные пути их преодоления

  • построение социальной россии. проблемы построения в россии социального государства. Введение Сущность социального государства


    Скачать 71.65 Kb.
    НазваниеВведение Сущность социального государства
    Анкорпостроение социальной россии
    Дата29.01.2023
    Размер71.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроблемы построения в россии социального государства.docx
    ТипДокументы
    #910392
    страница2 из 3
    1   2   3

    2. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
    2.1 Предпосылки формирования социального государства и перспективы его развития в России
    При изучении и обобщении проблем, связанных с построением социального государства в России, нельзя отрицать факт того, что на протяжении длительного периода времени государство играло главную роль и пронизывало все сферы общественной жизни, осуществляя жесткий за ними контроль.

    Построение развитых рыночных отношений в России в кратчайшие сроки не представлялось возможным ввиду того, что в 1990-х годах велась гонка вооружений, а вся экономика основывалась лишь на сырьевых отраслях, что несомненно вело к ее расшатанности и слабости12.

    Отрицательными факторами, препятствующими скорому развитию социального государства, являлись еще и высокий уровень детской смертности, демографические проблемы, трудности с предоставлением и получением жилья, идеологические противоречия и в целом социальная нестабильность.

    Все вышеизложенные экономические и социальные проблемы были обусловлены, несомненно, распадом СССР в результате которого начался сильнейший политический кризис.

    Разрушение советской идеологии, крах мощных политических институтов не могли не повлиять на мировоззрение граждан, на их правосознание, на отношение к государству в целом, что обусловило негативные изменения, начавшиеся в структуре всех социальных институтов.

    По мнению М. МакФаула, с тех пор как Россия стала независимым государством (с момента распада Советского Союза), социальная политика государством не вела.

    Российская власть ограничила социальную политику в целях проведения, так называемой, шоковой терапии.

    Следует также отметить, что макроэкономические реформы проводились за счет наиболее бедных слоев населения, а меры социальной поддержки государством не осуществлялись должным образом.

    Если проводить сравнительную характеристику состояния социальных трансфертов в разных государствах на период 1990-х годов, то лишь 6% российской социальной помощи достигало наименее обеспеченных групп населения, по сравнению с 29% - в Польше, 36% - в Эстонии и 78% - в США13.

    В связи с такими низкими показателями, в России проблемы социальной защиты стали дискуссионными и обостренными.

    Поскольку определение проблемы следует из того, как именно понимаются порождающие их социальные условия различными политическими силами, постольку разные определения социальных проблем становятся исходным пунктом для формулирования альтернативных стратегий действия.

    Развитие социальной политики России связана с активной гражданской позицией населения, чего не могло происходить в период советского государства.

    Тенденция среди граждан активно отстаивать свои гражданские права действительно может влиять на процесс принятия решений в области социальной политики.

    Во второй половине 1990-х годов стали освещаться проблемы слоев населения, которые нуждались в государственной поддержке и защите.

    В связи с этим, активная гражданская позиция граждан была сопряжена с активным участием в этой области социологов, а также иных исследователей, что повлекло к налаживанию связей между формируемым гражданским обществом и политическими процессами.

    Так, началось развитие социальной работы в качестве профессиональной практики, которая стала научной и учебной дисциплиной во многих образовательных учреждениях.

    Ее становление сопровождается серьезной конкуренцией за символические и материальные ресурсы, но сам факт такой конкуренции действует положительно на укрепление профессиональной идентичности.

    Важный фактор развития государственной социальной службы - расширение практики взаимодействия с местным сообществом, привлечение волонтеров, общественных организаций, сотрудничество и обмен опытом с неправительственными службами, участие в анализе собственной профессиональной деятельности, обсуждение новых подходов к социальным проблемам, построение партнерских отношений с клиентами. Развиваются и постепенно становятся реальностью альтернативные факторы и программы социальной политики в России14.

    Определенно заметны тенденции гуманизации государственных различных сервисов.

    Так, компетенция работников социальных служб стала расширяться уже в качестве методов социальной помощи и юридической грамотности, а также в вопросах, связанных с защитой прав человека и гражданина.

    Происходит реформирование социальной помощи пожилым, развивается социальное и медико-социальное обслуживание старшего поколения по месту жительства15.

    Здесь важно задействовать механизмы, которые поощряли бы самоуправление и активность пожилых людей в развитии такого сообщества, а также социальную ответственность и социальное участие бизнеса, в частности тендеры социальных проектов, кроме того, важно возродить волонтерское участие школьников в социальной помощи.

    Нуждается в оптимизации не только межведомственное и межсекторное взаимодействие, но и сотрудничество даже в рамках одного ведомства.

    Особенность постсоветской социальной политики в России - развитие в ряде ее направлений такой идеологии, которая основана на доминировании дисциплинарных форм и расширении социального контроля.

    Речь идет об ужесточении мер, направленных на выявление потребностей семей с детьми, инвалидов, бедных, мигрантов, а также на усиление репрессивного компонента в программах работы с людьми, страдающими наркозависимостью, и правонарушителями, совершившими нетяжкие преступления.

    Практика социальной работы в России пока не включает аспект социальных изменений во имя социальной справедливости.

    В частности, классификация семей на «полные» и «неполные» выступает для ряда специалистов знаком индивидуальных эмоциональных проблем, стигматизирует женщин, воспитывающих детей без супруга, а определение семей как «благополучных» и «неблагополучных» перекладывает всю ответственность на индивидов16.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что с тех пор как Россия стала независимым государством, не происходило существенных реформ социальной политики.

    Социальные проблемы признаны и становятся предметом публичного дискурса в нынешней России.

    Важно расширять возможность обсуждения многочисленных аспектов социальной политики не только внутри отдельных профессий, но и с участием нарождающихся институтов гражданского общества, ведь это повышает степень прозрачности системы социальной политики17.
    2.2 Влияние правосознания, правового мышления и правовой культуры на формирование социального государства в России

    Существование социального государства невозможно без гражданского общества, от уровня развития которого зависит и уровень развития такого государства.

    В условиях развития концепции социального государства повышается значимость правовой культуры, так как развитие уровня социального государства, и его появление в целом связано непосредственно с формированием правовой культуры и развития юридической мысли.

    По мнению юриста С.А. Лошаковой, правовое и социальное государства не может развиваться без высокого уровня правовой культуры в обществе в целом, и без высокого уровня развития правовой культуры каждого человека18.

    По мнению других исследователей, таких как Гуляихина В. Н. и Широ С. В., правовая культура является один из основных признаков правового государства и социального государства, которые непосредственно связаны между собой19.

    Возвращаясь к С.А. Лошаковой, по ее мнению, правовая культура среди общества связана с правом, в том числе с его возникновением и функционированием, которое выступает как важнейший социальный институт, а также с правотворчеством и правоприменением20.

    Помимо этого, важное значение в формировании социального государства является культурное и историческое развитие России, так как традиции государства связаны с социальной адаптацией людей к современным условиям развития государства.

    Следует отметить, что культурно-исторические традиции, несомненно, учитываются при формировании социального государства, то есть государства, направленного на интересы общества.

    Баранов П.П. считает, что под правовой культурой понимается особо важное социальное влияние, которое может рассматриваться в качестве правового состояния индивидуумов в частности и общества в целом, которое имеет свою структуру21.

    Полагаем, что одним из действенных факторов, ускоряющих процесс становления и формирования социально-правовой государственности в нашей стране, является именно правовая культура.

    Социальные процессы, происходящие при формировании государства, неоднозначны.

    В африканских государствах в конце XIX - начале XX века, входивших в состав европейских колониальных империй, была проведена принудительная этнизация всего населения, результатом стало отведение каждому племени и клану собственной территории с четко очерченными границами, а к концу XX века, в процессе деколонизации.

    В результате такой этнизации, в Африке возникло более 50 суверенных государств, как правило, в границах прежних колоний и протекторатов22.

    В этой связи индивидуальные признаки и черты становления государственности в зависимости от культурных особенностей проявляются особенно заметно.

    Непосредственное влияние правовой культуры на процесс формирования государства может выражаться в различных формах, потому что государство возникает в разные периоды времени, по разным основаниям, под влиянием отличных друг от друга факторов правовой культуры.

    В заключение следует сделать вывод, что правовая культура, как и культура вообще, по мнению многих исследователей данного вопроса, оказывает влияние на происхождение, становление и развитие государства.

    Указанная концепция раскрывается через такие явления, как памятники правовой культуры и правосознание, которые оказывают влияние на процесс формирования государственности и происхождение государства вообще.

    Помимо правовой культуры, в условиях существования правового государства и гражданского общества правосознание выступает как ведущая разновидность всей совокупности социально значимых действий и поступков людей.

    Большое внимание уделяется интересам личности, естественным правам и свободам человека и гражданина.

    Для реализации конституционных прав и для их защиты необходима не только эффективная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, органов судебной власти, но и сформированное у граждан правовое сознание.

    С правосознанием неразрывно связана правовая культура, которая, как и правосознание, представляет собой сложное правовое явление и считается разновидностью общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающая все ценности, созданные людьми в области права23.

    Правовая культура глубоко пронизывает правосознание общества и каждого его члена, правоотношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и любую иную деятельность в сфере права, служит регулятором поведения людей, учитывая социокультурные, исторические и иные особенности, а также выступает одним из способов достижения социальной стабильности, интегрирования общества.

    При наличии у граждан высокого уровня правовой культуры, социально-правовой активности и инициативы происходит повышение качества правотворчества и эффективности реализации норм права, ограничение произвола со стороны властных структур, установление надлежащей регламентации деятельности органов публичной власти при выполнении ими своих задач и функций

    Что касается правового мышления, то наряду с правосознанием и правовой культурой, оно является важнейшим элементом развития гражданского общества и социального государства в целом.

    Одной из функций правового мышления является регулирование социального поведения личности, так как с его помощью субъект определяет правомерность не только своих действий, но и поступков другого.

    С помощью мышления формируется ценностно-смысловой компонент правосознания, который обеспечивает истинность правовых суждений и умозаключений. Отличительной чертой правового мышления является социальность24.

    Оно способствует установлению, укреплению и легитимизации общественных отношений.

    Находясь в конкретной социокультурной среде, личность занимает определенную общественную позицию по правовым вопросам, что также определяет социальный характер ее мышления25.

    Таким образом, показателями уровня развития гражданского общества, как основного элемента социального государства являются правовое сознание, правовое мышление и правовая культура.

    Правосознание граждан выступает как ведущая разновидность всей совокупности социально значимых действий и поступков людей, правовая культура способствует эффективной реализации норм права, реализации принципа законности, а правовое мышление непосредственно развивает и устанавливает правовые отношения.

    2.3 Проблемы деформации правосознания, правовой культуры и правового мышления и возможные пути их преодоления

    Деформация правосознания возникает при определенных происходящих в обществе социальных явлениях, носящих как субъективный, так и объективный характер.

    Причины возникновения деформируемого правового сознания образуют определенную систему, которые порождаются условиями общественной жизни и спецификой деятельности граждан.

    Нельзя отрицать, что в настоящее время издается масса законов, строятся рыночные отношения и развивается институт демократии, то есть все протекают все процессы, свойственные социальному государству.

    Однако, активная правотворческая деятельность государства не способствует активному развитию жизни каждого отдельного человека и гражданина.

    Уровень правосознания и правовой культуры в обществе остается достаточно низким. Отчуждение многих живущих ниже прожиточного минимума граждан является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма26.

    В ходе социологического опроса, проведенного по заказу Государственной Думы РФ были получены данные о том, что из нарушителей своих гражданских, трудовых и социальных прав обыватели на первое место поставили сложившуюся систему власти (44,7 %), на второе – полицию (43,3 %), потом идут преступники (41,9 %), за ними начальники, не выплачивающие пенсии и зарплаты (37,2 %), и замыкают ряд чиновники (30,4 %)27.

    Подавляющее большинство опрошенных (73%) считают, что в наибольшей степени в дополнительной защите из всех благ, охраняемых уголовным законом, нуждается жизнь и здоровье личности. На втором месте оказались общественная безопасность и общественный порядок (49,6%), что, как известно, также непосредственно связано с интересами отдельных индивидов. Наконец, третьими по значимости стали мир и безопасность человечества (39,7%). Забегая вперед, подчеркнем, что и профессиональные участники уголовного судопроизводства полагают, что жизнь и здоровье личности нуждаются в более эффективной защите28.

    Данные показатели свидетельствуют о том, что недостатки правовой системы безусловно влияют на сознание граждан, а уровень недоверия к правоохранительной системе влечет за собой снижение авторитета всей системы власти.

    Помимо этого, на состояние правового сознания оказывают влияние действия власти.

    Для защиты своих интересов государство наделило правоохранительные органы властными полномочиями и надлежащими средствами воздействия, гарантиями правовой и социальной защищенности.

    В этой связи сотрудники правоохранительных органов, стремясь упрочить свой социальный статус и властные полномочия, могут нарушать действующие правовые нормы. При этом формируется уверенность в безнаказанности и вседозволенности.

    Таким образом, деформированное отражение правовых норм не способствует успешной реализации социальных функций, создает предпосылки для различных нарушений закона сотрудниками правоохранительных органов.

    Недоверие в возможности права как в средство гармонизации общественных отношений играет негативную роль при формировании правового сознания у всех социальных групп, вследствие чего приводит к халатному отношению, формализму, упрощенчеству при оформлении документации и другим проявлениям деформации правосознания29.

    Кроме того, в настоящее время существует проблема излишней правовой формализации общественных отношений, особенно в публичной сфере. Так, например, в административном процессе ведущую роль при разрешении дела играют надлежащим образом юридически оформленные документы, а не реальные обстоятельства дела30.

    Проблема правового нигилизма, равно как и других форм деформации правосознания, является одной из самых актуальных в настоящее время в России.

    В качестве специальных средств сведения его к минимуму государством должно проводится обеспечение должного качества принимаемых законов; улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы; улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов и других должностных лиц.

    Улучшения правового воспитания населения, профессионального обучения находит свое отражение в ряде нормативных правовых актах Российской Федерации.

    Например, в Указе Президента РФ от 29.06.2018 N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" содержится раздел «Повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания»31.

    Кроме того, Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" также предусмотрены положения об улучшении и развитии уровня правового сознания и правового мышления граждан.

    Для того чтобы уменьшить степень распространения и конкретного вреда существующих форм деформации общественного правосознания, необходимо разработать и закрепить на законодательном уровне систему правового воспитания и правового образования, которая должна охватить все этажи народного просвещения в России.

    Правовое воспитание в духе уважения к праву вообще и к институту прав человека в частности должно стать гуманистической основой эффективной работы механизма правового регулирования, в первую очередь в конституционно-правовой сфере.

    Следует разработать нормативные правовые акты, устанавливающие содержание и порядок преподавания образовательных курсов, которые имели бы своим предметом права и свободы, а также юридические обязанности человека и гражданина.

    Кроме того, описанное отношение к праву скрывает проблему неверия в честность и справедливость других людей, в возможность гармоничного взаимодействия с ними без угрозы принуждением.

    Данная же проблема может быть решена путем переосмысления и смены государственной политики в области культуры, но главное - с помощью изменения своих мировоззренческих установок каждым членом общества, принятия на себя социальной ответственности32.

    Ряд исследователей, при изучении психологии толпы, формулирует идею о зависимости типа мышления толпы от его контекстуальности.

    Так, О. Московичи считает, что человек, находясь в обществе может легко потерять свою индивидуальность, а в следствие этого, потерять способность к правовому и верному мышлению, так как человек уходит в иллюзорное пространство и становится средством манипуляции.

    Правовое мышление можно условно разделить на два типа. К первому типу правового мышления относится рациональность мышления, логика в мыслях и действиях, юридическая терминология ясна в полном объеме.

    В отличие от первого типа, второй тип характеризуется наличием иллюзий мышления, неверность правовых представлений, а мыслительные действия не отвечают правилам логики.

    Если характеризировать второй тип, то он способствует деформации правосознания, вследствие чего усиливается роль правового бессознательного, потере индивидуальности, доминированию чувств над мыслительными процессами.

    На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что несомненно, правовое мышление взаимосвязано с правовым сознанием личности.

    Также, в процессе развития государственности, в обществе и науке формируются различные парадигмы и стандарты правового мышления.

    Если в логико-методологическом стандарте романо-германского права доминирует дедукция, т.е. переход от общего (закона) к частному (частная судебная практика), то в англосаксонском праве господствует аналогия (между прецедентом и частной ситуацией)33.

    Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни каждого гражданина, в связи с чем задачей государства является преодоление правового нигилизма.

    В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры учащихся, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства.

    Еще одним направлением антикоррупционного образования является информирование учащихся о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, экономического феномена, политического феномена, элемента культуры данного общества, нравственной болезни общества.

    Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.

    Формирование осознанного восприятия/отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняет власть и общество от коррупции.

    В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить. Поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России - воспитывать в подрастающем поколении нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать в обществе устойчивую отрицательную оценку коррупции.

    Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что для обеспечения правильного правосознания, отсутствии деформаций принимаемые государством нормативные правовые акты не должны противоречить друг другу и отвечать потребностям всех социальных групп населения, нормы права не должны подвергаться неоднозначному толкованию со стороны граждан, юридических лиц, органов государственной власти.

    Кроме того, государством должна проводиться культурная политика, создаваться различные общественные организации и должен осуществляться постоянный контроль за деятельностью государственных органов власти в целях недопущения неверия граждан к правоохранительной деятельности.
    1   2   3


    написать администратору сайта