вишнёвый сад. вишневый сад. Основная тема произведения
Скачать 15.36 Kb.
|
Тема В пьесе “Вишневый сад” анализ произведения невозможен без определения темы. Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох, не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти свое место в изменившемся мире. Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петр. Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить – это одна из основных мыслей произведения. Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Эта инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишневый сад, хотя пережила в нем немало бед, но все равно возвращается туда. Эта женщина не умеет любить. Иначе, как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают изнутри? Окружающие ее люди, которые сделали ей немало добра – для нее никто. Конфликт отцов и детей также проходят красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребенок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери. Сам же вишневый сад – это символ России. Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петр мечтают о новом саде, старый погибающий сад им не к чему. Гаев равнодушен и к отчему дому, и к саду. Его интересует прибыль, как и Лопахина. Таким образом, автор очевидно говорит читателю о том, что старая Россия умрет вместе со старым поколение и выражает надежду на то, что новое поколение построит новую Россию, с новым укладом. Параллель между садом и всей России придает очевидный смысл названию произведения. Вишни расцветают в мае: они , благоуханны и прекрасны ровно отпущенную им неделю, а затем опадают. Так прекрасно и скоропостижно опало дворянство, погрязшее в долгах и нескончаемых полемиках. Композиция Условно композиция пьесы состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда хозяйки имения Раневской с дочерью из Парижа. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга. Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания. В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме. Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства. Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишневого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение. Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются. Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал. и пока они веселятся, проходят торги, и их усадьба уходит с молотка. Ее приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин. Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать свое состояние. После ее отъезда все герои расходятся, кто куда. В доме остается лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме. Главные герои О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Вишневого сада». Жанр Определить жанр “Вишневого сада” непросто. Сам Чехов считал свое произведение комедией, но с его мнением категорически были не согласны литературоведы и театральные критики, которые относили пьесу к жанру трагикомедии или драмы. Возможно, именно это жанровое своеобразие обеспечило произведению успех. К тому же пьеса изобилует элементами нового направления, так называемого, “театра абсурда”. Реплики героев очень часто не имеют никакого смысла и логической связи. Они обращены в никуда, словно люди разговаривают сами с собой. Эта антидрама изобилует разрушенными диалогами и несостоятельностью коммуникации. Отчуждение личности от общества, глобальное одиночества каждого человека в мире – вот суть экзистенциальной проблемы, которая также присуща театру абсурда. |