Главная страница
Навигация по странице:

  • «Авилум»

  • Обязательственное право

  • Договор купли-продажи.

  • Договор займа.

  • Договор аренды земельных участков.

  • Договор личного найма.

  • Регулирование имущественных отношений.

  • Основные черты законов Хаммурапи. Основные черты законов Хаммурапи


    Скачать 18.42 Kb.
    НазваниеОсновные черты законов Хаммурапи
    Дата09.05.2023
    Размер18.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновные черты законов Хаммурапи.docx
    ТипЗакон
    #1117171

    Основные черты законов Хаммурапи:

    1. Сохранение пережитков древних обычаев.

    2. Казуистичность.

    3. Примитивность правовой техники.

    4. Отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением.

    5. Отсутствие деления на отрасли права.

    6. Тесная связь права и религиозно-морального ритуала.

    7. Формализм и символизм правовых норм.

    8. Наличие объективного вменения, то есть возложение ответственности на невиновного. Например, если обрушился дом и погиб сын хозяина, то надлежало убить сына строителя.

    9. Жестокость наказаний и принцип «талиона»

    Правовое положение основных групп населения по законам Хаммурапи

    Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы по своим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу. Такое различие или подразумевалось в праве или закреплялось по какому-либо поводу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения. Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:

    1. «Авилум» (в переводе – «человек» или «сын человека»).

    2. «Мушкенум» (в переводе – «покорный»).

    «Авилум» – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме.

    Среди авилумов с ростом имущественной дифференциации выделяются два социальных полюса:

    1. Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.

    2. Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.

    «Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом. Например, авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума, например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью.

    Юридически несвободные люди вардум(раб) и амтум (рабыня).

    Их было не много. Раб обладал частичной правоспособностью, получал поденное жалование. Существовал пекулий. Рабы дворца и мушкенумов могли вступать в брак со свободными женщинами, их дети - свободные. Рабы могли создавать свой дом и приобретать движимое имущество: 1/2 после смерти раба - жене, а 1/2 - господину раба. Раб – вещь, имущество. Особое положение – у рабыни. Ее предназначение – конкубинат. Если рабовладелец признавал своих детей от рабыни законными, они = законнорожденным. Если – нет, то после смерти господина они получали только свободу.

    Источники рабства в Вавилоне:

    • рождение;

    • плен;

    • купля;

    • долговая кабала.

    Обязательственное право

    В законах Хаммурапи выделялось два вида обязательств:

    1. Вытекающие из деликта, то есть причинение вреда.

    2. Вытекающие из договора.

    Субъектом обязательств и сделок могли быть только полноправные хозяева.

    Виды договоров:

    1. Договор купли-продажи. Договор оформлялся в письменном виде, где указывался объект купли-продажи, цена и обещание не оспаривать сделку.

    2. Договор займа. Договор порождал обязанность для должника вернуть долг в срок и уплатить проценты (до 35% годовых). Государство стимулировало ростовщичество торговцев. Так, ссуда, взятая у торговца, возвращалась в двойном размере. Несостоятельный должник отдавал в долговую кабалу (по сути, в рабство) членов своей семьи.

    Хаммурапи, в связи с закабалением значительной степени свободных людей, ввел следующие ограничения:

    · долговая кабала ограничивалась тремя годами;

    · для договора займа устанавливался предельный процент (серебро – 20%, хлеб – 33,5% годовых).

    · Устанавливалась возможность неуплаты долгов в случае войны или стихийных бедствий, уничтоживших урожай.

    3. Договор аренды земельных участков. Арендатор земли обычно выплачивал 1/3 урожая с поля и 2/3 урожая с сада. Срок аренды – от одного года до пяти лет.

    4. Договор личного найма. Нанимались работники, имеющие силу, навыки. Устанавливалась фиксированная плата и наказание за некачественное выполнение договора. Некачественная работа каралась высокими штрафами, а не уплатившего разрывали с помощью скота.

    Регулирование имущественных отношений.

     

    Виды собственности:

    • Царская. Важнейшим субъектом права собственности на землю были царь.

    • Храмовая. Царские и храмовые земли объединялись в единую систему государственных земель. Из этого фонда участками наделялись должностные лица и воины. Эти земли являлись владением целевого назначения, и царь мог в любой момент их отнять.

    • Общинная

    • Частная

    Способы приобретения права собственности:

    • Покупка

    • Аренда

    • Наследование

    • Награда за службу

    • Судебное решение

    Собственностью считались рабы, земля, различные вещи.


    написать администратору сайта