Лекция №8.Основные этапы развития педагогики. Становление россий. Основные этапы развития педагогики. Становление российской педагогики
Скачать 27.52 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ № 8 Тема: «Основные этапы развития педагогики. Становление российской педагогики» 1. Учебные цели лекции: Доказать, что педагогика – это одна из древнейших наук. Ознакомить студентов с историей развития мировой педагогической мысли. Показать основные этапы развития российской педагогики. Дать представление о понятии «гуманизм», раскрыть суть понятия «Гуманистическая педагогика». Ознакомить студентов с основными признаками гуманистической педагогики. 2. План лекции: 1. Педагогика – древняя наука. 2. История развития педагогики. 3. Этапы становления отечественной педагогики. 4. Гуманизм как руководящий принцип современной педагогики. 3. Технические средства обучения: видеоаппаратура, ноутбук, презентация. 4. Методы активизации студентов во время изложения лекционного материала Вопросы для актуализации опорных знаний: Как Вы думаете, когда появилась педагогика? Кого из педагогов прошлого Вы знаете? Назовите имена отечественных педагогов. Что такое гуманизм? Что значит «гуманизация образования»? 5. Содержание лекционного материала 1. Педагогика – древняя наука. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. 2. История развития педагогики. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35 – 96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах. Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами. В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160 – 222), Августин (354 – 430), Аквинат (1225 – 1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла. Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я – человек, и ничто человеческие мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466 – 1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446), французы Франсуа Рабле (1494 – 1553) и Мишель Монтень (1533 – 1592). Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., – одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например, классно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога? В отличие от Я. А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632 – 1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713 – 1784), К. Гельвеций (1715 – 1771), П. Гольбах (1723 – 1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). «Вещей! Вещей! – восклицал он. – Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов». Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 – 1827). «О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся. Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) – крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений) известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся. «Ничего не постоянно, кроме перемены», – учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего – изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи (1859 – 1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874 – 1949), прославившийся исследованиями процесса обучения и созданием хотя бы и прагматически приземленных, но весьма действенных технологий. 3. Этапы становления отечественной педагогики. Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811 – 1848), А. И. Герцена (1812 – 1870), Н. Г. Чернышевского (1828 – 1889), Н. А. Добролюбова (1836 – 1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л. Н. Толстого (1828 – 1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810 – 1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания. Мировую славу русской педагогике принес К. Д. Ушинский (1824 – 1871). Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С. Т. Шацкий (1878 – 1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П. П. Блонский (1884 – 1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А. П. Пинкевич (1884 – 1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы. Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н. К. Крупской (1869 – 1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А. С.Макаренко (1888 – 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы. 4. Гуманизм как руководящий принцип современной педагогики. Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит. Но чтобы каждый человек получил посильное развитие, каждый достиг максимально возможного уровня, нашел занятие по душе и свое место в жизни, стал человеком, достойно прожил свою жизнь – зависит от школы. Всех детей нужно любить, уважать и создать максимальные условия для развития каждого. Гуманистическая педагогика требует ставить его в центр школьных отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие. В этом и состоит изменение ориентации и, как следствие, самой системы, хотя последняя содержит все те же компоненты. Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений. Гуманистическую педагогику можно назвать инновационной в полном смысле этого слова: она не требует внешних инъекций для ПС, эффект повышенного учебно-воспитательного влияния достигается за счет внутренней перестройки системы. В чем же главная сущность этой педагогики, почему она неоднозначно трактуется исследователями, а ее установки с трудом прививаются на почве авторитарных и тоталитарных школьных систем? Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманизм – совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентации и установок гуманизм получает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемыми, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности». Практика гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной деятельности. Среди них: 1. Дифференциация учебно-воспитательной деятельности. 2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения. 3. Создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника. 4. Комфортность учебно-воспитательной деятельности. 5. Психологическая безопасность, защита учащихся. 6. Вера в учащегося, его силы и возможности. 7. Принятие учащегося таким, каким он есть. 8. Обеспечение успешности обучения и воспитания. 9. Изменение целевой установки школы. 10. Обоснованность уровня развития каждого ученика. 11. Исключение заочного обучения (экстерната), как такого, что не обеспечивает «духовных встреч с учителями». 12. Переориентация внутренних личностных установок учителя. 13. Усиление гуманитарного образования. Гуманистическую педагогику трудно оценивать статистически. Однако установлено, что аутентичность, эмпатия и безусловное одобрение положительно коррелируют с развитием обучаемых и отрицательно с такими проблемами, как дисциплина и негативное отношение к школе. 6. Тема следующей лекции и материал для самоподготовки: «Личность как предмет воспитания. Понятие «человек культуры»». 1. Личность как предмет воспитания. 2. Наследственность и развитие личности. 3. Влияние среды на развитие личности. 4. Деятельность как фактор развития. 7.Литература: - основная: 1. Крысько В. Г. Педагогика и психология: учебник / В. Г. Крысько. – М.: Юрайт. – 2014. – 471 с. 2. Кудрявая Н. В. Педагогика в медицине: учебное пособие / Н. В. Кудрявая, Е. М. Уколова, Н. Б. Смирнова, Е. А. Волошина, К. В. Зорин. – Москва: Издательский центр «Академия». – 2012. – 320 с. - дополнительная: 1. Подласый И. П. Педагогика. В 2-х книгах / И. П. Подласый. – М. – 1999. – Кн. 1 – 576 с., Кн. 2 – 256 с. |