Реферат на Тему Как появилось стихотворение Пьер. Реферат. Основные философские концепции информации
Скачать 22.75 Kb.
|
(Выполнила студентка 3 курса группы ПД-20-1 Клишина Алёна) Реферат на тему «Основные философские концепции информации» ВВЕДЕНИЕ Концепция — это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собой. В Толковом словаре В. И. Даля нет слова «информация». Сам термин начал широко употребляться с середины двадцатого века. В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике. Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости, неполноты знаний. Иными словами, информация – это сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. С позиции человека, из получаемой им информации формируются его знания об окружающем мире и о себе самом. В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина, так как смысл зависит от контекста, в котором это понятие употребляется. С точки зрения различных областей знания данное определение описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Существует три основные философские концепции информации: 1. Атрибутивная концепция. Информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Информация — атрибут всех материальных объектов. С такой точки зрения, информация проявляется в воздействии одних объектов на другие, в изменениях, к которым эти воздействия приводят. Появление атрибутивной концепции связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В.М. Глушковым. Он писал, что "информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы". 2. Функциональная концепция. Согласно этой концепции, информация появилась лишь с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Самоорганизующаяся система - это система управления, способная постоянно поддерживать свою качественную определенность, осуществлять целенаправленное (программное) функционирование и саморазвитие, самосовершенствование (в плане видоизменения своих программ и способов функционирования). Т. Г. Лешкевич отмечает, что «в данном контексте информация интерпретируется как особенность живых, самоуправляемых систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления». 3. Антропоцентрическая концепция. Согласно этой концепции, информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информационная деятельность присуща только человеку и происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности. Представители антропоцентрической концепции считают, что информацию нельзя рассматривать вне человека и вне общества; она рассматривается как смысл сигнала, полученного системой из внешнего мира. Также выделяют: Концепцию инфонигилизма. Ее представители отрицают существование информации как сущности, это скорее призрак, которого никто никогда не видел, ведь ее невозможно измерить или зафиксировать с помощью аппаратуры. Информацию невозможно идентифицировать, поэтому ее рассматривают как пустоту. М. Сетров утверждал: «Никто не видел информацию ни как свойство, ни как субстанцию, только потому, что ее не существует» (некоторые настаивают на том, что информация как бы есть, но не в физическом мире. Таким образом, можно объяснить природу большинства сверхъестественных явлений, которые не признаны наукой. Также есть мнение, что информация существует, но она не имеет формы). Материалистическую теорию. Она гласит, что информация имеет материальную природу и существует в объективной действительности. Правда, в этом подходе тоже не все мыслят одинаково, что и удалось пронаблюдать при разграничении атрибутивной и функциональной концепций. Панинформистскую теорию. Ее представители уверяют, что в процессе мироздания информация являлась первичным элементом, а материя – вторичным. И. Юзвишин, президент Международной Академии Информатизации, доказывал, что информация – это основа мира и является основным элементом Вселенной, который способен создавать формы жизни. Автор уверяет, что весь мир, все живое и сущее, состоит из информации, и благодаря ей элементы могут регенерировать создание питания, топлива и т. д. Он свято верит, что, усваивая больше и больше информации, ее можно будет себе подчинить, и тогда человечество получит способность создавать информационные машины, отправляющие в прошлое или будущее и преодолевать пространство с любой скоростью. Субъективную реальность. Согласно этой концепции, ученые допускают, что информация – это достояние исключительно субъективного сознания. За его границами информации априори не существует. То есть это то, что доступно исключительно субъектам. Представители этой теории считают, что информация, которая уходит в глубины сознания, и есть память. А ее основная функция - хранить полученные данные и возвращать их в область сознания при необходимости. Та информация, которая была переосмыслена субъектом, упорядоченная и сохраненная, называется знанием, которое тоже является исключительно субъективной реальностью. Если информацию представить в знаковой форме и поместить на какой-то носитель, тогда она станет объективированной и присоединится к материальному миру. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог, можно сказать о существовании мнения, что атрибутивная концепция является наиболее верной, так как она рассматривает все материальные объекты, в то время как функциональная и антропоцентрическая свойственны только живой природе и человеку соответственно. Но делая выбор между различными точками зрения, надо помнить, что всякая научная теория – лишь модель бесконечно сложного мира, поэтому она не может отражать его точно и в полной мере. Например, можно сказать, что употребление понятия информации в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас естественно воспринимать информацию как сообщения, которыми обмениваются люди (СМИ предназначены для распространения новостей среди населения). |