Главная страница
Навигация по странице:

  • Происхождение права Сущность и явление права Достоинства и недостатки

  • Концепции правопонимания ТГП. Концепции правопонимания. Концепции правопонимания в исторической последовательности Представители концепции


    Скачать 27.79 Kb.
    НазваниеКонцепции правопонимания в исторической последовательности Представители концепции
    АнкорКонцепции правопонимания ТГП
    Дата09.05.2023
    Размер27.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонцепции правопонимания.docx
    ТипДокументы
    #1116938

    Концепции правопонимания в исторической последовательности

    Представители концепции

    Происхождение права

    Сущность и явление права

    Достоинства и недостатки

    1. Естественно-правовая концепция

    Представители идеи - Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан
    Представители доктрины - Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

    Идея возникла в Древней Греции и Древнем Риме.

    Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII–XVIII вв.

    Право – совокупность естественных прав человека.
    Концепция исходит из существования двух систем права – естественного и позитивного.

    Позитивное (положительное) – официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях).

    Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное право, основывающееся на естественных законах.

     Достоинства:

    1. Сторонниками естественно правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями как справедливость свобода равенство и т.п.

    2. Провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

    3. Посредством данной прогрессивной доктрины совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй.

    4. Формируется положительный образ права.
    Недостатки:

    1. Данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представления о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно.

    2. Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

    1. Историческая школа права

    Густав Гуго, Савиньи, Пухта и др.

    Сложилась в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со слабой, лишенной боевого духа буржуазией. Эта школа явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей поражение Великой французской революции.

    Право – совокупность правовых обычаев.
    Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

    Мнение о том, что решающая роль в образовании права принадлежит регулированию сверху, объявлялось «юридическим суеверием». Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. Соответственно закон – не только не единственный, но и не основной в ряду источников права. На первое место сторонники исторической школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни. При этом всякий институт, например рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправдан, поскольку он существует.
    Историческая школа права оказала известное воздействие на последующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории.

    Достоинства

    1. Впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе.

    2. Справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению.

    3. Верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.


    Недостатки

    1. Данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма, уже отживающего строя.

    2. Ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочиванием рыночных отношений.

    1. Нормативистская школа права

    Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.

    Сформирована в XX веке. Берет начало в XIX в. как либеральная нормативная теория.

    Право – пирамида не зависящих от сущего норм.

    Противопоставляли право как «мир должного» «миру сущего», т.е. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители данной теории рассматривали их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т.д. Они исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды.

    Возражая против теории естественного права, Кельзен утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует, обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. Однако, казалось бы, вопреки этому само государство он выводит из права, понимая под государством не учреждение властвования, а организацию и воплощение правопорядка. Поскольку право, по его мнению, также есть порядок должного поведения, фактически он приходит к отождествлению государства и права.
    Суть своих взглядов Кельзен выразил в сформулированном им «каучуковом» определении права, согласно которому оно есть «совокупность норм абстрактного долженствования».

    Достоинства:

    1. Верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы.

    2. Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов.

    3. Признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.


    Недостатки:

    1. Представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами.

    2. Признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

    1. Материалистическая теория права

    К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др.

    XIX – XX вв.

    Право - возведенная в закон воля господствующего класса.


    1. Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление.

    2. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть

    3. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы устанавливаемые и охраняемые государством.

    Достоинства:

    1. В связи с тем что представители данной теории понимали право как закон (то есть как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного.

    2. Показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него

    3. Обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.


    Недостатки:

    1. Преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества

    2. Излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право

    1. Психологическая теория

    Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др.

    XX в.

    Право – правовые эмоции личности.


    1. Психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство.

    2. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма)

    3. Все правовые переживания делятся на 2 вида права -позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т. д.

    Достоинства:

    1. Обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда -нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида

    2. Акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества


    Недостатки

    1. Представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права

    2. В связи с тем что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного




    1. Социологическая теория

    Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд.

    XX в.

    Право – реализация законов, юридические действия.


    1. Разделяют право и закон, хотя делают это не так как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего

    2. Под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда - другое название данной доктрины - теория «живого» права.

    3. Формулирует такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества

    Достоинства:


    1. Она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение

    2. Фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права

    3. Хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.


    Недостатки:


    1. Если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной

    2. В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.


    написать администратору сайта