Тема%201.5%20Основные%20философские%20концепции%20современности.. Основные философские концепции
Скачать 40.93 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический нсп колледж» ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИСОВРЕМЕННОСТИ Цель: закрепление знаний об основных философских концепциях современности, формирование умений применять их. Основными философскими концепциями современности являются: прагматизм, позитивизм, экзистенциализм, неотомизм философия бессознательного. На становление и содержание философии Нового времени оказало влияние развитие политических систем, науки, религии и церкви, искусств и техники ХХ века. Взаимопереплетение культурных традиций, взаимообогащение духовного опыта народов как новая историческая ситуация ХХ века, ее проблемы и противоречия также наложили свой отпечаток на развитие философии данного исторического периода. Поскольку философия Нового времени сложилась после немецкой классической философии — ее называют неклассической философией. Каждое из философских направлений требует отдельного рассмотрения. ПрагматизмФилософы: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. Прагматики представляли философию как практическую науку, которая призвана рассматривать утилитарные проблемы человеческого бытия. По словам У. Джеймса (1842—1910), истинными являются лишь те положения, которые наиболее приспособлены к практической деятельности человека и человечества. По мнению Д. Дьюи (1859—1952), любая истина носит условный, договорный (конвенциальный) характер и определяется как полезность и 2 живучесть идеи. Таким образом, в определенном смысле, прагматизм выработал в гносеологии иммунитет против догматизма и фундаментализма. В рамках прагматизма философами отвергаются абстракции, спорные положения и неизменные принципы. По мнению ученых, философия должна быть нацелена на удовлетворение потребностей и интересов реального человека. Различные виды деятельности должны рассматриваться в зеркале адаптации (приспособления) индивида к сложившимся условиям жизни. Любые проблемы в рамках теории прагматизма должны решаться с позиций утилитаризма: допустимо все то, что приносит пользу человеку. Утилитарный подход философов прагматиков распространяется в том числе и на науку, понятия и категории, которые отождествляются с инструментами действия, используемыми в зависимости от ситуации. Прагматизм наряду с решением проблем познания и действия (практики) интересуется так же изучением поведения человека. В рамках данного направления универсальным средством изменения мира и социума является изменение привычек. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизмВ рамках философии позитивизма ученые стремились обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию. Позитивизм сформировался в 30—40-е годы XIX в. Основателями данного философского направления считаются О. Конт и Г. Спенсер. О. Конт (1798—1857) предложил признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на саму себя, свершившимся фактом. В ходе дальнейшего развития позитивизма мировоззренческая сторона научной деятельности постепенно «выводится за скобки». Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и з познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе и социально-гуманитарные. Эти идеи позитивистской философии вполне объяснимы бурным развитием естественнонаучного знания, господствующего в течение XIX—XX веков, а также необоснованностью претензий классической философии стать фундаментом наук, систематизируя и методологически выверяя их содержание. Так называемый второй позитивизм, или эмпириокритицизм нашел свое основное выражение в работах Э. Маха и Р. Авенариуса. Философы претендовали на создание абсолютно новой философии, основанной на «естественном понятии о мире» и устраняющей такие «мнимые» проблемы, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта. Внешнее и внутреннее (среда и Я) представляются здесь как неразрывно связанные, находящиеся в «принципиальной координации». Они составлены из однородных элементов мира (ощущений), которые в одной связи выступают как физические, в другой — как психические. Так же и содержание опыта описывается как нейтральное — ни материальное, ни идеальное, —и представляет в конечном итоге поток ощущений. Эмпириокритицизм объявляет себя философией естествознания ХХ века. Дальнейшее развитие позитивизма связано с формированием нескольких направлений: — неопозитивизм, системно представленный в работах Б. Рассела и Дж. Мура; аналитическая философия, основателем которой считается Л. Витгенштейн; — постпозитивизм, содержание которого раскрывается в трудах Т. Куна, К. Поппера, И. Лакатоса и др. 4 Главной задачей философии неопозитивизма считается целесообразность осуществления анализа логических и математических конструкций, лежащих в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются фундаментальные принципы, на основе которых, по мнению неопозитивистов, и развивается наука: принцип верификации (необходимость сравнения положений науки с данными простого опыта); принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических положений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции) ученых, выбор подобных положений определяется их ясностью, полезностью, простотой и т.д.); З) принцип физикализма (все предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют общий базис — физику). В рамках аналитической философии учеными во главу угла ставится задача изучения языка (стихии языка). Центральными становятся проблемы понимания, смысла и коммуникации. Поскольку философия не дает нового знания, то её задача состоит в осуществлении анализа языковых и логических выражений, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. Начиная с работ Д. Мура, неопозитивизм сближается с аналитической философией и переходит от анализа математических и логических структур к исследованию функционирования обыденного языка. ЭкзистенциализмОдним из самых авторитетных и ярких явлений современной философии является экзистенциализм. Свое идейное начало экзистенциализм берет в философии С. Кьеркегора: именно он сформулировал антитезу экзистенции (истинное бытие — существование человека) и системы. Непосредственно философским течением экзистенциализм стал только после окончания Первой мировой войны, потрясшей до основания весь социально-экономический уклад европейского общества и заставившей по-новому взглянуть на проблему человека. В 40-60-е гг. экзистенциализм становится одним из основных философских направлений ХХ века (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, Н. А. Бердяев и др.). Наиболее значимые разновидности экзистенциализма: — религиозный, или христианский экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер и Л. И. Шестов); — атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер). Сущность отличия данных разновидностей экзистенциализма заключается в своеобразном понимании природы «иного», от чего необходимо зависит человек. Так, религиозные экзистенциалисты природу этого «иного» определяют через «трансценденцию» (доопытную сущность), открывающуюся лишь в акте веры. Их Бог не некое человеческое подобие, а философский синоним категории бытия, понимаемого как основа мира. Бог выше всяких разделений, категорий и абстракций. Экзистенциализм в его нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой. В концентрированном виде эта концепция представлена в философии Ж.-П. Сартра, по мнению которого, нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал, т.е. нет никакого творца человека, кроме самого человека, он сам создает свою сущность и является существом, «устремленным в будущее». Согласно экзистенциализму, основная задача философии не научная проблематика, а различные аспекты человеческого существования (бытия). В отличие от научного мышления, базирующегося на теоретических принципах, экзистенциальное связано с духовным миром человека, его интимными переживаниями и бессознательным отношением к миру. Экзистенционально мыслящий индивид не может относиться к прошлому, настоящему и будущему объективно, все его мышление пронизано человеческой субъективностью. Личность живет, прежде всего, эмоциями, понимая иррациональность бытия. Если в МХ веке отцами экзистенциальной мысли называли С. Кьеркегора (Дания), Ф. Ницше (Германия), Ф. М. Достоевского (Россия), то применительно к современному экзистенциализму к ним следует причислить немецкого философа М. Хайдеггера (1889—1976). Главным для него являлся вопрос о смысле человеческого бытия. М. Хайдеггер считал, что смысл существованию придает именно «временность», присущая только человеку. Структура экзистенции, по мнению М. Хайдеггера, связана с модусами (положениями) человеческого существования: совестью, ответственностью, страхом, одиночеством и раскаянием. Экзистенциальная философия оправдано исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции как сущности, которая едина с существованием. И философы, и писателиэкзистенциалисты остро и ярко осмысливали ситуации на грани жизни и смерти. НеотомизмНеотомизм представляет собой религиозно-философское направление современной философии. По своей сущности неотомизм есть возрождение и приспособление к современным условиям философского учения Фомы Аквинского (XIII век). Центральным тезисом его учения являлось описание «гармонии веры и разума». Становление неотомистской философии приходится на первую четверть XIX века. Сами неотомисты называли собственную философию «реализмом» или «католическим рационализмом». Наиболее яркие представители: Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), КО. Бохеньский, К. Ранер (Германия), А. Г. Веттер (Австрия) и др. Главное назначение неотомизма необходимость подвести философский фундамент под догматы католицизма, теоретической основой которого является учение Фомы Аквинского. Философия бессознательногоФилософию бессознательного создал немецкий философ XIX в. Э. Гартман (1842—1906). До него в философии господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание является единственной формой духовной жизни. В 1910 г. в Бостоне состоялось I Международное совещание, посвященное проблемам бессознательного. Уже к этому времени ученые поняли, что бессознательное является фактором, который необходимо принимать во внимание при анализе самых различных психологических и психиатрических проблем: поведения, клинических случаев, природы эмоций, творчества и взаимоотношений между людьми. Но в этом случае бессознательное только лишь указывалось учеными в качестве объясняющего фактора многих психических явлений, но подходов к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей действия они предложить не могли. Ситуация коренным образом изменилась только после появления трудов З. Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного. В современном научном понимании проблемы бессознательного можно выделить два основных направления: 1) теорию психоанализа, основоположником которой стал З. Фрейд (1856-1939);2) теорию психологической установки Д.Н. Узнадзе (1886—1950). Эти подходы различаются взглядами на взаимодействие бессознательного с сознанием и психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставляет сознательное бессознательному и рассматривает их как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в своей основе идею целостной психики, опираясь на представление о единстве человеческой личности. |