Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ на тему: «Основные идеи и имена философии эпохи Возрождения»

  • 1.Особенности философии эпохи Возрождения

  • Неоплатонизм

  • Натурфилософия


  • Список литературы

  • Возрождение. Реферат Возрождения. Основные идеи и имена философии эпохи Возрождения


    Скачать 359.6 Kb.
    НазваниеОсновные идеи и имена философии эпохи Возрождения
    АнкорВозрождение
    Дата20.01.2022
    Размер359.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Возрождения.docx
    ТипРеферат
    #337550

    Адыгейский государственный университет

    Инженерно-физический факультет

    Информатика и вычислительная техника
    РЕФЕРАТ

    на тему: «Основные идеи и имена философии эпохи Возрождения»




    Выполнил: ст.1 курса

    гр. 1ИВТ1

    Кахая Георгий
    Майкоп - 2020

    Содержание
    Введение ………………………………………………………………… 3

    1.Особенности философии эпохи Возрождения ……………………... 4

    2. Направления философии эпохи Возрождения и их основные идеи .. 5

    3. Философы и мыслители эпохи Возрождения ……………………….. 9


    Заключение ………………………………………………………………. 12

    Список литературы ……………………………………………………… 14

    Введение

    С 14 по 17 век в Европе возникали и развивались новые философские направления. Постепенно они объединились в отдельное течение – философию эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.

    Основные идеи Ренессанса были взяты из античности: отрицали авторитет Церкви и рассматривали человека как отдельную личность, наделенную безграничными возможностями. Философия эпохи Возрождения – уникальный исторический этап, ознаменовавшийся достижениями во всех областях культуры.

    Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.
    1.Особенности философии эпохи Возрождения

    Философия Возрождения была пронизана отказом от авторитетов, свойственного схоластике1, обращение к опытным данным, высоким доверием к человеку и его собственному разуму, отрицанием всяческих фантазий (схоласты писали даже о природе чертей) и заменой их свидетельствами естествознания, представлением о единой природе и идеей о посюсторонности человеческой культуры. Если для средневековых схоластов все уже было сказано в Священном писании, то мыслители новой эпохи убежденно искали ответы в самой жизни на те "истины", которые казались несомненным и вечными. Они считали, что изучать природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом. Для них Вселенная существует вечно, а не сотворена, как утверждали средневековые теологи; она является храмом извечного божества, перводвигателем всего сущего, создателем изначального разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела, животных и растений.

    С точки зрения философии Возрождения истинно не то, что считалось истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия.

    Специфика нового философского направления – отказ от раболепного поклонения Богу, как высшему Творцу, и возврат к идеалам Древнего Рима. Он характеризовался гуманизмом – течением, исповедующим принципы личностной свободы, индивидуализма и равенства. Человек – новый предмет изучения в 14 веке, и он же – основной источник знаний.

    Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

    - Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;

    - Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;

    - Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

    - Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.

    2. Направления философии эпохи Возрождения и их основные идеи


    Эпоху Возрождения разделяют на 3 периода. Каждый из этих периодов философии имеет своих знаменитых последователей.

    Основными направления философии эпохи Возрождения являлись:

    • - Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

    • - Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

    • - Натурфилософское (XVI-нач. XVIIвв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

    Гуманизм. Особенно большое значение гуманисты придавали человеческому разуму, его безграничным возможностям, они воспевали творческие дерзания разума, который в то же время способен подчинить своему контролю все чувственные побуждения, все добрые начала человеческой натуры. Поэтому гуманисты требовали наряду с политической свободой избавления от засилья Церкви и её притязаний на политическое господство, умственной свободы, которая представляла бы возможность человеку беспрепятственно развивать свои способности и творческие силы, создавать новую светскую культуру, способную противопоставить себя церковной культуры средневековья. Гуманисты были убеждены в могуществе человеческого знания, отсюда их жадность к всемерному накоплению знаний, которая являлась одной из характерных их черт. Они стремятся возродить античную культуру, вернуться к истокам античной мудрости, изучают Платона, Аристотеля и других античных мыслителей, много внимание уделяют античному искусству, истории, литературе, естествознанию. Гуманисты породили новое жизнеутверждающее мировоззрение. Стремление к высшему культурному и нравственному развитию многообразных человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, т.е. с тем, что еще во времена Цицерона называлось гуманизмом, было целью мыслителей эпохи Ренессанса.

    По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями.

    У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 - 1321гг.). "Последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени", Данте был выдающимся мыслителем, заложившим в своих произведениях (прежде всего в бессмертной "Божественной комедии", а также в философских трактах "Пир" и "Монархия") основы нового гуманистического учения о человеке.

    Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV - XVвв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, "первого гуманиста" Франческо Петрарки (1304-1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов "на жизнь" и "на смерть", "Мадонны Лауры", канцон, мадригалов, эпической поэмы "Африка". Однако свои гуманистические идеи Петрарка развивал не только в гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских прозаических сочинениях - трактах, многочисленных письмах, в том числе в его основном эпистолярии "Книге о делах повседневных".

    Петрарка выступал против схоластического способа философствования. Свое неприятие схоластической учености он демонстрировал в тракте "О невежестве собственном и многих других". Петрарка говорил о своем невежестве (мнимом), подчеркивая абсолютную бесполезность схоластики в современном ему мире. В этом же тракте он призывал к переосмыслению античного наследия. В философии он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных. Объектом философии, считал Петрарка, должен быть только человек, а ее методом - опыт, прежде всего внутренний опыт личности, то есть её самопознание и самоанализ, но также и опыт, возникающий в результате соприкосновения человека с природой, обществом и историей.

    Неоплатонизм. Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учений Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого рассвета достиг в XVв.

    Для теоретиков неоплатонизма характерно:

    - Противопоставление сложившейся схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

    - Представление новой картины мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

    - Не отрицание божественной природы человека, но в то же время они рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

    - Призыв к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

    Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико дела Мирандола. философия возрождение неоплатонизм

    Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея.

    Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Ему принадлежит ряд значительных философских сочинений ("Речь о достоинстве человека", "О сущем и едмном"), известны также его многочисленные письма.

    Натурфилософия. Высшим результатом философской эволюции эпохи Возрождения явилась натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям. Натурфилософия уступает философии нового времени, которая возникает вне завершившей своё развитие философии Возрождения - будучи связана с зарождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой механистической (механической) картины мира.

    Представители натурфилософии:

    - Обосновывали материалистический взгляд на мир;

    - Стремились отделить философию от теологии;

    - Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

    - Выдвигали новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной;

    - Считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму.

    Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.

    3. Философы и мыслители эпохи Возрождения


    Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:

    1. Никколо Макиавелли. Он стал первым философом, критиковавшим и отвергшим идею теократии – непосредственного влияния Церкви на правящую монархию. Согласно идеям Макиавелли, государство должно базироваться на светском принципе управления. По его мнению, человек алчен по своей сути и стремится к эгоистичному удовлетворению своих желаний. Только государство, построенное на ненасильственных методах управления, отсутствие коррупции и развитая юриспруденция позволят управлять человеческой сущностью и совершенствовать ее.

    2. Данте Алигьери. Поэт, автор «Божественной комедии». В своем творчестве он описывает модель мира, похожую на средневековую. Согласно ей, центром мироздания является Земля, а единственным творцом – Бог. Но основным предназначением человека было не служение божьей воле, а достижение совершенства в рамках своей земной жизни. Данте верил в величие человека и его безграничные возможности.

    3. Франческо Петрарка. Его называют «первым гуманистом». Петрарка прославился как лирический писатель, автор сонетов, пьес и мадригалов. Также он писал философские трактаты, в которых пропагандировал гуманистические ценности. Отказавшись от учебы в престижном схоластическом университете, Петрарка предпочел самообразование и стал одним из самых почитаемых мыслителей своего времени.

    4. Николай Кузанский. Согласно его учению, Бог – недостижимое для человека начало. Человек способен постигать тайны природы и узнавать истинную суть предметов и явлений. Разум – нить, связывающая человека и с Богом и с природой. Свои идеи Казанский изложил в сочинениях «Об ученом незнании» и «О предположениях».

    5. Эразм Роттердамский. Известен как автор учения «Философия Христа». Он утверждал, что любому человеку под силу следовать заповедям Иисуса и стать христианином в истинном понимании этого слова. Он порицал феодальный строй, самодовольство и войны. В своем сочинении «О свободе воли», он отстаивал право человека на самоопределение.

    6. Томас Мор. Издал сочинения «Утопия». В нем, Мор рассматривал общественное устройство, основанное на принципах общественной собственности. По его мнению, идеальное общество должно быть патриархальным, состоящим из городов-государств с общим центральным городом. Каждый город должен был иметь все возможные инструменты для самостоятельного поддержания экономики.

    7. Мишель Эйкем де Монтель. Исследовал вопросы человеческого бытия. Свои идеи Монтень изложил в сочинении «Опыты» – монументальной работе, затрагивающей многие аспекты общества. Монтень был одним из первых мыслителей, которые писали о педагогике и о браке. Его взгляды остаются актуальными, приемлемыми и в 21 веке.

    8. Джордано Бруно. Написал несколько философских трактатов, в которых утверждал о единстве и бесконечности Вселенной. Является автором гипотезы о неразрывности пространства, времени и материи. По мнению Бруно, конечная цель человеческого познания – созерцание божества. Оно доступно только энтузиастам – активным, целеустремленным людям, не приемлющим ханжества и аскетизма. Придерживался идей пантеизма и гелиоцентризма. За свои воззрения был осужден и казнен, как еретик.

    9. Томмазо Кампанелла. Первый, кто начал “восстановление наук“ в эпоху Возрождения, то есть преобразовал средневековую схоластику в новую универсальную науку, где познание основывается на ощущениях.

    10. Галилео Галилей. Ученый, опирающийся на принципы методологии. Изучал географию, физику, химию. В его представлении, философия и наука неразрывно связаны и должны развиваться параллельно. Написал несколько научных трудов, на которые опирались ученые 18-19 веков.

    11. Мартин Лютер. Свои религиозно-философские установки Мартин Лютер четко определил в своих реформаторских книгах, таких как «К христианскому дворянству немецкой нации...», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина» и т.д. Это стало маяком для людей во всем мире в течение четырех столетий. Лютер инициировал движение, которое впоследствии стало протестантизмом. Согласно последним данным, на земле насчитывается пятьдесят миллионов приверженцев взглядов Лютера. Большинство из них проживает в Германии, Северной Америке, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Индонезии.


    Заключение
    Возрождение, или Ренессанс, – один из важнейших периодов в истории развития европейской науки, культуры и мировоззрения, пришедших на смену Средневековью. Он оказал огромное влияние на развитие и становление человечества. Философия эпохи Возрождения отражает глубокий перелом во взглядах того времени на окружающий мир, религию и роль человека в мироздании.

    Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской мысли. Однако было бы неверно сводить роль философии Возрождения только к разрушению или изживанию схоластической традиции. Мыслителями 14-16 веков была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой.

    Эпоха Возрождения – период расцвета научной мысли. Зародилось восприятие человеческой жизни, как высшей ценности, отказ от средневекового аскетического мировоззрения, стремление к созданию равноправного общества. Достижения современной науки стали возможны благодаря открытиям, совершенным в этот период, а имена их авторов известны и почитаемы по сей день.

    Главные черты философии эпохи Возрождения – стремление познать мир через естественные науки, которые зародились в Древней Греции и были непочтительно забыты в темные средние века, внимание к человеку, к таким категориям, как свобода, равенство, к неповторимой ценности – человеческой жизни.

    Для философии Ренессанса присущи следующие особенности:

    • центр мироздания не Бог, а человек, который рассматривался отныне как часть природы, как наиболее совершенное ее творение;

    • идея свободы и всестороннего развития человека, как главная цель общественного прогресса;

    • освобождение от церковного влияния и одновременно формирование новых ценностей, согласно которым первое место отводится человеку и природе, а второе – религии и церкви;

    • формирование мировоззрения и деятельности человека, полагающегося на собственный разум, опыт, знания, умения, а не на божественное откровение;

    • миропонимание, предполагающее объектом человеческого познания практически и теоретически изменяемый мир, одновременно и природный и божественный;

    • особый интерес к проблемам общественной жизни, идеям социального равенства.


    Список литературы


    1. Беляев, Д.А. История философии: учебное пособие / Д.А. Беляев. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2017. – 67 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577355 (дата обращения: 04.03.2021). 

    2. Грядовой, Д.И. История философии: учебник / Д.И. Грядовой. – Москва: Юнити, 2015. – Кн. 2. Средние века. Возрождение. Новое время. – 454 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115304 (дата обращения: 04.03.2021). 

    3. История философии: учебное пособие для студентов бакалавриата / науч. ред. С.П. Липовой, А.В. Тихонов. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2011. – 110 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241100 (дата обращения: 04.03.2021). 

    4. Митина, Н.Г. Основы философии: учебное пособие / Н.Г. Митина. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 229 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494234 (дата обращения: 04.03.2021).

    5. Сабиров, В.Ш. Основы философии: учебник / В.Ш. Сабиров. – Москва: ФЛИНТА, 2018. – 344 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115126 (дата обращения: 04.03.2021).

    1 Схоластика в философии это религиозное направление, необходимое для объяснения церковных догматов, обоснования веры.



    написать администратору сайта