Главная страница

_БТЛ-б-о-21-1_Творческий проект. Основные концепции личности в социальногуманитарном знании


Скачать 36.92 Kb.
НазваниеОсновные концепции личности в социальногуманитарном знании
Дата11.05.2022
Размер36.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла_БТЛ-б-о-21-1_Творческий проект.docx
ТипДокументы
#521337

ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ



Азыгалиева Ясмина


Тема:Основные концепции личности в социально-гуманитарном знании

1. Каким образом культура и личность взаимосвязаны друг с другом? Проследите и проанализируйте влияние культуры на личность в процессе социализации и инкультурации.

2. Проанализируйте следующее высказывание: личность «… это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития». (См. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000, С. 835). Согласны ли Вы с точкой зрения автора? Охарактеризуйте различные уровни личности: биологический, психологический, социальный. Из каких элементов складывается социальный уровень, и каково значение потребностей и интересов в социальном поведении личности?

3. В чем заключается принципиальное отличие концепций личности Дж. Мида и Ч. Кули (теория «зеркального Я») и социально-биологической школы З. Фрейда? Какая концепция, на Ваш взгляд, в наибольшей степени раскрывает сущность и особенности личности? Обоснуйте свою точку зрения.

Айбазова Диана


Тема: Мировоззрение личности и общественное сознание

1. Раскройте законы общественного сознания, проиллюстрировав их историческими примерами:

- закон отсутствия «жесткой связи» между общественным бытием и общественным сознанием;

- закон преемственности развития общественного сознания;

- закон взаимодействия различных форм общественного сознания;

- закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие.

2. В схематической форме отобразите структуру общественного сознания: уровни («вертикальный» ракурс) и формы («горизонтальный» ракурс). Рассмотрите уровни с точки зрения гносеологического подхода (теоретический и обыденный) и социологического подхода (общественная психология и идеология).

3. Заполните таблицу, охарактеризовав различные компоненты мировоззрения:


Компоненты мировоззрения

Виды и формы

Характерные черты

Знания







Ценности







Чувства, эмоции







Убеждения







Поступки







Характер










Гончарова Ксения


Тема: Человек в древнерусской культуре

1. Раскройте сущность религиозных представлений о происхождении человека. Почему человек превозносится по отношению к другим творениям Бога? В чем конкретно состоит образ Божий в человеке с точки зрения Отцов и учителей Церкви?

2. Прокомментируйте следующее высказывание: «Всемирно прославленная живопись Андрея Рублева и его времени превосходит литературу тонкостью психологического анализа и глубиной проникновения во внутренний мир человека». (См. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: Азбука-Антикус, 2015. – С.16. – ISBN 978-5-389-12822-4). Как, на Ваш взгляд, принятие христианства способствовало раскрытию духовного мира личности?

3. Христианское сознание, в отличие от языческого, обладает качеством историзма. Каково место личности в христианской картине мироустройства?



Гордеева Алиса


Тема: Личность и государство: демократические и авторитарные традиции

1. Проанализируйте статью Д.В. Доровских «Новгородская республика: утраченные традиции» (См. Доровских Д.В. Новгородская республика: утраченные традиции // Отрасли права: аналитический портал//отрасли–права.рф./article/6056). Какие предпосылки геополитического и социокультурного характера, способствующие установлению подобной формы демократического правления, выделяет автор?

2. Какое влияние на формирование авторитарной традиции в России оказало Ордынское иго? Прокомментируйте следующий отрывок: «Исторический опыт взаимоотношений Руси и Орды показывал – для того, чтобы победить Орду и ее преемников (прежде всего, Крымское и Казанское ханства), освободиться от политической и иных форм зависимости от нее, нужно было, прежде всего, разгадать секрет ее непобедимости и затем воспользоваться им. Секрет же успеха Орды заключался, прежде всего, в милитаризации ее государственного и общественного устройства со всеми вытекающими отсюда последствиями». (См. Пенская Т.М. Феномен российского авторитаризма (к вопросуо его происхождении) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. – 2011.- № 7 (102). – С.34 // https:// cyberleninka.ru).

3. Проанализируйте характерные черты политических институтов и документов, которые содержали в себе потенциал демократического развития государства: - Земские Соборы, проект реформ М.М. Сперанского, проект конституции М.Т. Лорис-Меликова.

Грицаенко Татьяна


Тема: Проблема человека в русской классической литературе

1. Проанализируйте, как соотносятся незаурядность личности и душевное богатство «маленького человека» с его социальным положением и возможностями. Каким образом литературный прием контраста между «маленьким человеком» и всесильным государством помогает обнаружить авторитарное устройство, безжалостное к человеческой личности? Подкрепите свои выводы примерами из литературных произведений.

2. Прокомментируйте предисловие М.Ю. Лермонтова к роману «Герой нашего времени»: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» Какие причины, на Ваш взгляд, способствовали формированию целого поколения людей, не могущих найти свое место в существующей общественно-политической системе?

3. В чем принципиальное отличие героев Л.Н. Толстого от образов «маленького человека» и «лишних людей»? Прокомментируйте задачу, которую поставил перед собой Л.Н. Толстой: «…Я буду писать историю людей более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых…». Как заданные им условия раскрывают проблему соотношения личности и государства. Можно ли утверждать, что герои его произведений сталкиваются с такими же проблемами, как и «маленький человек»?

Даудова Виктория


Тема: Тема личности в русской философии Серебряного века

1. Проанализируйте положение Н.А. Бердяева о том, что русский народ представляет собой «совмещение противоположностей» - как заимствованных, привнесенных извне, так и местных, порожденных непосредственно стихией национальной жизни. Их постоянная борьба в течение веков способствовала развитию особого «творческого религиозного сознания». Каким образом, на Ваш взгляд, данное сознание проявляется в решении вопроса о соотношении личного и общественного интереса? Что такое идея «соборности» и «всеединства»? Можно ли утверждать, что религиозное сознание так или иначе проявляется в различных направлениях отечественной философии?

2. Почему Н.А. Бердяев не признавал теорий, рассматривающих личность, прежде всего, как частицу общества, видевших исторических смысл ее существования в выполнении социальных функций? Как понимал сущность личности Н.А. Бердяев?

3. Прокомментируйте высказывание С.Л. Франка: Христианство «есть религия человеческой личности, религия персоналистическая и антропологическая. В ней человек впервые находит самого себя, находит приют и опору для того, что образует его несказанное существо, и что неизбежно остаетс бесприютным в мире…» (Цит. по Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека// https://religion.wikireading.ru/28407). Почему, на Ваш взгляд, русские философы уделяют такое внимание человеческой личности?

Есакова Мария


Тема: Идея равенства в советском цивилизационном проекте

1. Существует ли взаимосвязь между советским коллективизмом и традициями соборности, присущими российской политической культуре. Прокомментируйте высказывание Н.А. Бердяева: «…В стране самодержавной монархии, не привыкшей к правам и свободам гражданина, легче осуществить диктатуру пролетариата, чем в западных демократиях… Большевизм отрицал свободы человека, которые и раньше неизвестны были народу, которые были привилегией лишь верхних культурных слоев общества и за которые народ совсем и не собирался бороться». (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма //http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn015.htm).

2. Охарактеризуйте особенности исторического становления советского человека и общества. Какие факторы предопределили такие ценностные приоритеты и базовые социокультурные характеристики советской личности, как коллективизм, надэтническая солидарность, патернализм, социальный оптимизм, эсхатологизм и др.?

3. Проанализируйте текст «Морального кодекса строителя коммунизма». Выделите положения, характеризующие советскую, коммунистическую личность. Подумайте, в каких конкретно символах советской эпохи выражены идеалы данного документа?

Иброхимова Наргиза


Тема: Альтернативы индивидуализма и коллективизма в постсоветский период

1. Прокомментируйте мнение американского исследователя П. Рикера: «… ни в один определенный момент времени нельзя говорить о полноценной идентичности – поиск идентичности похож на маятник, никогда не останавливающийся в точке равновесия. Для нации важно постоянное постулирование национальной идентичности и построение национального образа» (См. Рикер П. Идентичность в современном мире: http://philosophy.allru.net/perv234.html). В чем, на Ваш взгляд, заключается сложность формирования идентичности?

2. К каким негативным последствиям может привести атомизация общества? Как конкретно она проявляется? Проанализируйте взаимосвязь атомизации общества и укрепления авторитарной власти. Каким образом связаны атомизация общества и индивидуализация? Подумайте над высказыванием французского исследователя Э. Мунье: «Индивидуализм порождает самые запутанные споры, пока не вскрыт его основной парадокс: он весь обращен на индивида, но ослабляет его и отдает его, безоружного, во власть безразличных сил» (См. Мунк Э. Что такое персонализм? Пер. с фр. – М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1994. – С. 128. – ISBN 5-87121-004-4452.

3. Можно ли, на Ваш взгляд, проследить связь между традициями русской соборности, советского коллективизма и современным состоянием общественного сознания? Какие факторы социокультуного характера способствуют данной преемственности? Прокомментируйте слова Н.А. Бердяева: «…личность не была у нас достаточно выработана… Слишком великой осталась в России власть первоначального коллективизма». (См. Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990, - С.134-135.)

Ивановская Медея


Тема: Глобализация и конфликт цивилизаций в современном мире

1. Прочитайте работу З. Баумана «Глобализация. Последствия для человека и общества». Как вы можете прокомментировать его слова: «глобализация разобщает не меньше, чем объединяет, она разобщает, объединяя – расколы происходят по тем же причинам, что и усиление единообразия мира». (См. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004. – С. 10). АРГУМЕНТИРУЙТЕ И ОБОСНУЙТЕ СВОЙ ОТВЕТ

2. Можно ли утверждать, что в современном мире присутствует конфликт цивилизаций? В чем его основные причины и предпосылки? АРГУМЕНТИРУЙТЕ И ОБОСНУЙТЕ СВОЙ ОТВЕТ

3. Охарактеризуйте сущность концепции мультикультурализма. Можно ли на его основе разрешить проблему конфликта цивилизаций? Проанализируйте высказывание Б.В. Аксюмова: «Если субъект современности имеет все возможности для реализации проекта мультикультурализма в опыте своей жизнедеятельности, то субъект традиционности такой возможности фактически лишен и, главное, он, как правило, в этом нисколько не нуждается, довольствуясь теми нормами, правилами ценностями, которые ему в готовом виде предлагает метафизический, сакральный идеал традиционности». (См. Аксюмов Б.В. Проблема мультикультурализма в контексте «конфликта цивилизаций» // aksyumov_multicult_conflict_civil.pdf /www.ifacom.ru

Кислова Софья


Тема: Диалог цивилизаций: теория и реальность

1. Раскройте сущность концепции «осевого времени» К. Ясперса. На какой основе, с точки зрения ученого, должно существовать единство мирового исторического процесса? Прокомментируйте слова К. Ясперса о том, что цивилизацию будущего ждет «реализованная возможность всемирного общения», но если «… повседневность порывает с традицией,… привычные формы жизни распадаются, и воцаряется полнейшая неуверенность». Почему без сохранения культурных традиций, исторического самосознания коммуникация «ведет в пустоту»? Аргументируйте свою точку зрения. (См. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – С. 95, 245).

2. Охарактеризуйте теорию мир-системного анализа И. Валлерстайна. Соответствуют ли его характеристики страт мировой цивилизации (периферия, полупериферия, ядро) существующему геополитическому миропорядку? Возможны ли партнерские отношения на основе диалога в рамках данной модели? Если нет, то почему? Можно ли утверждать, что парадигма И. Валлерстайна работает в современной геополитике?

3. Изучая диалог цивилизаций и культур, Ш. Эйзенштадт предлагает понятие «множественные современности», отмечая, что западные образцы уже не являются единственными. Какую траекторию развития человечества, на Ваш взгляд, предусматривает подобная трактовка коммуникации?

Колядина Полина


Тема: История России как история российской цивилизации. Образы российской цивилизации в отечественной философской мысли

1. Существует точка зрения, что принятие православия привело к обособлению Руси от западноевропейской цивилизации, а с падением Византии Русское государство и Церковь оказались в изоляции от остального христианского мира. Как Вы считаете, правы ли сторонники данной точки зрения? Как бы могла сложиться историческая судьба России, если бы была воспринята другая религия? Аргументируйте свой ответ.

2. В чем заключаются принципиальные отличия языческого и христианского сознания? Раскройте эти различия по следующим параметрам:

- восприятие исторического времени;

- трактовка сущности и назначения человека;

- нравственные идеалы.

3. Можно ли утверждать, что концепция «Москва – Третий Рим» явилась основой для первой геополитической доктрины России и стала основой формирования собственного цивилизационного пространства? Как выражается данная концепция в современной внешнеполитической стратегии России, внутригосударственном устройстве, духовных ценностях и т.д. Аргументируйте свою позицию.

Корниенко Полина


Тема: Западники и славянофилы: два сценария развития российской цивилизации

1. Заполните таблицу и проведите сравнительный анализ взглядов западников и славянофилов по предложенным параметрам:




Западники

Славянофилы

Цивилизационный выбор России







Соотношение личности и государства







Отношение к самодержавной монархии







Отношение к крестьянству и крепостному праву







Отношение к религии







2. Каковы исторические предпосылки проблемы взаимоотношений России и Запада? Проследите историю становления и развития Российского централизованного государства и его отношений с Великим княжеством Литовским в XIV-XV вв. Охарактеризуйте политическую и религиозную экспансию на русские территории в данный исторический период. Можно ли утверждать, что данная проблема продолжает существовать в современной внешнеполитической практике России?

3. Как Вы понимаете замечание Н.А. Бердяева: «Славянофилы и западники были враги-друзья… Для одних Россия была, прежде всего, мать, для других – дитя». (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn015.htm). Что, на Ваш взгляд, объединяло эти два течения русской общественно-политической мысли, и почему позже они окончательно разошлись?

Лотоцкая Снежана


Тема: Цивилизационные проекты современности

1. Перечислите и охарактеризуйте социальные явления, которые ярко демонстрируют стремительное изменение социальной реальности и всего мироустройства: технический прогресс, возрастание численности населения Земли, бурное развитие электронных коммуникаций. Продолжите данный список.

2. Прочитайте и законспектируйте статью М.С. Уварова «Постмодернистская цивилизация?» (См. Цивилизация: вызовы современности: Сб. статей / Под ред. М.С. Уварова. – СПб: Изд-во СПб ун-та, 2009 // http://pilosophy.spbu.ru /library/7682/7693). Как автор характеризует постмодернистские особенности современной цивилизации? Почему, с его точки зрения, она носит двоякий характер? Как меняется отношение к человеку, представление о сущности и задачах личности в эпоху постмодерна?

3. Существует ли, на Ваш взгляд, традиционалистская альтернатива глобализации? Приведите примеры. Как можно оценить опыт Японии по синтезу традиционности и новейших научных технологий?

Остроухов Данил


Тема: Культурообразующие религии российской цивилизации

1. Изменяются ли социальные функции религии в светском государстве? Прокомментируйте мысль Э. Дюркгейма о том, что все религиозные верования служат классификации явлений бытия, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). Как сказывается рационализация современной культуры на понимании роли и места религии в жизни человека и общества?

2. Охарактеризуйте отношения России и исламского мира на современном этапе и в исторической ретроспективе. Согласны ли Вы с утверждением, что по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям между обеими сторонами гораздо больше совпадений, чем различий? Аргументируйте свой ответ.

3. Россия является жизненным пространством самых разных цивилизаций. Ее особенность заключается в том, что для них наша страна выступает в качестве периферийной территории, так как центры романо-германской, арабо-мусульманской, иудейской и буддийской цивилизации находятся за пределами России. В чем преимущество такого положения вещей для России, и почему оно может стать опасным для развития поликультурного общества и государства. Аргументируйте свой ответ.

Покутнева Ольга


Тема: Консервативный проект развития российской цивилизации

1. В Послании Федеральному Собранию В.В. Путин указал на сложившуюся угрозу традиционным ценностям, без которых наше государство и общество обречены на деградацию. Данные ценности носят глубоко исторический характер. Прокомментируйте слова Президента. (Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12.12.2013. Доступ: http//www.vesti.ru/doc.html?id=1166461).

2. Охарактеризуйте проект суверенной демократии по следующим параметрам:

- преобладание локальных политико-правовых и социально-экономических процессов над универсальными;

- презумпция уникальности собственного политико-правового опыта;

- сочетание демократических и авторитарных начал и т.д.

Можно ли считать данный проект современной версией консервативной модели развития институтов российской государственности?

3. Как Вы относитесь к мысли А.Г. Дугина о том, что традиционные ценности народов Северного Кавказа являются уже сложившимся и функционирующим оплотом российского консерватизма? Как идеи консерватизма сочетаются с объективной потребностью в модернизации российского общества?



Пугачева Анастасия


Тема: Российская цивилизация и модернизационные вызовы современности

1. Раскройте сущность цивилизационной концепции российского историка А.С. Ахиезера. Как, с точки зрения ученого, дисбаланс между «европейской» и «азиатской» социокультурными составляющими влиял на специфику российской модернизации?

2. Почему фактор внешних влияний при проведении модернизации в России доминировал над динамикой ее внутреннего развития? Почему именно государство являлось движущей силой российской модернизации?

3. Почему в России была реализована тоталитарная модель модернизации? Как это связано с традициями «вотчинного государства» и авторитарного характера власти?

Пусева Ксения


Тема: Проблемы идентичности в зарубежной и российской науке

1. Согласны ли Вы с высказыванием Зигмунта Баумана: "впредь общности - в большей степени постулированные, чем воображаемые - могут быть лишь эфемерными артефактами продолжающейся игры индивидуальности, а не силами, определяющими идентичность человека" (Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008. c. 29)

2. Проанализируйте теоретические подходы в изучении идентичности в зарубежной научной литературе. Выделите и раскройте основные подходы и школы.

3. Раскройте проблемы социального конструирования идентичности П. Бергера и Т. Лукмана. (А.Г. Смирнова И.Ю. Киселев Идентичность в меняющемся мире. Учебное пособие Ярославль 2002. С. 19).

Старицкая Елизавета


Тема: Этническая идентичность и этническое возрождение в современном мире и в России

1. Выявите особенности этнической идентичности как формы внутриэтнического и межэтнического взаимодействия. (А.Г. Смирнова И.Ю. Киселев Идентичность в меняющемся мире. Учебное пособие Ярославль 2002. С. 77).

2. Установите правильную последовательность этапов формирования этнической идентичности. Проанализируйте и раскройте их:

  • четкая идентификация себя со своей этнической группой (понимание и осознание национальности родителей, отличие родного языка от других и т.д.)

  • приобретение фрагментарных знаний о своей этнической принадлежности (отождествление себя с непосредственным социальным окружением)

  • полная идентификация себя со своей этнической группой (понимание особенностей разных народов, осознание уникальности истории своего народа, специфики традиционной бытовой культуры и т.д.).

3. Определите основные тенденции развития межнациональных отношений и обозначьте пути и методы достижения межнационального согласия в Северо-Кавказском регионе.

Филинов Александр


Тема: Региональные идентичности в современной российской цивилизации

1. Рассмотрите и раскройте структурные уровни региональной идентичности в современной России. Можно ли говорить о том, что в каждом субъекте федерации происходит формирование своей региональной идентичности?

2. Проанализируйте результаты социологического исследования, представленного в таблице 4 «Значимость основных социокультурных идентичностей для молодежи Северного Кавказа, принадлежащих к разным этническим группам» монографии Вшивцевой Л.Н. Формирование российской цивилизационной идентичности в Северо-Кавказском регионе. – Ставрополь: Альфа Принт, 2014. С. 132.

3. В чем заключаются объединяющая основа сосуществования и взаимодействия разных видов идентичностей, в частности этнокультурной, региональной, конфессиональной и российской национальной идентичностей?

Шайлообаева Гульнур


Тема: Современная российская нация: цивилизационное единство и этнокультурное разнообразие

1. Проанализируйте и раскройте основные подходы к пониманию процесса формирования российской нации.

2. Прочитайте и проанализируйте работу Рамазана Абдулатипова «Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях»

(https://fictionbook.ru/author/ramazan_abdulatipov/rossiyiskaya_naciya_yetnonacionalnaya_i_/read_online.html). Что автор вкладывает в понятие «Российская нация»?

3. Изучите основные нормативно-правовые документы в области государственной  национальной  политики и заполните таблицу

Название нормативно-правового документа в области государственной  национальной  политики

Цель и задачи государственной национальной политики на федеральном и региональном уровнях

Принципы государственной национальной политики

Основные направления государственной национальной   политики




















































Шимко Ангелина


Тема: Особенности формирования российской цивилизационной идентичности в северокавказском регионе

1. Прочитайте параграф 3.3 монографии: Вшивцева Л.Н. Формирование российской цивилизационной идентичности в Северо-Кавказском регионе. – Ставрополь: Альфа Принт, 2014. – 194 с. Прокомментируйте, каким образом противопоставляются друг другу понятия «толерантность» и «российская цивилизационная идентичность» в контексте межэтнических и межкультурных проблем. АРГУМЕНТИРУЙТЕ И ОБОСНУЙТЕ СВОЙ ОТВЕТ

2. Предложите свое видение исторических, духовных, ментальных, геополитических принципов формирования российской цивилизационной идентичности в северокавказском регионе.

3. Определите основные тенденции развития межнациональных отношений и обозначьте пути и методы достижения межнационального согласия в Северо-Кавказском регионе.

Щурова Татьяна


Тема: Традиционные ценности северокавказской культуры в контексте консервативного проекта развития российской цивилизации

1. Согласны ли Вы с мнением главы экспертного центра Всемирного русского народного собора Александра Рудакова, который призвал задействовать потенциал Северного Кавказа для укрепления традиционных ценностей. Это, по его словам, защита традиционных ценностей - религии, семьи, морали, культуры. "И здесь Всемирному русскому народному собору, русскому народу, нужна поддержка других братских народов нашей страны, в том числе народов Северного Кавказа", - заявил Рудаков. Он считает, что с жителями северокавказских республик "у нас общее понимание ценностей и вызовов, которые нам угрожают". По его словам, показателем успешности нацполитики должны быть не отчеты перед международными центрами, а реальные улучшения межнациональной обстановки в стране. "Полиэтничность, которой характеризуется наша страна, - это не материал для консервации, это не музей с набором экспонатов, это наш ресурс, несущий социальные энергии, благодаря которым Россия реализует свою миссию, свое историческое предназначение". АРГУМЕНТИРУЙТЕ И ОБОСНУЙТЕ СВОЙ ОТВЕТ

2. Какое влияние оказывают процессы глобализации и регионализации на состояние этнических процессов и сохранение традиционных ценностей народов Северного Кавказа? Аргументируйте свой ответ

3. Составьте схему этапов присоединения Северного Кавказа к России.


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Творческий проект – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание творческого проекта должно быть логичным; изложение материала должно носить проблемно-тематический характер; в тексте должна прослеживаться самостоятельная авторская позиция.

Творческий проект стимулирует раскрытие исследовательского потенциала студента, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей.

Автор творческого проекта должен продемонстрировать уровень достигнутой мировоззренческой, общекультурной компетенции, т.е. продемонстрировать знания о реальном мире, о существующих в нем связях и зависимостях, проблемах, о ведущих мировоззренческих теориях, умении проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности.
Структура проекта

Творческий проект должен состоять из следующих частей: введение, первая часть (реферативная), вторая часть (исследовательская), заключение. Введение – это постановка проблемы, обоснование актуальности темы, определение цели и задач исследования, степень разработанности проблемы в современной науке. Первая часть – это степень разработанности каждого вопроса в социогуманитарном знании и вывод, что осталось за рамками этих исследований. Вторая часть – собственное исследование, обоснование своей точки зрения на анализируемую проблему. Заключение – выводы, к которым пришел студент в результате изучения состояния вопросов и собственного исследования. В конце проекта обязательно должен быть представлен список использованный литературы (не менее пяти источников).

Общий объем творческого проекта: тетрадь 18 листов

Время отведенное на защиту проекта 10 минут, время на обсуждение проекта – 5 минут. При оценке творческого проекта учитывается объем проделанной работы, компетентность студента в избранной области, самостоятельность в подходах, суждениях, выводах; творческий подход к решению проблемы, культура оформления работы, грамотность.

В тексте обязательны ссылки на первоисточники!
Реферативная часть творческого проекта должна базироваться на данных современной науки и документальных фактах!
Целью выполнения творческого проекта выступает формирование навыков критического анализа текстов как классиков философии, социологии, политологи и др. наук, так и современных ученых-мыслителей, выражение своего отношения к изложенным в них точкам зрения на основные проблемы, умение применять полученные знания для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением студентами той или иной области знания.

Критерии оценки творческого проекта

- Актуальность темы; степень разработанности вопросов творческого проекта;

- Формулировка цели и задач творческого проекта;

- Соответствие содержания теме;

- Глубина проработки материала;

- Правильность и полнота использования источников;

- Теоретический уровень анализа поставленных вопросов, глубина их осмысления;

- Наличие исследовательского компонента в анализе рассматриваемой проблемы, самостоятельный и творческий характер работы;

- Владение материалом при защите работы.

- Соответствие оформления требованиям.


написать администратору сайта