Мотивы лирики Тютчева. Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева
Скачать 13.78 Kb.
|
Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева Ф. И. Тютчев – русский поэт XIX века, которого, вероятно, можно назвать философом, ведь ему удалось очень точно сравнить и связать натуру человека, его чувства и эмоции, с природой и её законами. Именно поэтому И. С. Аксаков однажды сказал: «Тютчев не писал, а лишь «записывал свои стихи, мгновенно возникавшие под воздействием поразившего его явления природы или душевного переживания». Думается, одним из примеров подобного сопоставления является стихотворение «Весенняя гроза». В нём поэт использует большое количество олицетворений: Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя… С горы бежит поток проворный… Должно быть, именно этот троп позволяет наиболее полно передать схожесть природы и человека. Кроме того, в данном произведении автор затрагивает тему античной мифологии: Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла… Вероятно, этим Ф. И. Тютчев хотел показать древние корни идейного древа о взаимосвязи человека и природы. В стихотворении «Фонтан» поэт снова возвращается к мотиву неделимости человека и природы и их своеобразной схожести. Человеческая мысль кажется автору похожей на сильный и мощный поток воды: О смертной мысли водомёт, О водомёт неистощимый! Но оба они конечны и рано или поздно иссякают — таков закон жизни, и в ней нет ничего идеального. При прочтении этого стихотворения так же вспоминается мифический образ - Вавилонская башня. По мнению Тютчева, душа и мысль невыразимы, поэтому человек должен быть самодостаточным, как сама природа. Высшее состояние души – Silentium (молчание), чему и посвящено одноименное стихотворение. В конце стихотворения восклицательный знак, так как все стихотворение призывает к молчанию: Внимай их пенью — и молчи!.. Это стихотворение об одиночестве людей, их неспособности понять друг друга. Итак, можно сделать вывод, что мотивами лирики Ф. И. Тютчева были природные явления и душевные переживания человека, и в своих произведениях автор хотел показать схожесть и неделимость этих явлений. |