Главная страница

Основные положения теории символического интеракционизма. Основные положения теории символического интеракционизма


Скачать 15.56 Kb.
НазваниеОсновные положения теории символического интеракционизма
Дата16.02.2020
Размер15.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОсновные положения теории символического интеракционизма.docx
ТипДокументы
#108623

Основные положения теории символического интеракционизма

По мнению символических интеракционистов мыслительные процессы должны развиваться в процессе социальной интеракции – социализации. Для них это не просто процесс усвоения индивидом норм и правил, установленных в обществе. Социализация – это динамичный процесс, развивающий мышление, отбирающий информацию в соответствии с индивидуальными потребностями.

Обычно в процессе взаимодействия, акторы формируют свое поведение, ссылаясь на ожидания окружающих. Однако взаимодействие не всегда предполагает мышление. В связи с этим выделяется два типа интеракции: несимволическая и символическая. Первая предполагает разговор жестов, вторая в свою очередь включение разума.

Важность мышления для символических интеракционистов отражается в их воззрениях на объекты:

  1. физические объекты (кровать, апельсин, дом);

  2. социальные объекты (подруга, дочь, преподаватель);

  3. абстрактные объекты (патриотизм, религия, доброта).

Акторы индивидуально воспринимают объекты, т.е. один и тот же объект может иметь для них разные значения. Герберт Блумер отмечает, что «человек, его организм взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений. Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других. Интерпретировать действие другого — это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер».

Свойством социальной интеракции является причинная значимость, т.е. значение происходит именно от интеракции, а не от мыслительных процессов. Главный вопрос символического интеракционизма состоит не в понимании того, как люди создают значения и символы, а в том, как они распознают их в процессе взаимодействия.

С. и. исходит из того, что общение (интеракция) между людьми как субъектами социокультурной деятельности осуществляется при помощи особых средств -- символов, имеющих определенное значение и вызывающих ответную реакцию со стороны партнера по общению.

Общее понимание слов, жестов и др. символов облегчает взаимодействие индивидов, позволяет интерпретировать поведение партнеров, осмысливать намерения друг друга и адекватно реагировать на них. Источник формирования значений символов коренится в самом процессе социальной интеракции, когда люди, стремясь к достижению практических результатов во взаимной кооперации, договариваются о принятии определенных значений за символами.

В ходе социализации индивид осваивает значения различных символов, выработанных в обществе, и тем самым более успешно осуществляет процесс вхождения в социальную “роль” и воспринимает установки “обобщенного другого”. Сама социальная деятельность личности представляет собой совокупность ее социальных ролей, зафиксированных в системе языковых и др. символов.

Таким образом, мы можем резюмировать основные положения символического интеракционизма в виде следующих пяти основных тезисов.

  1. Люди действуют на основании значений, которые имеют предметы, люди и ситуации для совершающих действия.

  2. Значения возникают в процессах социальных взаимодействий между людьми.

  3. Значения применяются и изменяются (модифицируются) в процессах интерпретации между осуществляющим действие и внешним миром.

  4. В социальных взаимодействиях мы имеем дело не с дефинициями объектов, а с их символами.

  5. Взаимодействие – это обмен символами.


написать администратору сайта