Лекции. Основные понятия и определения
Скачать 1.94 Mb.
|
11.3. Уровень 3 (мультипликативные операторы)Порядок: → Операторы: * - умножение, / - деление, % - остаток от деления. При выполнении оператора * транслятор может переупорядочивать операнды. Иногда это может привести к проблемам. В общем случае a*b*f(&a) != f(&a)*a*b, поскольку при выполнении функции f значение переменной a может измениться. В языке Basic используются те же операторы * и /. Вместо оператора % применяется оператор Mod и добавляется оператор \ - деление нацело. 11.4. Уровень 4 (аддитивные операторы)Порядок: → Операторы: + - сложение, - - вычитание. Операндами являются арифметические выражения и\или указатели. При работе с указателями имеются существенные ограничения. При сложении второй операнд может быть только целым литералом или переменной, которая задает смещение относительно исходного адреса на соответствующее число элементов типа указателя. Например, если p имеет тип short*, то выражение p+i дает смещение от значения p на 2*i байтов, если p имеет тип double*, то смещение составит 8*i байтов. Как правило, все получаемые адреса должны находиться в пределах памяти, отведенной некоторому массиву, иначе подобные манипуляции приводят к ошибкам и теряют смысл. Пример. double *p, *q, a[100]; int l; ................... p=&a[5]; q=&a[71]; l=q-p; // l=66 В языке Basic используются те же операторы + и -. Если операндами для + являются строки, то результатом будет сцепление (конкатенация) операндов. 11.5. Уровень 5 (сдвиги)Это битовые операции. Порядок: → Операторы: >> - сдвиг вправо, << - сдвиг влево. Выражение с данными операторами имеет вид: E1>>E2, где E2 - число битов сдвига. Операнд E1 обычно является беззнаковой целой переменной, которой задается восьмеричное или шестнадцатиричное значение. Пример. unsigned short a, b, c; .......... a=0x0ff0; b=a<<4; // b=ff00; c=a>>4; // c=00ff; В языке Basic также есть операторы сдвига, использующие для их записи те же символы >> и << и работающие аналогично. 11.6. Уровень 6 (отношения)Порядок: → Операторы: < - меньше, <= - меньше или равно, > - больше, >= - больше или равно. Операнды: арифметические выражения|указатели. Нельзя записывать кратные неравенства так: a<b<c. В соответствии с порядком получаем (a<b)<c. Выражение a<b может принимать одно из двух значений: true (1) или false (0). Тогда результирующее выражение будет иметь вид: 1<c или 0<c в зависимости от значений a и b. Правильная запись имеет вид: a<b && b<c. 11.7. Уровень 7 (равенство и неравенство)Порядок: → Операторы: == - равно, != - не равно. Если операндами являются арифметические выражения, то имеет место обычное сравнение и результатом выполнения оператора является значение true (1) или false (0). Для операндов – логических выражений – это логические операции: эквивалентность и неэквивалентность. Указатель можно сравнивать только с целым 0. В файле stdio.h определена символическая константа #define NULL 0, которая употребляется для указания того факта, что указатель не адресует никакую область памяти. Для языка Basic используются = и <> соответственно. В отличие от языка С их уровень совпадает с уровнем операторов отношения. 11.8. Поразрядные операторыПорядок: → Операторы имеют тот же смысл, что и ранее рассмотренные логические операторы, но обрабатывают отдельные двоичные разряды. Отсюда и название: поразрядные или битовые. Операндами для них являются целые (лучше беззнаковые – unsigned) значения.
Пример. unsigned a, b, c, d, e; .......... a=0x7ac3; // 0111 1010 1100 0011 – двоичное представление b=0x5bf9; // 0101 1011 1111 1001 c=a&b; // 0101 1010 1100 0001 -> 0x5ac1 d=a^b; // 0010 0001 0011 1010 -> 0x213a e=a|b; // 0111 1011 1111 1011 -> 0x7bfb |