Главная страница

Лекции. Основные понятия и определения


Скачать 1.94 Mb.
НазваниеОсновные понятия и определения
Дата27.03.2018
Размер1.94 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции.docx
ТипКонтрольные вопросы
#39570
страница1 из 58
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 4

1.1. КОМПЬЮТЕР 4

Память 4

Процессор 5

Периферия 6

1.2. АЛГОРИТМЫ 6

Формы записи алгоритмов 6

Естественный язык 6

Блок – схемы (по ГОСТу - Схемы алгоритмов) 7

Псевдокоды 7

1.3. ПРОГРАММЫ И ЯЗЫКИ 8

Основные понятия языка программирования 8

Выполнение программы 8

Машинный и алгоритмический языки 9

Метаобозначения 10

Этапы обработки программы на компьютере 10

Терминология 10

Трансляция 11

Редактирование связей (компоновка) 12

Загрузка 12

Выполнение 13

Типы вычислительных процессов 13

Следование 13

Развилка 13

Цикл 14

1.4. Данные 15

Системы счисления 15

Типы и совокупности данных 17

Целые 17

Вещественные 17

Логические 18

Строки 18

Совокупности данных 18

2. ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА 19

2.1. История языков С и Basic 19

2.2. Алфавит 19

2.3. Идентификаторы 20

С 20

Basic 20

2.4. Знаки разрядки 20

2.5. Комментарии 20

С 21

Могут ставиться везде, где допустим знак разрядки. Транслятор рассматривает их как пробел. 21

Basic 21

2.6. Запись текста программы 21

С 21

Basic 21

Вопросы для самопроверки и контроля 23

Вопросы для самопроверки 23

Контрольные вопросы 23

3. ЭЛЕМЕНТЫ ДАННЫХ 24

3.1. Типы данных 24

3.1.1. Целые 24

3.1.2. Данные с плавающей точкой 25

3.1.3. Логический тип 26

3.1.4. Символьные данные 26

3.1.5. Дополнительные типы данных 28

3.2. Совокупности данных 28

3.2.1. Массивы 28

Объявления массивов 28

С 28

Basic 30

Обращение к элементу массива 32

3.2.2. Структуры 32

Вопросы для самопроверки и контроля 33

Вопросы для самопроверки 33

Контрольные вопросы 33

4. ВЫРАЖЕНИЯ 34

4.1. Арифметические операторы 34

Основные 34

Дополнительные 35

Приоритет 35

C 35

Basic 35

4.2. Операторы конкатенации 35

4.3. Операторы сравнения 36

4.4. Логические операторы 36

4.5. Обращение к функции 38

4.6. Встроенные функции 38

4.7. Заключительные замечания 40

Вопросы для самопроверки и контроля 40

Вопросы для самопроверки 40

Контрольные вопросы 40

5. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУКЦИИ 42

5.1. Объявления 42

C 42

Basic 42

5.2. Присваивание 43

C 43

Basic 43

5.3. Безусловный переход 43

C 44

5.4. Инструкция If. Пустая инструкция 44

C 44

5.5. Составная инструкция 47

5.6. Циклы 47

C 48

5.6.1. Циклы с предусловием 49

Циклы while 49

C 49

Basic 49

Циклы for 50

C 50

Basic 52

5.6.2. Циклы с постусловием 53

C 53

5.6.3. Вложенные циклы 54

C 54

Basic 54

C 55

Basic 56

C 56

Basic 56

5.7. Управляемые переходы 56

5.7.1. Инструкция break 56

5.7.2. Инструкция continue 57

5.7.3. Инструкции exit и continue 58

5.8. Многоальтернативный выбор 58

5.8.1. Инструкция switch (язык С) 58

5.8.2. Инструкция select case (язык Basic) 60

Вопросы для самопроверки и контроля 61

Вопросы для самопроверки 61

Контрольные вопросы 62

6. ВВОД-ВЫВОД 63

6.1. Язык Си 63

6.1.1. Управляющая строка 63

6.1.1.1. Спецификация d (целые десятичные числа) 64

6.1.1.2. Спецификация f (десятичные числа с плавающей точкой) 65

6.1.1.3. Спецификация e (десятичные числа с плавающей точкой) 66

6.1.1.4. Спецификация g (универсальная спецификация) 67

6.1.2. Вывод символьной информации 67

6.1.3. Инструкции printf и scanf. Схема ввода-вывода 69

6.1.4. Ввод-вывод массивов 71

Ввод 71

Вывод 71

6.1.5. Очистка и останов экрана 71

6.2. Язык Basic 72

6.2.1. Метод ReadLine 72

6.2.2. Методы Write и WriteLine 73

Вопросы для самопроверки и контроля 74

Вопросы для самопроверки 74

Контрольные вопросы 74

7. ПРОЦЕДУРЫ 75

7.1. Распределение памяти 75

7.1.1. Распределение скаляров 75

7.1.2. Распределение массивов 75

7.1.3. Статическое и динамическое распределение памяти 76

7.2. Блоки 76

7.3. Процедуры 77

C 77

7.3.1. Определения процедур 78

7.3.2. Передача данных между процедурами 81

Механизмы передачи данных 81

Прототипы функций (C) 82

Передача скаляров 84

Возвращаемое значение 84

Входные данные 84

Выходные данные 86

Передача массивов 88

Передача функций 93

Вопросы для самопроверки и контроля 98

Вопросы для самопроверки 98

Контрольные вопросы 98

8. ПРЕПРОЦЕССОР 99

8.1. Определение символических констант 99

8.2. Включение файлов в текст программы 100

Вопросы для самопроверки и контроля 103

Вопросы для самопроверки 103

Контрольные вопросы 103

9. СТИЛЬ ПРОГРАММИРОВАHИЯ 104

9.1. Формирование листинга 104

Перенос: 104

9.2. Комментарии 105

9.3. Имена 106

Имена объектов программы должны быть осмысленными. 106

Не используйте в программе сходные имена! 106

Если имя содержит цифры, записывайте их в конце. 107

Имя не должно совпадать с ключевым словом или с именем библиотечной или встроенной функции. 107

9.4. Язык и приемы программирования 107

1. Активно используйте удобные и понятные особенности языка. 107

2. Изучайте и используйте библиотечные функции. Малоупотребительные комментируйте. 107

3. Не применяйте трюки! 107

4. Не игнорируйте предупреждения и старайтесь их ликвидировать! 107

5. Избегайте промежуточных переменных. Формулы следует записывать в том же виде, как это принято в математике. 108

6. Не изменяйте значение параметра цикла внутри тела цикла. 108

7. Избегайте инструкций перехода. 108

8. Объявляйте все переменные явно. 108

9. Не используйте одни и те же переменные для различных целей. 108

10. Не забывайте, что данные с плавающей точкой есть приближенные представления десятичных значений. 108

11. Используйте исчерпывающие проверки. 109

9.5. Стиль в языках С и Basic 109

Вопросы для самопроверки и контроля 111

Вопросы для самопроверки 111

Контрольные вопросы 111

10. ДАННЫЕ. ДОПОЛНЕНИЕ 112

10.1. Перечислимый тип 112

10.1.1. Тип enum (C++) 112

10.1.2. Тип enum (B) 113

10.2. Тип decimal (B) 113

10.3. Тип date (B) 114

10.4. Тип void (С) 118

10.5. Подмассивы (сечения) (C) 118

10.6. Динамические массивы (B) 119

10.7. Структуры и объединения 120

10.7.1. Структуры 120

10.7.2. Рекурсивные структуры (С++) 123

10.7.3. Поля битов (С) 125

10.7.4. Объединения (смеси) (С) 126

10.7.5. Переменные структуры 126

10.8. Тип object (B) 127

10.9. Тип delegate (B) 128

10.10. Пользовательские типы данных 129

10.11. Преобразование типов 129

10.10.1. Автоматические преобразования 130

10.10.2. Явные преобразования 130

Вопросы для самопроверки и контроля 132

Вопросы для самопроверки 132

Контрольные вопросы 132

11. ОПЕРАТОРЫ. ДОПОЛНЕНИЕ 133

11.1. Уровень 1 133

11.2. Уровень 2 (унарные или одноместные операторы) 134

11.3. Уровень 3 (мультипликативные операторы) 136

11.4. Уровень 4 (аддитивные операторы) 136

11.5. Уровень 5 (сдвиги) 137

11.6. Уровень 6 (отношения) 137

11.7. Уровень 7 (равенство и неравенство) 138

11.8. Поразрядные операторы 138

11.9. Логические операторы 138

11.10. Уровень 13 (условное выражение) 139

11.11. Уровень 14 (операторы присваивания) 139

11.12. Уровень 15 (оператор ',' - запятая) 140

11.13. Некоторые замечания 141

11.14. Постоянные выражения 141

Вопросы для самопроверки и контроля 141

Вопросы для самопроверки 141

Контрольные вопросы 141

12. ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ ПОТОКОМ 143

12.1. Спецификация "s" управляющей строки функций scanf и printf 143

12.2. Функции getchar и putchar 144

12.3. Функции gets и puts 144

12.4. Внутренняя передача данных (функции sscanf и sprintf) 145

Вопросы для самопроверки и контроля 146

Вопросы для самопроверки 146

Контрольные вопросы 146

13. ФАЙЛЫ 147

13.1. Основные понятия 147

13.2. Описание файла 147

13.3. Открытие и закрытие файлов 148

13.4. Средства языка С 149

13.4.1. Открытие и закрытие файла 149

13.4.2. Основные функции обмена 149

13.5. Средства языка Basic 150

13.5.1. Открытие и закрытие файла 150

Инструкция FileOpen 150

Инструкция FileClose 150

13.5.2. Работа с файлами 151

Инструкция Input 151

Инструкция LineInput 151

Инструкции Write и WriteLine 151

Инструкции Print и PrintLine 152

Дополнительные функции 152

Функция MsgBox 152

Вопросы для самопроверки и контроля 154

Вопросы для самопроверки 154

Контрольные вопросы 154

154

14. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 155

14.1. Элементы структуры программы. 155

14.1.1. Язык C++ 155

14.1.2. Язык Basic 156

14.2. Область видимости (действия) и время жизни переменных 157

14.2.1. Язык C 159

14.2.2. Язык Basic 161

14.3. Инициализация данных 163

14.3.1. Язык С 163

14.3.2. Язык Basic 166

14.4. Рекомендуемая структура программы 166

14.4.1. Структура модуля на языке Basic 166

14.4.2. Структура модуля на языке C 166

Вопросы для самопроверки и контроля 167

Вопросы для самопроверки 167

Контрольные вопросы 167

15. УКАЗАТЕЛИ, МАССИВЫ, СТРОКИ 168

15.1. Указатели 168

Определение указателей 168

Задание значений 168

Вывод значений 168

15.2. Указатели и массивы 169

15.3. Работа со строками 170

15.3.1. Литералы 170

15.3.2. Переменные 171

15.3.3. Операторы и функции 171

15.4. Динамические объекты 178

15.5. Типичные ошибки, связанные с указателями 179

Отсутствие инициализации указателя 179

Двойное указание 180

Hе выполнено освобождение выделенной памяти 180

Задание адреса локальной (auto) переменной 180

Не следует использовать явное задание адреса (pt=(double*)0777000) 180

15.6. Примеры использования указателей. Структуры данных 180

15.6.1. Стек 180

15.6.2. Однонаправленный список 183

15.7. Ссылки УКАЗАТЕЛИ и многомерные массивы 184

15.8. Рекурсивные процедуры 185

15.8.1. Рекурсивное решение 187

15.8.2. Нерекурсивное решение. Стек в виде массива 187

15.8.3. Нерекурсивное решение. Стек в виде списка 189

Вопросы для самопроверки и контроля 192

Вопросы для самопроверки 192

Контрольные вопросы 192

16. РАБОТА С ЭКРАHОМ 194

16.1. Ввод/вывод и манипулирование 195

Ввод 195

Вывод 195

Манипулирование цветом и курсором 195

16.2. Управление окном 196

16.3. Управление атрибутом (цветами символа и фона в окне) 196

16.4. Информация о текстовом режиме 196

16.5. Пример 196

16.6. Пример(продолжение) 198

Вопросы для самопроверки и контроля 199

Вопросы для самопроверки 199

Контрольные вопросы 199

ЗАДАЧИ 200

Элементарные конструкции 200

Простые циклы 201

Вложенные циклы 203

Процедуры 206

Работа со строками 208

Разное 209

ПРИЛОЖЕНИЯ. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ. СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ 212

Приложение 1. Среда разработки MinGW C/C++ 4.8 212

П 1.1. Установка среды 212

П 1.2. Запуск среды 212

П1.3. Меню Файл 215

П1.4. Меню Сервис 216

П1.5. Отладка 218

Начало отладки 218

Установка точек прерывания 218

Прогон до точки прерывания 219

Пошаговое выполнение программы 219

Получение значений объектов программы 220

Приложение 2. Среда разработки Visual Basic 221

П2.1. Запуск среды 221

П2.2. Подготовка к работе с новым проектом 222

П2.3. Окна и режимы работы 223

П2.4. Главное меню 225

П2.5. Меню File (Файл) 225

П2.6. Редактирование текста 226

П2.7. Меню View (Вид) 226

П2.8. Меню Project (Проект) 226

П2.9. Отладка 227

Точки прерывания 227

Определение значений объектов программы в момент прерывания 227

Продолжение работы 228

П2.10. Меню Tools (Сервис) 228

П2.11. Меню Window (Окно) 229

Приложение 3. Ответы на вопросы для самопроверки 230

2. Элементы языка 230

3. Элементы данных 230

4. Выражения 230

5. Основные инструкции 231

6. Ввод-вывод 232

7. Процедуры 232

8. Препроцессор 232

9. Стиль программирования 232

10. Данные. Дополнение 233

11. Операторы. Дополнение 234

12. Передача данных потоком 234

13. Файлы 234

14. Структура программы 235

15. Указатели, массивы, строки 235

16. Работа с экраном 235

Приложение 4. Темы для курсовой работы 236

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 239



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58


написать администратору сайта