Контрольная работа тема Основные принципы массового музыкального. Основные принципы массового музыкального образования и воспитания в России
Скачать 40.19 Kb.
|
Контрольная работа Тема: Основные принципы массового музыкального образования и воспитания в России Содержание Введение………………………………………………………………………….3
Заключение……………………………………………………………………….14 Список использованных источников…………………………………………...16 Введение Одной из ведущих тенденций в области культуры в современном обществе является освоение музыкально-педагогического наследия российских этносов и умелое использование его в воспитании и образовании молодого поколения. Кроме того, признание музыкального искусства как одного из средств в формировании ценностного мира личности имеет еще другие основания. Во-первых, музыка направляет эмоции, мысли слушателя на определенный объект, оказывая сильное воздействие на настроение и чувства; во-вторых, она владеет неподражаемыми возможностями для познания душевного мира человека, развивает в нем чувства альтруизма и толерантности; в-третьих, музыкальные произведения помогают творческому осмыслению личностных, нравственно-эстетических ценностей микро- и макросоциума, которые являются важной ступенью к приобщению молодого поколения к духовному опыту человечества; в-четвертых, музыка является одним из каналов преемственности духовной культуры, через нее передаются и сохраняются социокультурные, и, в особенности, художественные воззрения, осуществляется связь между поколениями; и, наконец, в-пятых, музыка в настоящее время успешно используется в арт-терапии. В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Специфика искусства вообще, в числе других характеристик, имеет и такую немаловажную: по своей природе оно является "многофункциональной подсистемой художественной культуры, синтетично удовлетворяющей многообразие человеческих потребностей и воплощающей многообразие проявлений человеческой жизнедеятельности" музыкальной культуры. Современная методика обучения и развитие музыкальных способностей основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое. Основная задача и цель эстетического воспитания – приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику.
На протяжении более чем двухсотлетней истории российского отечественного музыкального образования была сформирована уникальная система по подготовке профессиональных музыкантов и приобщению подрастающего поколения к музыкальному искусству и творчеству. В основу содержания системы музыкального образования положены исторически сложившиеся и апробированные традиции обучения детей и молодежи на лучших образцах классической и народной музыки. В настоящее время значительно увеличилось число музыкальных вузов в России. В стране имеется развитая сеть образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства и педагогики (3089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями, 176 средних и 45 высших учебных заведений), находящихся в ведении не только органов управления культурой всех уровней, но и органов управления образованием. Это музыкально-педагогические институты (Музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова в Москве), институты, академии культуры и искусств (Тюменская государственная академия культуры и искусств, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке), консерватории (Магнитогорская государственная консерватория имени М. И. Глинки, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского), музыкальные факультеты университетов (музыкальный факультет Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, музыкальный факультет Московского педагогического государственного университета и другие). Современное время – время быстрых изменений и перемен в социуме. Эти перемены затрагивают все сферы жизни общества – политику, экономику, культуру, в частности, систему музыкального образования. В нынешних условиях в новом свете предстают далеко не новые педагогические проблемы: воспитание учащегося-музыканта в современных условиях, в быстро меняющейся культурной обстановке; развитие его профессиональных способностей и интеллектуальных сил в процессе занятий; комплексное, многогранное развитие ученика; введение в учебную практику новых направлений в работе, отвечающих реалиям окружающего музыкального мира; формирование творческой активности и инициативы учащегося; специфика мотивационных ориентаций; борьба с неуспеваемостью; использование новых технических средств обучения; дальнейшее трудоустройство выпускников. Таким образом, образование в современных российских музыкальных учебных заведениях должно быть качественным, универсальным, комплексным, подлинно современным, нацеленным на XXI век. Именно поэтому так важен принцип многоступенчатой структуры музыкально-образовательного комплекса: школа – колледж – ВУЗ. В связи с необходимостью сохранения национальных традиций по подготовке профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства в 2008 году Министерством культуры Российской Федерации была разработана «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы». Утверждение Правительством Российской Федерации данной Концепции явилось важным событием для всей системы отраслевого образования. Основные цели и задачи Концепции были направлены на:
Каждое из звеньев трехуровневой системы образования в сфере культуры и искусства (детская школа искусств – колледж – вуз) имеет свою историю, уникальные традиции, трудности становления и развития. Реализация запланированных мероприятий должна способствовать сохранению лучшего в российском образовании в сфере культуры и искусства и обеспечить их адаптацию в новых социально-экономических условиях.
Общей тенденцией развития педагогической мысли в ХХI столетии является признание исключительной роли творческих способностей личности, от которых зависит, в значительной мере, будущее молодого поколения, уровень культуры и профессиональной самореализации. Музыкально-эстетическое воспитание, которое тесно связано с образованием и культурой, всегда выступало важным условием развития детской личности. История развития системы массового музыкально-эстетического воспитания, исследована чаще всего с позиций узкой специализации исследователей. Анализ истоков развития системы в первой половине ХХ века даёт возможность понимания основных путей развития художественно-педагогической практики в ХХI веке во всей сложности и противоречиях. После Октябрьской революции в стране начался процесс создания новой системы образования и «новой» школы, в которой целью воспитания подрастающего поколения декларировалось всестороннее развитие детской личности с высокими художественными потребностями. Определялись задачи в области музыкального образования и намечались пути их решения. Начался активный поиск методов музыкального обучения, в постановлениях правительства подчёркивалось, что эстетическое воспитание в целом и музыкальное воспитание как его важнейшая часть является обязательным компонентов в обучении, без него обучение в школе становится «бездушным». Перед школой были поставлены важнейшие задачи: достижение всеобщей грамотности населения, введение общего бесплатного обучения и многие другие. Все управления школами были переданы Советам рабочих и крестьянских депутатов, при них создавались районные, городские, областные отделы народного образования и культурно-просветительские комиссии. С первых лет советской власти музыкальное воспитание и обучение в школе стало считаться органичной частью общей учебно-воспитательной работы. Характерной чертой того времени были намерения ведущих педагогов рассматривать эстетическое воспитание как часть общей педагогической проблемы воспитания личности. Идеи эстетического воспитания Б. Асафьева, А. Бакушинского, Н. Брюсовой, Н. Гродзенской, Н. Доломановой, В. Егиной, А. Кастальского, В. Каратыгина, Н. Ковина, Н. Леонтовича, С. Луначарской, С. Миропольского, М. Румер, С. Танеева, В. Шацкой В. Фаворского, А. Шеншиной, Б. Яворского и многих других способствовали решению проблем массового музыкального воспитания. Развивались кардинальные положения и методические принципы, на которые и сегодня опирается теория и практика музыкального воспитания - необходимость привлечения всех детей к музыкальной деятельности, связь музыки с жизнью, специфичность уроков музыки. Исследования в области музыкальной педагогики убеждали в том, что особенности музыки как вида искусства, эмоционально-образный характер восприятия и общения в процессе музыкальной деятельности, специфика детского возраста являются важным фактором воспитания детской личности. Творческие прогрессивные инициативы ведущих педагогов в области художественной культуры поддерживались первым наркомом образования О. Луначарским. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчёркивалось, что под эстетическим воспитанием следует понимать не преподавание какого-то упрощённого искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что будет способствовать возможностям детей наслаждаться красотой и создавать её. Важные вопросы воспитательного значения музыки, которые впоследствии будут рассматриваться в работах И. Глебова (Б. Асафьева), а в 70 годы Д. Кабалевским, были поставлены известным педагогом начала ХХ века М. Ковиным, который убеждал в том, что новая школа должна использовать музыку в гармоничном развитии школьников. Научная деятельность известных теоретиков-музыковедов стала основой поиска новых аспектов музыкально-теоретического мышления. На становление системы музыкально-эстетического воспитания в значительной мере повлияли взгляды Б. Асафьева, который подчёркивал значение музыки в воспитании детской личности и видел основную задачу уроков музыки в развитии музыкального восприятия, воспитании музыкального вкуса школьников. Б. Асафьевым были разработаны основополагающие принципы обучения «слушания музыки», которые являются актуальными и в наше время. Система воспитания слушателя музыки, предложенная Б. Асафьевым, впоследствии нашла своё отражение в деятельности многих известных педагогов: Д. Огороднова, В. Попова, В. Соколова, Г. Струве, О. Раввинова, Р. Скалецкого, Е. Виноградовой, С. Крижановского, М. Кацала и многих других. Концепции эстетического воспитания обосновывались на научных достижениях биоэнергетики (В. Кащенко, И. Сикорский, Я. Чепига, С. Яновская и др.), рефлексологии (С. Городинская, О. Дернова, В. Диканская), социоцентризма (М. Иорданский, А. Макаренко, О. Пинкевич, В. Шульгин и др.). Характерной особенностью этих исследований было то, что творческая деятельность в процессе взаимодействия с окружающим миром стояла в центре разработок проблемы эстетического воспитания. Выдающийся психофизилог В. Бехтерев в 1916 году подчёркивал на важности создания в государстве детской музыки, которая необходима в воспитании детской личности. Потому учителю музыки важно знать не только сущность и внутреннюю структуру обучения, но и те глубинные закономерности, на основе которых обучение должно осуществляться. «При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет, прежде всего, то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в широком смысле слова» (Командышко Е.Ф.). Перестройка старой системы музыкального обучения и воспитания, её цели и содержания отражались прежде всего в основной форме учебно-воспитательного процесса - уроке музыки. Формировалось не только новое понимание урока музыки, но и стали появляться черты продуманной системы музыкально-воспитательной работы. Именно с этого времени стали употребляться термины «музыкальное воспитание», «слушание музыки», «музыкальное восприятие». Одним из первых, кто стал пользоваться термином «слушание музыки» и пытался аргументировать необходимость этого вида музыкально-педагогической работы, был известный педагог В. Каратыгин. Он, как и многие другие, подчёркивал, что всё, что происходит на музыкальных занятиях, опирается на музыкальный слух, на слуховое восприятие музыки. Урок музыки в советской школе сохранил свою форму, но изменились его цель и содержание. Даже такие виды музыкальной деятельности как «хоровое пение» и «музыкальная грамота» стали восприниматься по-другому. Главной задачей стало уже не просто «научить петь чисто», «научить петь по нотам», а помочь детям с помощью музыкальной грамоты и пения входить в мир музыкального искусства. В урок музыки вводились новые виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальная ритмика и другие. Так, проблема восприятия музыки часто рассматривалась во взаимосвязи с хоровым пением и музыкальной грамотой. Занятия музыкальной грамотой стали рассматриваться как способ научить детей чувствовать и понимать музыку как искусство. На уроках использовались ансамблевая игра на простых музыкальных инструментах. Б. Яворский ввёл в практику детский оркестр, в состав которого входили барабаны, бубны, кастаньеты, треугольники, разной высоты звоночки. Особенно изменилось отношение к хоровому пению и музыкальной грамоте. Хоровая деятельность стала рассматриваться как способ развития творчества, путь подготовки слушателей музыкального искусства, которые на основе личностного опыта смогут осознать и усвоить все выразительные возможности музыкального языка, и, таким образом, «наблюдать музыку». Уже в 20 годах в процессе становления и развития советской школы особенное внимание было направлено на развитие детского творчества в условиях массового музыкального воспитания. Вопросы детского творчества исследовались известными педагогами и психологами Б. Ананьевым, Л. Выготским, И. Пономарёвым, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, П. Якобсоном и многими другими. В музыкальной педагогике эта проблема рассматривалась в работах Б. Асафьева, Н. Ветлугиной, К. Головской. Б. Яворский и другие известные педагоги в 20 годах прошлого века воплощали свои идеи в музыкальных учебных заведениях, в которых применяли методические приёмы активизации и стимуляции детского музыкального творчества. Б. Яворский и его последователи выходили из того, что ценность музыкального творчества состоит не в творческой продукции, а, в большей мере, в самом процессе музыкальной деятельности. Анализируя процессы творческого развития школьников, известный педагог первой половины ХХ столетия Н. Брюсова пришла к выводам о том, что искусство должно занять в школе место рядом с наукой, ведь именно искусство способствует творческому развитию детской личности. В первой половине ХХ столетия стала осуществляться исследовательская работа по проблеме развития детских голосов, результаты которой обговаривались на конференциях музыкально-педагогических работников. Следует отметить, что атмосфера первой половины 20-х годов прошлого века, новая политическая ситуация в стране, ощущение свободы личности открывали простор для творческой инициативы. Жизнь требовала таких педагогических методов и организационных форм работы, которые позволяли бы привлекать к музыкальному искусству широкий круг молодёжи. Крепких сформированных традиций ещё не существовало, поэтому поиски нового были плодотворными, они проявлялись в музыкально-воспитательной работе, которая проводилась в общеобразовательных школах («единой трудовой»), в дошкольных заведениях, в «народных музыкальных школах», «школах музыкального просвещения», музыкальных школах, которые открывались, во внешкольных учреждениях, в концертных залах и т.д. В первые годы после революции не существовало единых требований, единых программ по музыке с точки зрения их концептуальности, тематизма, форм и методов музыкально-эстетического развития и воспитания школьников. Проверка программ по музыке показала, что они практически не могли быть выполнены без увеличения часов на уроки музыки. Значительная часть учителей музыки нуждалась в повышении квалификации, необходимости пополнения знаний и получения высшего образования. В стране начали создаваться специальные музыкальные отделения в педагогических институтах, создавались вечерние отделения при музыкальных училищах и т. д. Опыт музыкально-эстетического воспитания первой половины ХХ столетия поставил перед обществом большое количество проблем, но это был период, когда начала развиваться отечественная централизованная система массового музыкально-эстетического воспитания. Особое внимание было направлено на привлечение всех детей к музыкальной деятельности, что способствовало развитию детского творчества и разработке методических основ музыкального обучения и воспитания. В педагогической деятельности известных представителей отечественной школы художественного образования и эстетического воспитания в первой половине столетия была раскрыта самобытность художественного творчества детей и была осознана роль искусства в духовном и гуманистическом воспитании. Заключение Становление классической системы российского музыкального образования, формирование её национальных традиций проходило в сложные, противоречивые исторические эпохи, под влиянием конкретных политических, экономических и социокультурных установок определенных периодов. Вопрос о необходимости изучения национальных традиций в области музыкального образования побудил отечественных музыковедов, педагогов-музыкантов заняться активным исследованием истории музыкального образования для дальнейшего поиска путей развития отечественной музыкальной культуры и решения актуальных проблем современности. Путь становления системы российского музыкального образования был рассмотрен в работе в историко-теоретическом контексте, как целостная взаимосвязанная структура, отражающая исторические, политические, культурные особенности отдельных эпох и общую картину их взаимосвязи; а также в педагогическом контексте, на конкретных примерах, раскрывающих значение личностного вклада музыкальных деятелей в развитие музыкального образования. На сегодняшний день сформировавшаяся система классического музыкального образования полностью оправдывает принцип многоступенчатой структуры музыкально-образовательного комплекса «школа – колледж – вуз». Образование в современных российских музыкальных учебных заведениях должно быть комплексным, качественным, универсальным, подлинно современным, должно сочетать традиционную основу с новаторскими методами, отвечающими быстро меняющемуся времени. Складывавшийся веками принцип такой многоступенчатой структуры играет главенствующую роль в формировании высококвалифицированных кадров и способствует наиболее полному раскрытию таланта учащегося. Такая система не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Профессиональное обучение в такой структуре строится по принципу непрерывности и преемственности. Все три ступени представляют собой взаимодополняющие, сообщающиеся структуры. Это способствует решению ряда образовательных проблем, касающихся подготовки высокопрофессиональных кадров для учреждений культуры и искусства, выявления одаренных учащихся, поддержки молодежного творчества, Такая музыкальная система складывалась на протяжении многих эпох, преодолевая трудности каждого времени. На сегодняшний день необходимо искать пути обновления и развития отечественной системы музыкального образования в новых условиях существования учреждений культуры, сохранив при этом сложившиеся традиции. Список использованных источников
|