софисты философия. Софисты. Основные риторические положения Протагора, Горгия и других софистов Баркова Валерия
Скачать 1 Mb.
|
Основные риторические положения Протагора, Горгия и других софистовБаркова ВалерияКто такие софисты и их философия
Горгий
«Слово — величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные — может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость»«Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьёзностью»Учение софистовПротагор (ок. 480–ок. 410 гг. до н. э.) говорит об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с разным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение Горгий В своём труде «О природе» Горгий (ок. 483–375 гг. до н. э.) доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно не познаваемо, то оно невыразимо и необъяснимо. В результате он пришёл к выводу, что ни о чём нельзя сказать достоверно. Протагор Протагор и софистическое учениеПротагор первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него Протагору принадлежит афоризм «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» Что означает данный афоризм? Речь идёт об относительности всего существующего, в том числе истины и знания. Нововведения Горгия
Протагор
Обучение
Основные положения софистов.Человек и сознание – основная проблема софистики. Софисты произвели смещение оси философского исследования с природы на человека. В центре внимания оказались человек и его психология . Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов – логических приёмов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд правильное, оказалось в итоге ложным. Исходный принцип софистов; «Человек есть мера всех вещей» в том, что они существуют, и в том, что они не существуют». Отсюда субъективизм в оценках и суждениях. Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида – субъекта познания. Объективное, истинное познание недостижимо (скептицизм). Всякое знание относительно (релятивизм) Релятивизм в теории познания служит обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государственных законов., моральных оценок Почему деятельность софистов вызывало недоверие в обществе
Риторический идеал софистов
Спасибо за внимание |