недоросль. Основные термины и понятия Классицизм, говорящие фамилии, социальнополитическая комедия, просторечия
Скачать 20.25 Kb.
|
Основные термины и понятия: Классицизм, говорящие фамилии, социально-политическая комедия, просторечия. Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут. Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил. Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть. Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же. Терентьевича. Протосковал до самого утра. Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка? Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило. Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно. Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил. Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть. Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил. Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла. Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка? Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка. Г-жа Простакова. Как же это? Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку. Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку! Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало. Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка? Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку. Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение. Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин! Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын. Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь. Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город? Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо... Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят. Д. И. Фонвизин «Недоросль» 1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль». комедия 2. Герои «Недоросли» носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии? 3. Герои «Недоросли» носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии? говорящие 4. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д. И. Фонвизина. Классицизм????? 5. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения? диалог 8. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых? Госпожа Простакова, несмотря на то, что сама наняла сыну учителей, была совершенно безразлична к тому, что Митрофан не знает ни одной науки, считая его самым достойным и умным, баловала его без надобности: “Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил. Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия?” Отец Митрофана, Господин Простаков, был во всем покорен жене, но сына любил: “По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости и сам истинно не верю, что он мой сын”, однако слово против Госпожи Простаковой сказать не смел и руководство воспитанием оставалось на ней. Учителя Митрофана - Циферкин, Кутейкин, Вральман - вложить в его голову ничего не смогли, сам Циферкин говорил: “Не возьму ничего (денег). Он ничего не перенял”, за три года обучения Митрофану спускали с рук невежество как родители, так и учителя. С Еремеевной Митрофан был груб, несмотря на то, что она заступалась за него перед Скотиыбыниным: “Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться” и была единственной, кто потворствовала его учению: “Да поучись хоть немножечко”, хотя он обещал за это пожаловаться матери: “Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать тоску по вчерашнему”. Таким образом Митрофан, росши в не бедной семье, не получил образования из-за лености и безразличного отношения со стороны, отсутствия воспитания, правил и запретов как таковых. 9. В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.Фонвизина? В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” просвещенный главный герой - Чацкий - столкнулся с невежеством окружавших его людей: “Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давиче так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! о Боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех?!”. Однако в пьесе Фонвизина просвещенный герой в лице Стародума, в отличие от Чацкого, может тотчас же заметить невежество собеседника. Несмотря на то, что оба персонажа считаются особенными, отношение к ним совсем разное - это также столкновение двух огней. Стародума воспринимают как мыслителя и мудреца, а Чацкого - как откровенного безумца. Чацкий глубоко размышляет о чинах: “Чины людьми даются, а люди могут обмануться”, как и Стародум: “Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин”. Оба героя по-своему просвещены, встречаясь с различными невежественными людьми на своем пути. C17.1. Смешон или страшен Митрофан Простаков? Свой ответ аргументируйте. (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».) Для начала стоит разобраться в том, чем Митрофан может насмешить или устрашить читателя. Его необразованность или леность, неосведомленность в элементарных вещах или - совершенно банально - бесхарактерность, то, что приведет в ужас одного человека и заставит рассмеяться и пролистать дальше другого. Несомненно невежество героя - проблема как того времени, так и нашего, однако рассмотреть Митрофана с точки зрения современного среднестатистического читателя гораздо важнее. Что же он говорит своей матери: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был первый и последний раз...» - то, что можно услышать от многих учащийся детей. Митрофан отвергает учение, не находя в нем ничего для себя интересного или важного, считает пустой тратой времени, отдаваясь совершенно праздным обыденным развлечениям; не думая о своем будущем, ставя на нем крест и все продолжая надеяться на мать, он всей сутью отражает немаловажный порок современных людей. Митрофан без утайки отвечает, что желает жениться: «Уж давно, дядюшка, берет охота...», однако «Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник.» - говорит матери, и читатель понимает до конца, что он за человек. Не выказывает желания учиться и сам в людях этого не ищет; не ставит себе планку ни в работе, ни в учебе, не ждет этого от других. Митрофан равнодушен к любой науке и воспринимает все как должное, в отличие от матери своей, Госпожи Простаковой, называющую географию «наукой-то не дворянской», оправдывая свое невежество, а не смиряясь с ним, как ее сын. Немного порассуждав, читатель придет в ужас от персонажа Митрофана, увенчает невежество главным грехом и несомненно поймет позицию автора, желающего передать то, как нелепо может выглядеть необразованный человек в обществе и как страшно наблюдать это. |