Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Морфология культуры: пространство и время культуры , основные компоненты и паттерны культуры.

  • 6.Культура и цивилизация 1. История формирования понятия культуры: многообразие подходов к определению сущности и функций культуры.

  • 2. Глобальный, глокальный и локальный подходы в исследованиях культуры.

  • Культура, ее место и роль в жизни и деятельности человека.. Тема. Основные вопросы темы История формирования понятия культуры многообразие подходов к определению сущности и функций культуры


    Скачать 14.59 Kb.
    НазваниеОсновные вопросы темы История формирования понятия культуры многообразие подходов к определению сущности и функций культуры
    АнкорКультура, ее место и роль в жизни и деятельности человека
    Дата26.09.2021
    Размер14.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема.docx
    ТипДокументы
    #237194

    Тема №9.Культура, ее место и роль в жизни и деятельности человека.

    Основные вопросы темы:

    1. История формирования понятия культуры: многообразие подходов к определению сущности и функций культуры.

    2. Глобальный, глокальный и локальный подходы в исследованиях культуры.

    3. Морфология культуры: пространство и время культуры, основные компоненты и паттерны культуры.

    4. Материальная и духовная культура.

    5. Типология культуры: понятие типа культуры, историческая типология культур, линейный и локальный подход.

    6.Культура и цивилизация

    1. История формирования понятия культуры: многообразие подходов к определению сущности и функций культуры.

    Слово «культура» появилось в латинском языке, его первоначальный смысл – «возделывание», «обрабатывание», «уход», «воспитание», «образование», «развитие». Исследователи отмечают, что как самостоятельное понятие оно встречается в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа, который использовал его применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В XIX, и особенно в XX веке, понятие «культура» прочно вошло в обыденную речь и научный понятийный аппарат. В настоящее время насчитывается свыше 400 определений данного понятия, что связано с разнообразием самого феномена культуры. (Отметим, что подобное разнообразие неустранимо, поскольку является одной из главных причин существования этого феномена вообще.)

    Известны следующие виды определений культуры: предметно-ценностный («совокупность материальных и духовных ценностей»); деятельностный («способ человеческой деятельности»); личностно-атрибутивный (то, что отличает человека от животного; специфический способ мышления и чувствования, поведения); общественно-атрибутивный (социальное наследование, внегенетический способ передачи информации); информационно-знаковый («знаковая система»); системообразующий («совокупность организационных форм и методов»).

    Помимо этой есть и другая классификация подходов к пониманию культуры, условно их называют антропологическим, социологическим и философским. Суть первого подхода – в признании самоценности культуры каждого народа, ее уникальности, рассмотрение ее как основы образа жизни отдельного человека или общества. В антропологическом подходе культура понимается как способ существования человечества, т. е. она трактуется здесь предельно широко и по сути совпадает со всей жизнью общества в его истории.

    Несколько сужает антропологическое понимание культуры социологический подход, в котором культура осмысливается как фактор образования и организации жизнедеятельности общества. С позиций этого подхода, культура препятствует хаотизации общественной жизни, привнося в нее организованность и упорядоченность. Внутренняя логика общественного развития задается культурой, т. е. совокупностью произведенных в обществе ценностей.

    И, наконец, еще одно понимание культуры – философское. Этот подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры, а предполагает проникновение в их сущность путем выявления закономерностей, базисных характеристик и т. д. Для современной отечественной философии культуры достаточно традиционен деятельностный подход. Причем одни авторы говорят о культуре как о совокупном результате деятельности человека, другие – включают в нее и саму деятельность. Иные полагают, что культура – не всякая деятельность, а лишь та, которая связана с творческим ее развитием.

    Давая обобщенное определение понятию «культура», можно сослаться на дефиницию, сформулированную В. Межуевым: «Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе»[1]. В понятии «культура» фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни и вместе с тем качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности, особенности поведения, сознания и деятельности людей в многообразных сферах общественной жизни.

    Феномены культуры чрезвычайно вариативны. Любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют его культуру. Среди подобных явлений – знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи, язык, символика и коды, институты, орудия, технологии, ритуалы и многое другое.

    2. Глобальный, глокальный и локальный подходы в исследованиях культуры.


    написать администратору сайта