Главная страница

Реферат по истории. Основные задачи работы 4 Главная проблема рабства 5 Хронологические рамки 5 1 определение рабства 6 2 сущность рабства(холопства)


Скачать 38.04 Kb.
НазваниеОсновные задачи работы 4 Главная проблема рабства 5 Хронологические рамки 5 1 определение рабства 6 2 сущность рабства(холопства)
АнкорРеферат по истории
Дата10.02.2020
Размер38.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаreferat_istoria (1).docx
ТипДокументы
#107868


ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 4

Основные задачи работы 4

Главная проблема рабства 5

Хронологические рамки 5

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБСТВА 6

2 СУЩНОСТЬ РАБСТВА(ХОЛОПСТВА) 7

2.1 Становление холопа 7

2.2 Торговля холопами 7

2.3 Использование труда холопа 8

2.4Разряды холопства 8

2.5 Виды холопства 8

3 ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ НА РАБСТВО 10

3.1 Попытки воздействия на рабовладельцев 10

3.2 Борьба против произвольного убийства рабов и работорговли 10

3.3 Отпущение на волю 10

4 ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ХОЛОПСТВА 12

5 ПЕРЕХОД ОТ РАБОВЛАДЕНИЯ К КРЕПОСТНИЧЕСТВУ 13

5.1 Хронология закрепощения крестьян в России 13

5.2 Этапы закрепощения крестьян 14

5.3 Заповедные и урочные лета 15

6 ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА 17

6.1 Основные положения реформы 17

7 РАБСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 19

7.1Формы рабства и эксплуатации рабского труда в России 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20


ВВЕДЕНИЕ


Разделение труда стало необходимо для увеличения эффективности производства. При организации такого разделения тяжёлый, прежде всего, физический труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества военнопленных, которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать их к работе на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращенные в собственность господина и становились рабами.

Первые сведения о рабстве встречаются в период захвата семитскими племенами Шумера. Здесь упоминается покорение захваченного народа и его подчинение господину. Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э.

По современным представлениям, в эпоху первобытного общества рабовладение сначала отсутствовало полностью, затем появилось, но не имело массового характера. Причиной этого был низкий уровень организации производства, а первоначально — добывания пищи и необходимых для жизни предметов, при котором человек не мог произвести больше, чем необходимо для поддержания его жизни. В таких условиях обращение кого-либо в рабство было бессмысленно, так как раб не приносил пользы хозяину. В этот период, собственно, рабов как таковых не было, а были только пленники, взятые на войне.

Рабство начало расцветать уже при переходе к сельскому хозяйству. Рабский труд начал экономически оправдывать себя, тем самым и получил широкое распространение. Тогда и сложилась рабовладельческая система, просуществовавшая многие века — как минимум, с античных времён до XVIII века, а кое-где и дольше.

Цель работы

  • изучить проблемы свободы и рабства в России.

Основные задачи работы


Основными задачами данной работы являются:

  • рассмотреть определение рабства;

  • рассмотреть положение раба;

  • рассмотреть организацию труда раба в России;

  • рассмотреть разновидности рабства.

Главная проблема рабства


  • ограничение прав человека (лица или группы лиц), его свободы, личной неприкосновенности, принуждением к подневольному труду, к выполнению работы, не ограниченной по времени или неопределённой по характеру, к сексуальной несвободе, а также эксплуатации лица в качестве объекта права собственности (путём продажи, сдачи внаём и других).

Хронологические рамки


Рабство берет свое начало еще с древнейших времен. В древней истории восточного славянства между рабами и свободными пропасть не лежала: рабы входили в состав родственных коллективов на правах младших ее членов и трудились наравне и вместе с остальными. Среди зависимого населения древней Руси IX - XII вв., также весьма существенное место занимали рабы. Их труд, пожалуй, даже преобладал в древнерусской вотчине.

В современной исторической науке особенно популярной является идея о патриархальном характере рабовладения на Руси. Но в литературе есть и другие мнения. Поскольку рабский труд на Руси не стал основой общественного производства, то историю рабовладения в нашей стране следует перенести, прежде всего, в плоскость смены форм эксплуатации рабов, то есть форм организации рабского труда.

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБСТВА


Рабство — система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Прежде в рабов обращали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина.

Сейчас в большинстве стран мира рабство осуждается или запрещено законом. Суть рабства, как преступления, в лишении рабов будущего полностью или частично.

В России наравне с рабством стояло холопство.

Холопство — состояние несвободного населения в Киевской, Удельной Руси и Русском государстве. Отменено Петром I высочайшей резолюцией на докладные пункты генерала Чернышёва 19 января 1723 года. По правовому положению холопы приближались к рабам.

Холопство в свою очередь играло большую роль в общественной организации русских земель. Много упоминаний о холопах было в сборнике «Русская правда». Именно в ней было сказано, что холоп это не вещь, а объект права. За убийство чужого холопа налагался штраф, как за порчу имущества. Однако холоп не считался субъектом правонарушения.

2 СУЩНОСТЬ РАБСТВА(ХОЛОПСТВА)

2.1 Становление холопа


Холопом можно было стать двумя путями:

  1. Добровольно.

  2. Насильно.

Рассмотрим оба случая подробнее.

В первом, холопство устанавливалось по добровольному согласию человека, а во втором – помимо его воли. Так же и само насильственное обращение в холопа могло осуществляться несколькими способами:

  • Плен. Пожалуй, это один из самых обильных источников холопства.

В данном случае пленный или военнопленный невольно переходил в собственность хозяина.

  • Преступление. Здесь рабство является мерой наказания.

  • Несостоятельность в уплате долга. Рабство является мерой наказания должника.

  • Рождение от несвободных родителей. В данном случае рабство просто переходит по наследству.

В обратном случае, когда человек хочет стать холопом добровольно, его обращение может происходить по следующим причинам:

  • продажа себя в присутствии свидетеля;

  • брак с холопом;

  • поступление на службу тиуном или ключником.

2.2 Торговля холопами


Холопы были выгодным товаром многих стран, и в Древней Руси без этого не обошлось. Они были одним из главных предметов розничной торговли, наряду, например, с мехами, медом. Однако стоит отметить, что русский холоп ценился дешевле польского или чешского, так как часто и легко подавался в бега. Но так же холопов не сравнивали со скотом, и некоторые из них даже жили в отдельных домах и имели свое хозяйство или же им поручалось управление в некоторых отраслях.

2.3 Использование труда холопа


Труд холопа был широко развит в домашнем хозяйстве при городских и загородных дворах и в сёлах, принадлежавших князьям, боярам и монастырям. Они не только исполняли земледельческие и иные чёрные работы, но и обучалась разным ремёслам. Служба холопов в домашнем хозяйстве господ была пародией государственной службы; некоторые из них при княжеских дворах занимали важнейшие государственные должности.
    1. Разряды холопства

  • «Большие» холопы

Одна часть несла обязанности тиунов, ключников и приказчиков, то есть управляла отдельными отраслями господских хозяйств. Другая - сопровождала своих господ в походы.


  • «Меньшие» холопы

В основном составляли чернорабочую силу, с помощью которой в значительной мере удовлетворялись несложные, но иногда обширные потребности натурального хозяйства в крупных и средних боярских дворах. Это были конюхи, псари, повара, хлебники и всякая домашняя прислуга, далее кузнецы, плотники, хамовники (ткачи), скатерницы, тонкопрядицы и иные ремесленные люди. чернорабочую силу, с помощью которой в значительной мере удовлетворялись несложные, но иногда обширные потребности натурального хозяйства в крупных и средних боярских дворах. Это были конюхи, псари, повара, хлебники и всякая домашняя прислуга, далее кузнецы, плотники, хамовники (ткачи), скатерницы, тонкопрядицы и иные ремесленные люди.

2.5 Виды холопства


К началу XVI в. на Руси существовало несколько категорий холопов (или их разновидностей) и социальных групп, эволюционирующих в сторону холопства. К первым относятся холопы старых категорий (полные, старинные) и одной новой категории (докладные), ко вторым — находящиеся в зависимости по служилой кабале и на добровольной службе.

Полное холопство - состояние несвободного населения в Киевской, Удельной Руси и Русском государстве. Отменено Петром I высочайшей резолюцией на докладные пункты генерала Чернышёва 19 января 1723 года.

Полное холопство было наследственным, оно передавалось детям от зависимых родителей.

Кабальное холопство — особый вид холопства, возникший и получивший юридическое определение в московском праве.

По своему происхождению это — холопство из займа: должник личной службой во дворе кредитора погашал проценты на занятый капитал. Это определялось особым документом — служилой кабалой. Такая зависимость юридически прекращалась уплатой долга, но фактически уплатить долг было почти невозможно, так как весь труд должника шёл на уплату только процентов. В большинстве случаев оно было пожизненным.

3 ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ НА РАБСТВО

3.1 Попытки воздействия на рабовладельцев


Церковь не была противником холопства, даже, наоборот, пыталась воздействовать на рабовладельцев с целью смягчения условий существования рабов. в первое время разрешала обладание холопами отдельным представителям клира (духовенства). Однако церковь не могла сильно повлиять на рабовладельческую совесть, так как ее меры не были столь внушительными. Но все же в этом были и исключения, например, рабовладельцы, сильно перегибающие с наказаниями своих рабов (нагота, голод, чрезмерные избиения).

3.2 Борьба против произвольного убийства рабов и работорговли


Церковь была настойчива и к непроизвольным убийствам рабов и против торговли ими. Она выдвигала строгие правила в этом отношении, но даже их некоторые рабовладельцы пытались избежать. Наказания можно было избежать только если убийство раба было неумышленным, но их владельцы очень умело находили оправдания, тем самым его избегая.

3.3 Отпущение на волю


Успешно сказывалось влияние церкви в вопросах отпущения рабов на волю. духовенство стремилось провести в практику правила об обязательном в некоторых случаях отпущении холопов на волю по желанию и перед лицом общественной власти. О такой торжественной форме отпущения упомянуто в Русской Правде. Здесь же указан и случай обязательного освобождения детей после смерти отца: они не получали наследства, но освобождались вместе с матерью. Так же свободу могла получить изнасилованная рабыня. Но эта статья была пропущена с уточнением того, что рабыня должна быть чужой.

Церковь старалась помогать рабам, желающим получить свободу. Если холоп выкупался, то должен был заплатить ровно столько, сколько было отдано за него. Выкупленные рабы причислялись к разряду изгоев, и, соответственно, входили в категорию церковных людей, состоящих под покровительством церковных учреждений.


4 ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ХОЛОПСТВА


Сначала была введена  новая окладная единица обложения — двор. Это было сделано для более удобных прямых сборов с дворового числа. К сборам относились абсолютно все прикрепленные к двору. Таким образом, все они стали тяглыми людьми. Так же отношение к зависимым людям становилось более обходительным. Они начали учитываться в переписи населения как люди при дворе.

Таким образом, по указам 1720—1722 гг. из дворовых людей должны были попасть в подушный оклад все проживавшие в деревнях без исключения, а из городских дворовых — лишь те, которые обрабатывали пашню на себя или на господ. Относительно городских дворовых, которые не пашут никаких пашен и имеют пропитание «токмо денежною или хлебною дачею», в высочайшей резолюции на докладные пункты генерала Чернышёва 19 января 1723 г. определено: «писать всех и служащих, как крестьян, и положить в побор». С этого времени все дворовые без всяких изъятий были включены в состав плательщиков подушного оклада.

5 ПЕРЕХОД ОТ РАБОВЛАДЕНИЯ К КРЕПОСТНИЧЕСТВУ


В XVI веке в Московском государстве возникла поместная система. Князь начал выдавать за хорошую воинскую службу участки земли – поместья. В этот период крестьянин еще был лично свободным и держал земельный участок по договору с владельцем поместья. Он обладал правом выхода или отказа; то есть правом уйти от землевладельца. Землевладелец не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. По судебнику Ивана III устанавливался единый срок для выхода крестьян – это неделя до Юрьева дня и неделя после. Даже Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года не отменял крестьянского «выхода» и не прикреплял крестьян к земле. Этот акт лишь определял необходимость возврата сбежавшего крестьянина к прежнему землевладельцу, если уход состоялся в пятилетний срок до 1 сентября 1597 года. Только при царе Алексее Михайловиче Романове, в Соборном Уложении 1649 года было установлено бессрочно прикрепление крестьянина к земле. С 1741 года происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и крепостное право распространяется на все разряды владельческого крестьянства. Со 2-й половины XVIII века происходит окончательное закабаление крестьян:

  • В 1760 году — помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь.

  • В 1765 году — помещики получили право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы

  • В 1767 году — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные на своих помещиков лично императору.

5.1 Хронология закрепощения крестьян в России


  • 1497 год — введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.

  • 1581 год — отмена Юрьева дня — «заповедные лета».

  • 1597 год — право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

  • 1607 год — соборное уложение 1607 года: срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

  • 1649 год — соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

  • 1718—1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

  • 1746 год — сенатский указ «О непокупке купцам и прочим разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крестьян».

  • 1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.

  • 1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.

  • 1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы[15]..

  • 1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору[16].

  • 1783 год — распространение крепостного права на Левобережную Украину.

5.2 Этапы закрепощения крестьян


  • Первый этап (конец XV — конец VXI вв.) — Юрьев день

Из-за роста господских повинностей крестьяне всё чаще уходят от помещиков на другие земли. Власть государя еще не настолько велика для введения жёстких запретов. Но необходимость сохранить лояльность дворянства требует принятия мер. Поэтому в 1473 году Иван 3 издает Судебник, согласно которому уход от помещика теперь возможен только после окончания пахатных работ, 26 ноября, в течение недели до Юрьева дня и недели после, при условии выплаты «пожилого».

В 1581 году на фоне тяжелых разорений страны царь Иван 4 Грозный издает Указ о введении «заповедных лет», временно запрещающий крестьянам уходить даже в Юрьев день.

  • Второй этап (конец XVI в. — 1649 г.) — Соборное уложение

В эпоху Смутного времени удержать крестьян от бегства становится все труднее. В 1597 г. издается указ о введении 5-летнего срока сыска беглых крестьян. В последующие годы срок «урочных лет» увеличивается. В обязанности местных администраций входит сыск беглых и дознание, которому подвергаются все пришлые крестьяне.

Соборное Уложение 1649 года окончательно признаёт крестьян собственностью землевладельцев. Крепостнический статус утверждается как наследственный — дети отца-крепостного и свободные люди, вступающие в брак с крепостными, также становятся крепостными. «Урочные лета», объявленные Иваном Грозным, отменяются: в силу вступает указ о бессрочном сыске беглых.

  • Третий этап (середина XVII — конец XVIII вв.) — полное укрепление крепостничества

Самый тяжелый этап закрепощения крестьян. Помещики получают полное право распоряжаться крепостными: продавать, подвергать телесным наказаниям (нередко приводящим к гибели крестьян), без суда ссылать на каторгу или в Сибирь. К этому времени крепостные фактически ничем не отличаются от чернокожих рабов на плантациях Нового Света.

К началу этого периода становится всё более очевидной упадочность крепостнической системы. Развитие либеральных идей среди дворянства приводит к формированию негативного отношения передовой его части к явлению крепостничества. Понимание неэффективности и позорности самого явления крепостной зависимости постепенно укрепляется и на самом верху. Попытки изменить существующее положение предпринимает Павел 1, затем Александр 1. Но лишь спустя полвека Александр 2 издает Манифест, дающий крепостным право распоряжаться своей свободой, по своему усмотрению менять виды деятельности и переходить в другие сословия.

5.3 Заповедные и урочные лета


Заповедные лета (также заповедные годы, от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года).

Егорий Осенний (Юрьев день) — день народного календаря у славян, приходящийся на 26 ноября (9 декабря). Название дня происходит от имени святого Георгия Победоносца. Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков» и они могут нападать на всякий скот.

Урочные лета на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян.

Царский указ от 20 февраля 1597 года впервые использует словосочетание «урочные годы» для обозначения пятилетнего срока сыска крестьян, при этом словосочетание используется лишь однажды «и велел бы государь те урочные пять лет отставить», в других местах тот же указ использует «указные лета». Термин закрепился к 1641 году, когда указ об установлении десятилетней давности сыска уже исключительно пользуется словосочетанием «урочные лета».

6 ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА


Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России. Явилась первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II; провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

6.1 Основные положения реформы


Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:


  • Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землёй.

  • Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

  • Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

  • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.

  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

  • Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

  • Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

7 РАБСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


Рабство в современной России — преступная деятельность на территории Российской Федерации, связанная с обращением людей в рабство или близкое к рабству состояние. По действующему законодательству России за преступления против свободы человека предусмотрена уголовная ответственность по статьям УК РФ 126 «Похищение человека», 127 «Незаконное лишение свободы», 127.1 «Торговля людьми» и 127.2 «Использование рабского труда». Факты порабощения и использования рабского труда в современной России подтверждаются независимыми организациями и правоохранительными органами РФ.

7.1Формы рабства и эксплуатации рабского труда в России


  • Трудовое рабство

Трудовое рабство является наиболее распространенной формой рабства в России. Рабы, включая мужчин, женщин и детей из России и других стран принуждаются к рабскому труду в России, включая работу в строительной отрасли, в текстильных магазинах, а также в сельском хозяйстве. Многие заключенные практически не получают оплаты за свой труд. Выгоду от эксплуатации рабского труда заключенных тюрем получают крупные компании, как правило, созданные высокопоставленными чиновниками.

  • Сексуальное рабство

Российских женщин принуждали к проституции в России или переправляли для этой цели в другие страны.

  • Насильственные браки и похищение невест

В соответствии с международными обязательствами РФ принудительные браки в России запрещены и для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак (ст. 12 Семейного кодекса РФ). В современной России случаи похищения невесты, особенно в кавказских республиках и прилегающих регионах, были зафиксированы и в 2007 году включительно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что рабство это одна из самых ужасных вещей, когда-либо существовавших. Людей использовали, как только могли, причем сами люди от этого не получали ничего, кроме всяческих увечий и ограничений. Хотя и были введены законы об отмене всевозможных форм рабства, некоторым людям или организациям ничего не мешает использовать наемный труд людей, в разных сферах услуг, и по сей день.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ингрэм Д. К. История рабства от древнейших до новых времен. Пер. З. Журавской. — СПб., 1896.

  2. Ключевский В. О. Подушная подать и отмена холопства в России // Русская мысль. — 1886. — № 5, 7, 9, 10 ; Соч. — Т. 7. — М., 1959;

  3. Myunivercity/[Электронный ресурс]/Режим доступа https://www.myunivercity.ru/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC/36120.html

  4. Чичерин Б. Н. Холопы и крестьяне в России до XVI в. // Опыты по истории русского права. — 1858;

  5. Колычева Е. И. Холопство и крепостничество (конец XV—XVI в.). — М., 1971;


написать администратору сайта