Философия. Основной вопрос философии подходы, позиции, мнения
Скачать 47.35 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» Интернет-институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Философия» на тему: «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ: ПОДХОДЫ, ПОЗИЦИИ, МНЕНИЯ» Выполнил студент гр. ИБ761051 Федоров А.В. Проверил: к.ю.н., доц. Соколова С.Н. Тула – 2017 Содержание Введение……………………………………………………………………………...3 1. Содержание основного вопроса философии…………………………………….5 2. Онтологическая сторона основного вопроса философии………………………7 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии…………………..12 4. Критика основного вопроса философии……………………………………….15 Заключение………………………………………………………………………….19 Список источников и литературы…………………………………………………21 Введение Основной вопрос философии занимает важное место в мировой философии. С ним сталкивается любая более или менее развитая философская система. При этом, многие современные философы оспаривают наличие данного вопроса, стремясь заменить его множеством других. В то же время, именно с вопроса о том, материальное или духовное начало лежит в основе мира, начинается сама философия. Задачей философии является передача целостного представления о мире, что требует исследования вопроса о соотношении материального и духовного. От достоверности решения рассматриваемого вопроса зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем. Тем самым обуславливается актуальность изучения основного вопроса философии. Цель исследования – изучение основной вопрос философии, подходы, позиции, мнения касательно данного вопроса. Для достижения были поставлены и решались следующие задачи: - рассмотреть содержание основного вопроса философии; - исследовать онтологическую сторону основного вопроса философии; - изучить гносеологическую сторону основного вопроса философии; - проанализировать критику основного вопроса философии Объект исследования – основной вопрос философии. Предмет исследования - подходы, позиции, мнения касательно основного вопроса философии. В процессе написания контрольной работы использовались следующие методы: - теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, дедукция, индукция); - эмпирические методы (анализ научной литературы). Основной вопрос философии исследуется такими современными учеными, как В.И. Александров, А.В. Ерахтин, М.М. Прохоров, исследующие как сущность данного вопроса и его стороны, так и его критику, Л.В. Матяш, А.П. Васильевич, А.В. Панин, изучающие основной вопрос философии в контексте исследования философии как науки. Контрольная работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка источников и литературы. 1. Содержание основного вопроса философии Основной вопрос в философии представляет собой вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Материя и сознание (дух) являются неразрывными и в то же время противоположными характеристиками бытия. В.И. Александров отмечает, что «отношение материи и сознания есть универсальный философский принцип, нашедший свое наиболее полное выражение в основном вопросе философии» 1. В истории философии первоначально проблема отношения материи и сознания ставилась в сугубо онтологическом плане, отыскивая место «души» в материальном мире. Но уже Платон начинает различать и противопоставлять два вида философов. С точки зрения первых, все в мире произошло благодаря природе и случаю. С точки зрения других – природа возникла из искусства и разума и им подвластна, т.е. душа первична. Вопрос об отношении мышления к бытию впервые четко сформулировал Ф. Энгельсом. Он выделил две его стороны: - онтологическая сторона, заключающаяся в вопросе, что первично - бытие (материя) или мышление (сознание)? Материальное или идеальное? - гносеологическая сторона, заключающаяся в вопросе, способно ли мышление познать мир таким, каким он существует в действительности. Классической формой выражения основного вопроса философии явилось определение, данное Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию»2. Основной вопрос является основным в силу того, что он выражает специфику философии, которая находится в области всеобщего бытия, основным признаком которого является неопределенность. Неопределенность, присущая основному вопросу философии, выражающая специфику философии, можно выяснить только путем анализа содержания высказываемой мысли и той формы, в которую эта мысль облекается. Таким образом, основной вопрос в философии представляет собой вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Данный вопрос впервые был четко сформулирован Ф. Энгельсом, который выделил в нем онтологическую сторону (заключается в вопросе, что первично - бытие (материя) или мышление (сознание)) и гносеологическую сторону (заключается в вопросе, способно ли мышление познать мир таким, каким он существует в действительности). 2. Онтологическая сторона основного вопроса философии Отвечая на основной философский вопрос с его онтологической стороны, философские учения занимают две противоположные позиции. Тем самым, существуют два противоположных направления в философии: - материализм, представители которого основным началом считали природу, - идеализм, представители которого утверждали, что дух существовал прежде природы. А.В. Ерахтин обращает внимание на то, что «при рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как объективный идеализм; субъективный идеализм; материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм»1 (рисунок 1). Направления, рассматривающие онтологическую сторону основного вопроса философии Материализм Идеализм Деизм Дуализм Материализм Вульгарный материализм Субъективный идеализм Объективный идеализм Рисунок 1 - Направления, рассматривающие онтологическую сторону основного вопроса философии Как уже отмечалось, материализм представляет собой направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно, с позиции материализма: - материя реально существует; - материя независима от сознания, т.е. она существует независимо от того, мыслит кто-либо о ней или нет; - материя представляет собой самостоятельную субстанцию, которая не испытывает необходимости в том, чтобы кто-то существовал кроме нее; - материя существует и развивается в соответствии со своим внутренним законом; - сознание (дух) является свойством высокоорганизованной материи, заключающимся в отражении самой себя; - сознание не существует самостоятельно наряду с материей; - материя определяет сознание. Представителями материализма были такие философы, как «Демокрит, Фалес, Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин и другие»1. В качестве господствующего направления философии материализм был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, в Англии в XVII в. (в период буржуазной революции) и во Франции XVIII века, СССР и социалистических странах в ХХ веке. К достоинствам материализма относится то, что данное направление опирается на науку, в первую очередь, на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.). Многие положения материалистов логически доказываются. При всем при этом, они недостаточно объясняют сущность сознания, наличие явлений окружающего мира, что относится к слабой стороне материализма. Одним из особых направлений, которое выделяется в материализме, является вульгарный материализм. К его представителям относятся Фохт, Молешотт, которые абсолютизируют роль материи, исследуют ее с точки зрения физики, математики и химии, ее механическую сторону, игнорируя сознание как сущность и отрицая возможность ответного влияния сознания на материю. Идеализм представляет собой направление в философии, сторонники которого «в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух)»1. В идеализме выделяются два самостоятельных направления: - объективный идеализм, представителями которого были Платон, Лейбниц, Гегель и др.; - субъективный идеализм, представителями которого были Беркли, Юм. Идеализм в качестве господствующего философского направления был распространен в платоновской Греции, в средние века, в настоящее время - в США, Германии, других странах Западной Европы. Основателем объективного идеализма считается Платон. В соответствии с концепцией объективного идеализма: - реально существующей является только идея; - идея является первичной; - в окружающей действительности выделяется «мир идей» и «мир вещей», при этом «мир идей изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.)»2; - «мир вещей» является материальным миром, который не существует самостоятельно, а представляет собой воплощением «мира идей»; - каждая вещь является воплощением идеи данной вещи; - большая роль в преобразовании «чистой идеи» в определенную вещь принадлежит Богу-Творцу; - отдельные идеи могут объективно существовать независимо от сознания. В отличие от субъективных идеалистов объективные идеалисты считали, что: - все вещи существует только в сознании субъекта (человека), который познает их; - идеи, образы материальных вещей также существуют в разуме человека через чувственные ощущения; - ни материя, ни идеи не существуют вне сознания отдельного человека. Слабой чертой идеализма является то, что «отсутствует достоверное (логическое) объяснение самого наличия «чистых идей» и того, как она превращается в конкретную вещь (т.е. отсутствует логическое объяснение механизма возникновения материи и идеи)»1. Наряду с материализмом и идеализмом, являющимися основными философскими направлениями, существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм. Дуализм в качестве философского направления был основан Декартом. Его представители, отражающие суть данного направления, отстаивали: - существование двух независимых субстанций - материальной (обладающей свойством протяжения) и духовной (обладающей свойством мышления); - положение о том, что все в мире производно либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной); - соединение в человеке одновременно двух субстанций - и материальной, и духовной; - противоположность и взаимосвязанность материи и сознания (духа); - отрицание существования в действительности основного вопроса философии в связи с тем, что материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм является направлением в философии, «сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей»1. Деисты считали, что материя является одухотворенной, и не противопоставляли материю и дух (сознание). Таким образом, касательно онтологической стороны основного вопроса философии, выделяются две основные противоположные позиции – материализм и идеализм. Сторонники материализма считали, что первичной является материя, которая реально существует, независима от сознания, развивается в соответствии со своим внутренним законом, определяет сознание. В материализме выделяется такое направление, как вульгарный материализм, который абсолютизирует роль материи. Сторонники идеализма первичным считали сознание (идею, дух). С позиции объективного идеализма реально существует только идея, которая является первичной. Материальный мир не существует самостоятельно, а представляет собой воплощением «мира идей». С позиции субъективного идеализма все вещи существует только в сознании человека. Помимо материализма и идеализма распространенными философскими направлениями являются дуализм (отстаивает существование двух независимых субстанций - материальной и духовной), деизм (не противопоставляли материю и дух). 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии Касательно гносеологической стороны основного вопроса философии, которая заключается в вопросе, способно ли мышление познать мир таким, каким он существует в действительности, выделяются два основных направления - эмпиризм и рационализм. Кроме того, выделяются также такие направления, как гностицизм и агностицизм (рисунок 2). Направления, рассматривающие гносеологическую сторону основного вопроса философии Эмпиризм Рационализм Иррационализм Гностицизм Агностицизм Рисунок 2 - Направления, рассматривающие гносеологическую сторону основного вопроса философии Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон, рационализма - Р. Декарт. С позиции эмпиризма в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. В отличие от эмпиризма, основная идея рационализма заключается в том, что «истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта»1. Рационалисты считают, что: - реально существует только сомнение во всем, а сомнение и, соответственно, мысль являются деятельностью разума; - существуют истины, которые являются аксиомами, очевидными для разума, и которые не требуют никаких опытных доказательств. Особым направлением является иррационализм, представителями которого были Ницше и Шопенгауэр. С позиции иррационализма мир является хаотичным, характеризуется отсутствием внутренней логики, следовательно, его нельзя познать разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. С позиции гностицизма, представителями которого, как правило, являются материалисты: - мир является познаваемым; - возможности познания при этом неограничены. С позиции агностицизма, сторонниками которой являются, как правило, идеалисты, и которая является противоположной гностицизму: - мир является непознаваемым; - возможности познания ограничивают познавательные возможности человеческого разума. К видным теоретикам агностицизма принадлежал Иммануил Кант. В соответствии с его мнением, человеческий разум имеет большие возможности, которые при этом имеют свои границы. В связи с конечностью и ограниченностью познавательных возможностей человеческого разума, в мире существуют загадки (противоречия), которые человек не сможет разгадать никогда (к примеру, существует ли Бог). В соответствии с Кантом, даже то, что входит в рамки познавательных возможностей человеческого разума, человек все равно не сможет никогда познать, так как разум может познать только те вещи, которые отображаются в чувственных ощущениях, но никогда не сможет познать внутреннюю сущность вещи. М.Р. Демин отмечает, что «агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений (как проявлений сущности материальных объектов)»1. Таким образом, касательно гносеологической стороны основного вопроса философии, выделяются два основных направления - эмпиризм и рационализм. Кроме того, выделяются также такие направления, как гностицизм и агностицизм. С позиции эмпиризма в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. С позиции рационализма истинное знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Иррационалисты считают, что мир характеризуется отсутствием внутренней логики, следовательно, его нельзя познать разумом. С позиции гностицизма, мир является познаваемым, при этом возможности познания не ограничены. Агностицизм отстаивает мнение, что мир является непознаваемым, а возможности познания ограничивают возможностями человеческого разума. 4. Критика основного вопроса философии В настоящее время основной вопрос философии «растворяется в бесконечном множестве других вопросов данной науки»1. Аргументированной критике он подвергся со стороны таких философов, как Т.И. Ойзерман и А.Л. Никифоров. Отрицание данного вопроса в его классическом выражении объясняется тем, что каждый философ может рассматривать в качестве основного вопроса как для себя, так и для всей философии тот вопрос, который он исследует. Например, для Ф. Бэкона главным был вопрос о расширении могущества над природой посредством изобретений, для Ж.-Ж. Руссо - о социальном неравенстве, для К. Гельвеция - о путях достижения счастья и т.д. Критики основного вопроса философии не признают обоснованным аргумент, доказывающий присутствие данного вопроса в любой фундаментальной философской системе, который заключается в том, что даже если философ субъективно не осознает и не рассматривает этой проблемы, объективно он ее все-таки решает. Е.А. Ерахтин обращает внимание на то, что А.Л. Никифоров, рассматривая данный аргумент, пишет, что он «смешит своей вызывающей некорректностью»2. Критики рассматриваемого вопроса считают, что любая фундаментальная проблема может выступить как основной вопрос философии (к примеру, проблема соотношения эмпирического и теоретического). А.Л. Никифоров аргументирует это тем, что каждая философская система характеризуется наличием своего основного вопроса (или даже нескольких), решение которого оказывает влияние на истолкование и решение других вопросов, обсуждаемых в системе. Аналогичной позиции придерживается академик Т. И. Ойзерман. Он считает, что в философии имеется много вопросов, которые могут и должны рассматриваться как основные, основополагающие, и отрицает наличие борьбы между материалистами и идеалистами в истории философии. «Материалисты, по его словам, высказывали только критические замечания в адрес идеалистов, а идеалисты считали ненужным обосновывать свои воззрения материалистам»1. Рассматривая вопрос о познаваемости мира, Ойзерман считает, что он не является второй стороной основного вопроса философии. Он ссылается на то, что Энгельс подчеркивает, что и материалисты, и идеалисты, как правило, положительно отвечают на этот вопрос, признают принципиальную познаваемость мира. Следовательно, данный вопрос не выражает противоположности между этими направлениями. Соответственно, вопрос о познаваемости мира напрямую не связан с делением философов на материалистов и идеалистов. Критики основного вопроса философии рассуждают о заблуждениях классиков марксистской философии, отмечая, что В. И. Ленин ошибался, когда называл отражение всеобщим свойством материи, родственным с ощущением. Аргументируется это тем, что даже если признать наличие отражения на всех уровнях развития материи, то это не означает, что вся материя обладает свойством, родственным ощущению. Например, «родственным ощущению свойством является раздражимость, которая не присуща неорганической природе»2. Эту же проблему рассматривает и А. Л. Никифоров, пытаясь доказать на примере концепции П. Тейяра де Шардена, что основной вопрос философии на практике не работает. Он констатирует, что Тейяр де Шарден как ученый признает первичность материи по отношении к духу в том смысле, что в основе возникновения жизни и последующего появления человеческого разума лежит усложнение структуры материальных форм. А.Л. Никифоров делает вывод, что «для Тейяра нет вопроса о том, что первично - материя или сознание, ибо в самых элементарных своих проявлениях материя несет в себе зародыши последующей психики»3. Исследуя концепцию Тейяра де Шардена, Никифоров не может определиться с его философской позицией – является он материалистом, идеалистом или дуалистом. В связи с этим, данный критик предлагает отказаться от веры в основной вопрос философии, так как проблемы в соотношении материи и сознания нет. Согласно материалистической философии мышление является атрибутивным свойством материи, поскольку оно выступает одной из форм отражения, высшей его формой. Еще Д. Дидро полагал, что у материи есть чувствительность как общее существенное ее свойство. Он обращал внимание на то, что различие между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации, но это не противоречит мысли о том, что способность ощущения есть всеобщее свойство материи. Критики основного вопроса философии обращают внимание на то, что материализм и идеализм не всегда составляли два противоположных «лагеря», в решении некоторых вопросов они соприкасались и даже перекрещивались. Многие философы, например И. Кант или П. Тейяр де Шарден, одни вопросы решали с позиций материализма, а другие - с позиций идеализма.1. Таким образом, в настоящее время основной вопрос философии подвергается аргументированной критике со стороны философов, среди которых такие, как Т.И. Ойзерман и А.Л. Никифоров. Аргументируется это, в первую очередь тем, что каждый философ может рассматривать в качестве основного вопроса как для себя, так и для всей философии тот вопрос, который он исследует. Критики рассматриваемого вопроса считают, что любая фундаментальная проблема может выступить как основной вопрос философии. Кроме того, ими отрицается наличие борьбы между материалистами и идеалистами в истории философии, отмечается, что вопрос о познаваемости мира не является второй стороной основного вопроса философии. Объясняется это тем, что и материалисты, и идеалисты, как правило, признают принципиальную познаваемость мира. А. Л. Никифоров доказывает, что основной вопрос философии на практике не работает. Данный критик предлагает отказаться от веры в основной вопрос философии, так как проблемы в соотношении материи и сознания нет. Заключение Основной вопрос в философии представляет собой вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Данный вопрос впервые был четко сформулирован Ф. Энгельсом, который выделил в нем онтологическую сторону (заключается в вопросе, что первично - бытие (материя) или мышление (сознание)) и гносеологическую сторону (заключается в вопросе, способно ли мышление познать мир таким, каким он существует в действительности). Касательно онтологической стороны основного вопроса философии, выделяются две основные противоположные позиции – материализм и идеализм. Сторонники материализма считали, что первичной является материя, которая реально существует, независима от сознания, развивается в соответствии со своим внутренним законом, определяет сознание. В материализме выделяется такое направление, как вульгарный материализм, который абсолютизирует роль материи. Сторонники идеализма первичным считали сознание (идею, дух). С позиции объективного идеализма реально существует только идея, которая является первичной. Материальный мир не существует самостоятельно, а представляет собой воплощением «мира идей». С позиции субъективного идеализма все вещи существует только в сознании человека. Помимо материализма и идеализма распространенными философскими направлениями являются дуализм (отстаивает существование двух независимых субстанций - материальной и духовной), деизм (не противопоставляли материю и дух). Касательно гносеологической стороны основного вопроса философии, выделяются два основных направления - эмпиризм и рационализм. Кроме того, выделяются также такие направления, как гностицизм и агностицизм. С позиции эмпиризма в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. С позиции рационализма истинное знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Иррационалисты считают, что мир характеризуется отсутствием внутренней логики, следовательно, его нельзя познать разумом. С позиции гностицизма, мир является познаваемым, при этом возможности познания не ограничены. Агностицизм отстаивает мнение, что мир является непознаваемым, а возможности познания ограничивают возможностями человеческого разума. В настоящее время основной вопрос философии подвергается аргументированной критике со стороны философов, среди которых такие, как Т.И. Ойзерман и А.Л. Никифоров. Аргументируется это, в первую очередь тем, что каждый философ может рассматривать в качестве основного вопроса как для себя, так и для всей философии тот вопрос, который он исследует. Критики рассматриваемого вопроса считают, что любая фундаментальная проблема может выступить как основной вопрос философии. Кроме того, ими отрицается наличие борьбы между материалистами и идеалистами в истории философии, отмечается, что вопрос о познаваемости мира не является второй стороной основного вопроса философии. Объясняется это тем, что и материалисты, и идеалисты, как правило, признают принципиальную познаваемость мира. А. Л. Никифоров доказывает, что основной вопрос философии на практике не работает. Данный критик предлагает отказаться от веры в основной вопрос философии, так как проблемы в соотношении материи и сознания нет. Список источников и литературы 1. Александров В.И. Форма и содержание основного вопроса философии / В.И. Александров // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. – 2014. – Т.14. - № 9. – С. 3-7. 2. Демин М.Р. Еще раз об основном вопросе философии: мышление и бытие в немецкой философии середины ΧIΧ века / М.Р. Демин // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 3 – С. 133-147. 3. Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии / А.В. Ерахтин // Философия и общество. - 2016. - № 1. – С.57-67. 4. Зеленцова М.Г. Мир, человек, общество. Актуальные проблемы философского знания / М.Г. Зеленцова. – Иваново, 2007. – 68 с. 5. Классен Э.Г. Идеализм и материализм – эти мелкие различия и великие противостояния / Э.Г. Классен // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. – 2013. - № 11. – С.71-77. 6. Матяш Л.В. Философия: учебник / Л.В. Матяш. – М., 2014. – 507с. 7. Прохоров М.М. Основной вопрос философии и онтоглосиология / М.М. Прохоров // Философия и общество. – 2016. - № 4. – С. 92-109. 8. Философия: учебник / Под. ред. А.П. Васильевича, А.В. Панина. – М.: проспект, 2017. – 593 с. 1 Александров В.И. Форма и содержание основного вопроса философии / В.И. Александров // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. – 2014. – Т.14. - № 9. – С. 3 2 Там же. 1 Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии / А.В. Ерахтин // Философия и общество. - 2016. - № 1. – С.57 1 Матяш Л.В. Философия: учебник / Л.В. Матяш. – М., 2014. – С.98. 1 Там же - с.120. 2 Философия: учебник / Под. ред. А.П. Васильевича, А.В. Панина. – М.: Проспект, 2017. – С.127. 1 Классен Э.Г. Идеализм и материализм – эти мелкие различия и великие противостояния / Э.Г. Классен // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. – 2013. - № 11. – С.71 1 Матяш Л.В. Философия: учебник / Л.В. Матяш. – М., 2014. – С.111. 1 Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии / А.В. Ерахтин // Философия и общество. - 2016. - № 1. – С.58 1 Демин М.Р. Еще раз об основном вопросе философии: мышление и бытие в немецкой философии середины ΧIΧ века / М.Р. Демин // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 3 – С. 133 1 Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии / А.В. Ерахтин // Философия и общество. - 2016. - № 1. – С.59. 2 Там же. 1 Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии / А.В. Ерахтин // Философия и общество. - 2016. - № 1. – С.60. 2 Там же. 3 Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии / А.В. Ерахтин // Философия и общество. - 2016. - № 1. – С.64. 1 Там же. – С.65. |